Под колесами внедорожника хрустит древний ракушечник, вдалеке проносится стая сайгаков, на горизонте маячат морщинистые серые обрывы — как отвесный берег, только без реки. Это природная граница Устюрта — огромного плато, вольготно раскинувшегося между Каспийским морем и остатками Аральского. Большая его часть представляет собой идеальную геометрическую плоскость, где нет ни дорог, ни рек, ни возвышенностей, ни иных ориентиров. Вообще ничего. Только земля и небо, сливающиеся в линию бесконечного горизонта.
Стражи границ
В мире не так много мест, которые можно назвать настоящим классическим плато. Ведь что это такое? Возвышенная равнина, отделенная уступами от соседних территорий. Самые известные — Тибетское и плато Путорана. Есть еще Олбани в Австралии, Йеллоустон в США, Декан в Индии. Но путешествие по ним сродни поездке в затерянный мир: невероятно красивая природа, горы, озера, снег и альпийская зелень.
Устюрт не из таких. Безграничный ковер из ковыля и полыни, которую треплет неутихающий ветер. Ну какие тут могут быть достопримечательности? В монгольской Гоби, помимо степей, есть и скалистые горы, и песчаные барханы. В Каракумах — холмы и глинистые равнины. В соседних Кызылкумах — возвышенности и впадины между ними с песчаной и степной растительностью. А на плато Устюрт взору не на чем остановиться, и однообразный пейзаж вокруг быстро начинает утомлять, удручая своей невыразительной блеклостью.
Однако первое впечатление обманчиво, и плато таит немало интересного и загадочного. Главная его знаменитость — границы. Двести тысяч квадратных километров площади Устюрта находятся на возвышенности, но подняться на нее не так-то просто, ибо географические рубежи плато — отвесные уступы, местами высотой до 300 метров. Они называются чинками и образовались десяток миллионов лет назад, когда их этих мест начал свое отступление древний океан Тетис. В то время Устюрт представлял собой гигантскую подводную возвышенность с плавными краями. Но после отступления океана эти края ветер и солнце обтесали до неузнаваемого вида. Теперь чинки — самая узнаваемая за пределами Средней Азии форма возвышенного рельефа.
У самого синего моря
Где-то чинки идут сплошным поясом, возносясь вертикальной стеной в небо, а где-то от них остались лишь отдельные участки, ставшие останцами. Особенно много таких ближе к Каспию со стороны Казахстана, где подняться на Устюрт легче всего. А самые высокие чинки расположены в Туркменистане, куда плато заходит своими южными границами — там их высота местами достигает 380 метров. Жаль только, полюбоваться таким необычным ландшафтом у туристов не получится — мало того, что в Туркменистан сам по себе непросто попасть, так там еще и режимная территория, поскольку рядом граница с Казахстаном и Узбекистаном.
Интереснее всего путешествовать по чинкам в северо-восточной части Устюрта. Там с обрывов открывается вид на Аральское море, которое вполне себе море, так как простирается на десятки километров, уходя за горизонт. Здесь Арал никогда не отступал, не мелел, и находится в своих почти исторических границах. Раньше кромка его прибоя подходила вплотную к чинкам, и к ветровой эрозии добавлялась еще и волновая. Теперь линия воды лежит в нескольких сотнях метров, а море поражает тем, что на нем частенько случаются настоящие штормы со шквалистым ветром, который доносит соленые брызги до самого плато.
Мечеть и урочище
Самая «раскрученная» часть Устюрта — казахская. Тут и подъемы на плато имеются, и дорога асфальтированная, есть связь, а главное — достопримечательности, ради которых инфраструктуру и построили. Это подземная мечеть Бекет-Ака, высеченная в XVIII веке в большой скале — самая почитаемая святыня Мангышлака (в Казахстане он сейчас зовется Мангистау). Она находится ровно на границе Устюрта и вырублена в скалах, опоясывающих плато. Сделать это казахскому суфию (религиозному деятелю) Бекету было несложно — скалы тут сложены из меловых пород.
Второе место — урочище Бозжира (с казахского переводится как «серый овраг»), расположенное на западной оконечности Устюрта. Это самая масштабная и впечатляющая достопримечательность всего Мангышлака. Гиды убеждают, что не побывать в Бозжире — это как посетить Париж без визита к Эйфелевой башне. Здесь обрывы соседствуют со скалами-останцами, а местность вокруг мягкого серовато-белого, местами даже голубого цвета, в морщинистых складках которой можно наткнуться не только на раковины древних моллюсков, но и обнаружить акульи зубы.
Стрелы Устюрта
А вот узбекская часть Устюрта как раз и представляет то самое «великое ничто», вынесенное в заголовок статьи. На гладкой равнине нет ни только достопримечательностей, нет даже нормальных дорог, не говоря уже о людских поселениях. Однако в этой бескрайней пустоте тоже можно найти кое-что интересное.
