В судьбе Порт-Артурской иконы Божией Матери отразились самые драматические повороты российской истории XX века: русско-японская война, революция, годы безбожия, возрождение православия. Образ, который должен был защищать дальневосточные рубежи России, исчез на десятилетия, чтобы снова явиться в конце минувшего столетия, когда и страна стала возвращаться к своим духовным корням.
Сегодня Порт-Артурская икона Божией Матери, официально именуемая «Торжество Пресвятой Богородицы», считается одним из самых почитаемых образов в России, особенно в воинской среде и на Дальнем Востоке. В ней видят не только историческую святыню, но и реальную духовную защиту восточных рубежей страны.
Сон матроса: чудо явления иконы и освящение в Киево-Печерской лавре
История Порт-Артурской иконы началась 11 декабря 1903 года, за два месяца до начала русско-японской войны. В этот день в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры пришел пожилой матрос из Бессарабии, участник героической обороны Севастополя. По некоторым источникам, его звали Федор. Старик прибыл в лавру, чтобы поститься и читать помощные молитвы флоту, который базировался в дальневосточной крепости Порт-Артур.
Корабли русской эскадры на рейде Порт-Артура. Февраль 1902 — сентябрь 1903 гг. Фото: Агнесса Динесс/Собрание В. А. Никитина/russiainphoto.ru
Во время молитв старому моряку было удивительное видение. Перед ним возникла Пресвятая Богородица, стоящая спиной к морскому заливу. В руках она держала плат с изображением Нерукотворного Образа Спасителя. Стопами Матерь Божия попирала два обнаженных обоюдоострых меча. Справа от Нее находился архангел Михаил с хоругвью, слева — архангел Гавриил с ветвью белых цветов. Над головой Богородицы парили ангелы, державшие царскую корону, увенчанную скрещенными радугами с крестом. Еще выше в облаках восседал Господь Саваоф, а под Его изображением виднелась надпись «Да будет едино стадо и един Пастырь».
В этом видении Богородица обратилась к матросу со словами: «России предстоит вскоре очень тяжелая война на берегах далекого моря. Многие скорби ожидают ее. Напиши образ, что видишь сейчас, и отправь его в Порт-Артур. Если образ мой утвердится в стенах города, то православие восторжествует над язычеством, и русское воинство получит победу, помощь и покровительство».
Старик матрос рассказал о видении насельникам лавры. Когда в феврале 1904 года началась русско-японская война, богомольцы вспомнили о видении и организовали сбор пожертвований на создание иконы. И, хотя принимали не более пятака от одного человека, десять тысяч верующих собрали необходимую сумму.
Написание образа доверили известному киевскому художнику Павлу Федоровичу Штронде, который, впрочем, отказался от гонорара и работал около четырех недель, строго следуя описанию видения матроса. На образе эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».
Дальние Пещеры Киево-Печерской лавры. 1883 г. Фото: Владимир Загорский/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
На Страстной седмице Великого поста 1904 года икона была торжественно освящена и отправлена в Санкт-Петербург.
Путь на Дальний Восток: как икону везли в Порт-Артур
Икону доставили в Санкт-Петербург адмиралу Владимиру Павловичу Верховскому. Но вместо того, чтобы сразу отправить образ на Дальний Восток, адмирал задержал его в столице, выставил на всеобщее обозрение и заказал списки в мастерской Воскресенского Новодевичьего монастыря. Икону отправили на Дальний Восток только летом 1904 года.
Вдовствующая императрица Мария Федоровна поручила доставку святыни в Порт-Артурский собор начальнику Тихоокеанской эскадры вице-адмиралу Николаю Скрыдлову. Однако и он не стал спешить с выполнением задания. По прибытии во Владивосток Скрыдлов обратился к императрице с просьбой временно поставить икону в кафедральном соборе, на что получил согласие.
В начале августа 1904 года во Владивостоке епископ Евсевий (Никольский) торжественно принял икону в Успенском соборе. К этому времени Порт-Артур уже взяли в осаду японцы, и доставить туда святыню было крайне сложно.
Русско-японская война. Молитва. Фото: Виктор Булла/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
С иконы сразу сняли несколько копий — как фотографических, так и живописных. Одну из них, написанную на деревянной доске масляными красками, но в уменьшенном размере, попытался доставить в Порт-Артур доброволец-матрос Пленков. Однако его корабль попал в сильный шторм и вернулся во Владивосток. Вторая попытка доставить эту копию была предпринята 16 ноября, но результат остался неизвестным.
Ситуация с доставкой иконы в осажденную крепость стала одним из предметов обсуждений и осуждений в церковных кругах. Узнав о судьбе образа, в октябре 1904 года отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877—1878 годов Николай Николаевич Федоров по благословению своего духовника — праведного Иоанна Кронштадтского — взялся лично доставить подлинник иконы в Порт-Артур.
7 ноября Федоров прибыл во Владивосток. 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, после литургии и молебна икона была помещена в специальный футляр и отправлена из Владивостока. Во Владивостоке оставили список в натуральную величину, выполненный на медной доске.
Однако доставить икону к месту назначения снова не удалось — к тому времени крепость сдали японцам. Получив разрешение из Петербурга, Федоров отправил образ в действующую армию, где его поместили в киот походной церкви главнокомандующего генерала Куропаткина.
