Найти в Дзене
История и культура Евразии

ВМВ / 1931 / Крейсера типа «Дойчланд» / Уникальные «карманные линкоры» Третьего рейха

Оглавление

Крейсера типа «Дойчланд» стали ярким примером инженерного мастерства Германии в условиях строгих ограничений Версальского договора. Эти корабли, разработанные в 1928 году, представляли собой уникальный баланс между мощным вооружением, высокой скоростью и относительно небольшими размерами. Их появление вызвало настоящий фурор в военно-морских кругах, а британская пресса окрестила их «карманными линкорами» за сочетание характеристик линкоров и крейсеров. Всего было построено три корабля этого типа: «Дойчланд», «Адмирал Шеер» и «Адмирал граф Шпее». Рассмотрим детально первый из них — «Дойчланд».

Крейсер «Дойчланд» в море https://wwii.space/
Крейсер «Дойчланд» в море https://wwii.space/

История создания и особенности конструкции

После Первой мировой войны Версальский договор наложил жёсткие ограничения на развитие военно-морского флота Германии. В частности, запрещалось строить боевые корабли водоизмещением свыше 10 000 тонн и с орудиями калибра более 280 мм. Однако немецкие инженеры нашли способ обойти эти ограничения, создав корабли, которые формально соответствовали договору, но фактически превосходили многие крейсера своего времени.

Крейсер «Дойчланд» был заложен 9 февраля 1928 года на верфи Deutsche Werke в Киле. Спуск на воду состоялся 19 мая 1931 года, а в строй корабль вступил 1 апреля 1933 года. В 1940 году его переименовали в «Лютцов», чтобы избежать негативных ассоциаций с названием Германии («Дойчланд») в случае возможной потери корабля.

Корпус «Дойчланда» имел сварную конструкцию с клёпаным дублированием в ключевых местах, что делало его относительно лёгким и одновременно прочным. Однако противоторпедная защита оставалась слабой, что было серьёзным недостатком в условиях Второй мировой войны.

Чертеж Крейсера «Lützow». https://wwii.space/
Чертеж Крейсера «Lützow». https://wwii.space/

Размеры и водоизмещение

Несмотря на формальное соответствие Версальскому договору, реальное водоизмещение «Дойчланда» превышало установленные ограничения. Стандартное водоизмещение составляло около 11 700 тонн, а полное — от 14 300 до 15 200 тонн.

Размеры корабля также впечатляли: длина достигала 182 метров, ширина — 21 метр. Эти параметры делали его больше типичных крейсеров, но меньше традиционных линкоров, что и стало причиной его уникального статуса.

Спуск  тяжелого крейсера «Дойчланд» на воду. https://wwii.space/
Спуск тяжелого крейсера «Дойчланд» на воду. https://wwii.space/

Бронирование: компромисс между защитой и весом

Бронирование «Дойчланда» было рассчитано на защиту от снарядов крейсеров, но не могло выдержать попаданий линкорных орудий. Основные элементы бронирования включали:

- Пояс: 50–80 мм.

- Корма: 30–40 мм.

- Палуба: 30–45 мм.

- Траверзы: 60 мм.

- Башни: 85–140 мм.

- Барбеты: 125 мм.

- Рубка: 50–150 мм.

Хотя броня была относительно слабой для линкора, её хватало для защиты от снарядов среднего калибра и осколков.

Крейсер «Дойчланд» в порту. 1934 г. https://wwii.space/
Крейсер «Дойчланд» в порту. 1934 г. https://wwii.space/

Силовая установка и скорость

Одной из главных инноваций «Дойчланда» стала его силовая установка. Корабль оснащался восемью дизельными двигателями MAN (9-цилиндровыми, бескомпрессорными, двухтактными), которые обеспечивали суммарную мощность в 56 800 лошадиных сил. Эти двигатели приводили в движение два винта, что позволяло развивать максимальную скорость до 28 узлов (51,9 км/ч).

Дизельная установка обеспечивала не только высокую скорость, но и выдающийся моментальный разгон, что было важным преимуществом в бою. Кроме того, запас топлива позволял кораблю преодолевать до 16 300 морских миль при скорости 18 узлов, что делало его идеальным для длительных операций на больших расстояниях.

