Найти в Дзене
Автодрайв

Забытый прорыв: как «Москвич-403» открыл для СССР дорогу в мир авто

В истории есть автомобили-иконы, известные всем, и есть машины-труженики, чья роль видна не сразу. «Москвичи» второго поколения — как раз такие. Скромные, но невероятно важные. Эксперт Сергей Канунников из журнала «За рулем» как-то заметил, что их короткая жизнь стала настоящим прорывом для всего советского автопрома. Это была первая попытка сделать не просто транспортное средство, а автомобиль, который мог бы понравиться людям. Машина, которая открывала окно в мир для целой страны. Мечтатели с чертежами: каким он мог бы быть Представьте себе послевоенную Москву. Город восстанавливается, люди начинают мечтать о лучшей жизни. Конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей получают задание: создать новый народный автомобиль. Не копию довоенной Opel, а что-то свое, современное. Они смотрят на европейские журналы, вдохновляются французскими и немецкими моделями. И рождается мечта. Каким только не виделся новый «Москвич»! В планах были не только привычный седан, но и элегантный д

В истории есть автомобили-иконы, известные всем, и есть машины-труженики, чья роль видна не сразу. «Москвичи» второго поколения — как раз такие. Скромные, но невероятно важные. Эксперт Сергей Канунников из журнала «За рулем» как-то заметил, что их короткая жизнь стала настоящим прорывом для всего советского автопрома. Это была первая попытка сделать не просто транспортное средство, а автомобиль, который мог бы понравиться людям. Машина, которая открывала окно в мир для целой страны.

Мечтатели с чертежами: каким он мог бы быть

Представьте себе послевоенную Москву. Город восстанавливается, люди начинают мечтать о лучшей жизни. Конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей получают задание: создать новый народный автомобиль. Не копию довоенной Opel, а что-то свое, современное. Они смотрят на европейские журналы, вдохновляются французскими и немецкими моделями. И рождается мечта.

Каким только не виделся новый «Москвич»! В планах были не только привычный седан, но и элегантный двухдверный купе, и романтичный кабриолет с мягким верхом, и практичный пикап для подсобных хозяйств, и даже специальное шасси для микроавтобусов. Можно представить, как инженеры с горящими глазами обсуждали эти проекты в своих КБ.

Но суровая реальность внесла свои коррективы. Оказалось, что производить столько разных вариантов — невероятно дорого для советской промышленности. От кабриолетов пришлось отказаться — посчитали, что это излишняя роскошь. Пикапы и специальные версии тоже не прошли. Зато то, что получилось, стало настоящей революцией.

Обычный день необычной машины

Представьте себя за рулем нового «Москвича-402» где-нибудь в 1957 году. После допотопного «Москвича-400» это был настоящий космический корабль. Современный несущий кузов вместо устаревшей рамы, более мягкая подвеска, которая хоть как-то сглаживала ухабы разбитых советских дорог. Салон стал светлее и просторнее — наконец-то можно было ехать, не упираясь коленями в переднюю панель.

Самым главным чудом был двигатель. Новый верхнеклапанный мотор целых 35 лошадиных сил! После старого нижнеклапанного агрегата это было как пересадеть с телеги на спортивную коляску. Конечно, по нынешним меркам разгон был более чем скромный, но тогда это казалось настоящим достижением.

-2

Интересно, что об этой скромной машине заговорили даже за границей. В 1957 году один из «Москвичей» каким-то чудом оказался в Англии. Местные журналисты, известные своей придирчивостью, устроили ему тест-драйв. Их вердикт был удивительно справедливым: "Простая и послушная машинка с хорошей управляемостью и комфортной подвеской". Правда, добавили, что динамика и отделка салона не дотягивают до западных стандартов. Но сам факт того, что советский автомобиль всерьез обсуждали на Западе, был невероятным.

-3

Несостоявшееся путешествие в Америку

Самая удивительная история связана с попыткой продать «Москвич» в Америке. Осенью 1959 года, во время визита Хрущева в США, в кулуарах зашел разговор о возможных поставках советских автомобилей. Можно представить, какой переполох возник на заводе! Инженерам поручили срочно подготовить специальную партию — кузова подгоняли с особой тщательностью, улучшали качество окраски.

Нашелся даже американский импортер, готовый купить 10 тысяч машин! В нью-йоркских газетах появились статьи о «русском железе», один журналист даже сфотографировался за рулем «Москвича» на фоне небоскребов. Казалось, вот-вот случится чудо — советский автомобиль в Америке.

Но судьба распорядилась иначе. 1 мая 1960 года над Уралом сбили американский самолет-шпион U-2. Отношения между странами мгновенно заморозились. О каких автомобильных поставках могла идти речь? Мечте не суждено было сбыться. Хотя, как выяснилось позже, американские чиновники и без того были против советских машин на своем рынке.

Несмотря на эту неудачу, «Москвич» нашел своего покупателя в Европе. Его экспортировали в 36 стран — от суровой Скандинавии до солнечной Бельгии. Чтобы понравиться иностранцам, завод даже организовал первую в своей истории профессиональную фотосессию с моделями на фоне московских улиц. Для СССР это было неслыханной innovation.

Те самые «Москвичи» 402-407 моделей стали важнейшим этапом. Они доказали, что советский автопром способен создавать современные автомобили. Они открыли дорогу другим, более известным моделям. И пусть они не стали иконами стиля, их скромный вклад в историю deserves уважения. Ведь именно с таких машин начинался путь к миру, где автомобиль перестал быть роскошью и стал просто средством передвижения для миллионов людей.

Автоломбард в СПБ: 6467373.ru

Хотите узнать, как сэкономить на ремонте авто и всегда быть в курсе последних новостей автомира? Тогда подписывайтесь на Telegram-канал! Вас ждут полезные советы и интересные открытия!

-4