В советское время благодаря журналу «Вокруг света» жители СССР узнали о таинственных древних стрелах Устюрта — геоглифах (как их назвали журналисты), которые построили на местности неизвестные науке народы. Эти стрелы можно было разглядеть только с вертолета, так как они представляли собой грандиозные каменные ограждения, которые образовывали замкнутую фигуру, по форме отдаленно напоминавшую наконечник стрелы. Вблизи, конечно, этого сходства не было — просто земляные валы с остатками каменных стен на них. В то время (1982 год) ученые не знали объяснения столь необычным постройкам. Сегодня тайна разгадана. Оказывается, «стрелы» строили древние кочевники для охоты на сайгаков, куланов и ныне вымерших лошадей-тарпанов. Выходило затратно по времени и материалам, зато можно было при должной ловкости получить много мяса, не используя для этого луки и стрелы.
Часть сооружения оставляли открытой, туда охотники загоняли стада диких животных. Оказавшись в ловушке, они начинали метаться и попадали в специально вырытые ловчие ямы диаметром до 10 метров. Забить их потом было уже делом простым.
10 часов уныния
Еще одна достопримечательность Устюрта носит рукотворный характер. Это проходящая сквозь плато трансграничная железная дорога Кунград — Бейнеу, построенная в 1972 году. Она начинается на «краю земли» Узбекистана — в каракалпакском городе Кунграде, потом причудливым серпантином забирается на плато, и дальше прямой линией рассекает Устюрт, приходя в бойкий казахский городок Бейнеу. Все 10 часов путешествия по ней наполнены безграничной тоской и унынием, так как смотреть за окном не на что. Редкими жемчужинами нанизаны на магистраль полустанки и поселки, состоящие, как правило, из нескольких десятков домов. Люди, в них живущие, встречают каждый поезд не только потому, что он привозит товары в магазин и под заказ, а просто поглазеть на единственную ниточку, связывающую их с большой землей.
Впрочем, есть на дороге и исключения. Это достаточно большой поселок Жаслык. Он был известен в советское время военным полигоном «восьмая станция химической защиты», на котором испытывали новейшие образцы химического оружия и средства защиты от него. Место было выбрано идеальное — уже в полукилометре от железной дороги заканчиваются любые признаки цивилизации, и широким полотном уходит за горизонт бледная равнина, чье пустынное одиночество нарушают лишь редкие стада копытных. Где еще, как не там распылять смертоносную химию?
Обитатели плато
К слову, о животных. Фауна Устюрта удивительно многообразна. Помимо сайгаков и джейранов, носящихся табунами по плато, здесь можно встретить муфлонов (диких баранов), хорьков, и даже степных волков. Немало и одичалых лошадей, очень пугливых и не подпускающих к себе туристов. Раньше на Устюрте водились даже гепарды, но это все в прошлом — либо вымерли, либо ушли в Иран. Скорее всего второе, так как климат Устюрта довольно суров. Он не просто резко континентальный, а резко-резко континентальный с самыми холодными в Узбекистане зимами и летней жарой, доходящей до +40°С в тени. Хотя «в тени» — это насмешка над Устюртом. Откуда взяться тени в этом краю бесконечной степной пустыни?
Самое большое видовое разнообразие животных на казахской стороне. Там из-за близости Каспия климат помягче, растительность побогаче (встречаются даже тюльпановые поля) и есть возможность спуститься с плато. В таких условиях прекрасно себя чувствуют каракалы, манулы, медоеды и переднеазиатские леопарды. Все они находятся под охраной в Устюртском заповеднике — вторым по площади, но первым по ценности биофонда резервате Казахстана.
Устюрт туристический
Вот такое «великое ничто» находится между Каспием и Аралом. И вроде пустое и почти безжизненное плато, а сколько интересных мест и историй оно скрывает. Недаром поездки на Устюрт занимают первое место по популярности среди туров по Узбекистану. Взыскательных туристов сложно удивить красотами и древностями Бухары и Самарканда. А вот экстремальное путешествие по устюртскому бездорожью с обязательным купанием в Аральском море и фотосессиями на отвесных кручах выглядит куда привлекательней осмотра дворцов и мечетей.
Про казахскую часть Устюрта и говорить нечего — туда можно приехать самостоятельно, и насладившись сполна фантастическими ландшафтами, привезти из путешествия ископаемый зуб древней акулы, пригоршню раковин, а главное — впечатления от посещения столь необычного места, которое находится совсем рядом с нами.
В туркменской части Устюрта расположены не только самые высокие чинки. Юго-западные границы плато там сторожит залив, который своей «черной глоткой» пытается выпить Каспийское море. Именно поэтому в советское время его решили уничтожить: 👇