Крейсер «Lützow»  глазами художника  Роберта Шмидта. https://wwii.space/
Крейсер «Lützow» глазами художника Роберта Шмидта. https://wwii.space/

Вооружение: мощь линкора в корпусе крейсера

Главным калибром «Дойчланда» были две башни с по три 283-мм орудия SK C/28. Эти орудия могли стрелять снарядами весом 300 кг на расстояние до 36 км при максимальном угле возвышения 40°. Боекомплект составлял 105–120 снарядов на каждое орудие. Практическая скорострельность достигала двух выстрелов в минуту, что делало «Дойчланд» серьёзной угрозой для любого противника.

Кроме главного калибра, корабль был вооружён восемью 150-мм орудиями, размещёнными в одноорудийных установках. Эти орудия использовались для борьбы с лёгкими кораблями и авиацией.

Система управления огнём была передовой для своего времени. Она включала три поста управления с дальномерами, два из которых имели длину 10,5 метра, а один — 6 метров. Каждая башня главного калибра оснащалась собственным дальномером, что позволяло вести огонь автономно.

Орудия главного калибра крейсера  «Дойчланд». https://wwii.space/
Орудия главного калибра крейсера «Дойчланд». https://wwii.space/

Боевая деятельность

Строительство корабля вызвало политические дебаты, инициированные Коммунистической партией Германии, которая пыталась запретить его создание путём референдума, но безуспешно.

В первой половине 1930-х годов «Дойчланд» активно использовался для демонстрации флага, совершая многочисленные зарубежные визиты. В апреле 1934 года на борту крейсера побывал Адольф Гитлер.

Адольф Гитлер на крейсере «Дойчланд». Апрель 1934 г. https://wwii.space/
Адольф Гитлер на крейсере «Дойчланд». Апрель 1934 г. https://wwii.space/

В 1936-1937 годах крейсер действовал в испанских водах, формально соблюдая нейтралитет, но фактически оказывая поддержку франкистам. 29 мая 1937 года «Дойчланд» подвергся атаке республиканской авиации, управляемой советским лётчиком Николаем Остряковым (хотя официально указывались испанские лётчики). Корабль получил два попадания 100-килограммовыми бомбами, возник пожар, погибло 23 (по другим данным 27) моряков, 73 получили ранения.

В августе 1939 года, ещё до начала Второй мировой войны, «Дойчланд» вышел в Атлантику. После начала войны он участвовал в боевых действиях против британского судоходства, потопив два судна общим тоннажем около 7000 брт. Однако 15 ноября 1939 года крейсер был вынужден вернуться в Германию из-за проблем с силовой установкой и неисправности гидросамолёта.

25 января 1940 года корабль был переименован в «Лютцов», чтобы избежать негативной пропаганды в случае его гибели. В апреле 1940 года «Лютцов» участвовал в захвате Норвегии, атаковал Осло, получив три попадания 150-мм снарядов от береговых батарей. 11 апреля он был атакован британской подлодкой «Спирфиш» и получил торпедное попадание.

Крейсер «Lutzow» с оторванным кормой в гавани Киля. 13.04.1940 г. https://wwii.space/
Крейсер «Lutzow» с оторванным кормой в гавани Киля. 13.04.1940 г. https://wwii.space/

После ремонта в июне 1941 года «Лютцов» предпринял неудачную попытку прорыва в Атлантику, получив повреждения от торпеды британского самолёта. После длительного ремонта он участвовал в атаке конвоя PQ-17, но потерпел навигационную аварию. В сентябре 1943 года «Лютцов» отправился из Норвегии в Киль.

После очередного ремонта корабль использовался как учебный, а затем вошёл в состав 2-й боевой группы, поддерживавшей вермахт в Прибалтике. 16 апреля 1945 года в Свинемюнде «Лютцов» получил тяжёлые повреждения от налёта британских ВВС. Корабль сел на грунт, но продолжал вести огонь. 4 мая 1945 года, перед приближением советских войск, экипаж взорвал корабль. Советские специалисты подняли «Лютцов», но восстановление корабля признали нецелесообразным, и 22 июня 1947 года его окончательно затопили.

Итог

Крейсера типа «Дойчланд» стали выдающимся достижением немецкого судостроения межвоенного периода. Они сочетали в себе мощь линкора, скорость крейсера и дальность плавания, характерную для океанских кораблей. Несмотря на свои недостатки, такие как слабая противоторпедная защита и ограниченное бронирование, эти корабли оставили заметный след в истории военно-морского флота.

«Дойчланд» и его собратья стали символом амбиций Германии в обход международных ограничений, а их уникальные характеристики сделали их одними из самых обсуждаемых кораблей своего времени.

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, может подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!