Святой Иоанн Кронштадтский так объяснял неудачу с доставкой иконы и последующее поражение в войне: «Вождь нашего воинства Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего и враги побеждают нас».
Иоанн Кронштадтский. 1897—1904 гг. Фото: Карл Булла/ЦГАКФФД СПб//russiainphoto.ru
После окончания русско-японской войны в мае 1905 года икона вернулась в Успенский собор Владивостока. В епархии при владыке Евсевии праздник в честь иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» установили на 29 августа (16 августа по старому стилю), в связи с днем образа Спаса Нерукотворного. Тогда же отмечают день иконы и сейчас.
После закрытия и разрушения Успенского собора в 1930-е годы судьба иконы долгое время оставалась неизвестной. Лишь через 60 лет произошло удивительное событие — вторичное обретение святыни.
Второе обретение: возвращение иконы в Россию
17 февраля 1998 года в Иерусалиме случилось настоящее чудо — в одном из антикварных магазинов паломники из Владивостока узнали Порт-Артурскую икону. Образ был выставлен на продажу среди других предметов.
Выяснилось, что икону привезли в Израиль из Гонконга русские эмигранты. Для выкупа святыни были взяты в долг средства у монахинь русского Горненского женского монастыря. В вывозе иконы из Израиля помогли российские власти и Синодальный отдел внешних церковных связей Московского патриархата.
6 мая 1998 года Порт-Артурская икона Божией Матери торжественно вернулась во Владивосток. Образ встретили крестным ходом и перезвоном колоколов. Удивительно, но икона предстала перед верующими именно такой, какой явилась когда-то старику матросу: «Предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах».
Порт-Артурская икона Божией Матери из Покровского кафедрального собора Владивостока. Фото: vladivostok-eparhia.ru
После реставрации обретенную икону поместили в иконостас Покровского собора во Владивостоке, где она находится и по сей день.
19 июля 2007 года патриарх Алексий II благословил внести празднование в честь Порт-Артурской иконы 16 августа (по старому стилю, что соответствует 29 августа по новому) в общецерковный календарь Русской православной церкви. По решению епархиального совета Владивостокской епархии были установлены дополнительные престольные дни празднования в честь обретения образа — 17 февраля и 6 мая.
В день празднования в храмах, посвященных Порт-Артурской иконе, а также во многих церквях Дальнего Востока и других регионов России проводятся торжественные литургии, крестные ходы, молебны. Отдельные богослужения совершаются в воинских частях, особенно в военно-морских и пограничных подразделениях.
Иконография и символика Порт-Артурского образа
Иконография Порт-Артурской иконы настолько необычна и уникальна, что это даже вызывало в начале XX века сомнения церковных иерархов в ее каноничности. Однако со временем эти сомнения развеялись.
В центре композиции — Пресвятая Богородица, стоящая на берегу моря. Она облачена в синий хитон (символ ее небесной природы и чистоты) и коричневый мафорий (верхнее одеяние). В некоторых списках мафорий изображают красно-вишневым, что, впрочем, соответствует традиционной иконографии.
В руках Матерь Божия держит продолговатый плат с сиреневой каймой, на котором изображен Нерукотворный лик Спасителя. Этот элемент напоминает западную традицию изображения «Плата Вероники», соотносится с чудом в Эдессе, но в то же время восходит и к образам Покрова Пресвятой Богородицы, на которых Дева Мария держит белый покров над молящимися.
Покров Пресвятой Богородицы. Фото: hramikona/Shutterstock/Fotodom
На Порт-Артурской иконе Богородица, как в видении матроса, попирает два обнаженных обоюдоострых меча — они представляют враждебные силы, которые преодолевает Божия Матерь своим заступничеством. На некоторых списках иконы изображен только один разломленный меч. Иногда это трактуется как символ разделения русской церкви или как указание на смуту и раздоры, которые будут преодолены через заступничество Богородицы. Композиционно мечи под ее ногами напоминают сломанные врата ада, попираемые Спасителем на иконах «Сошествие во ад».
По обе стороны от Богородицы изображены архангелы: справа — архистратиг Михаил с хоругвью в руке (символ воинской победы и духовного торжества), слева — архангел Гавриил с ветвью белых цветов (символ благой вести и чистоты).
Над головой Богоматери ангелы держат царскую корону, которая увенчана перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Корона символизирует достоинство Богородицы как Царицы Небесной, а радуги с крестом — знак обетований Божьих и Его милости.
Еще выше изображены облака, на которых восседает Господь Саваоф, а над Ним в сиянии надпись «Да будет едино стадо и един Пастырь» — евангельские слова Христа о единстве церкви (Ин. 10:16).
Список Порт-Артурской иконы Божией Матери в Покровском храме города Уссурийска (Приморский край). Фото: pokrovus.cerkov.ru
На оригинальном образе вдоль рамы всегда идет надпись «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей». Но на некоторых вариантах образа эта надпись отсутствует или видоизменена, что связано с решением митрополита Киевского Флавиана, разрешившего в 1906 году создавать списки без указания на киевское происхождение иконы.
Общее композиционное решение иконы сочетает в себе традиционную православную иконографию с элементами художественного стиля модерн и академической школы, что характерно для русской религиозной живописи конца XIX — начала XX века.
Чудеса и знамения, связанные с Порт-Артурской иконой Богородицы
История Порт-Артурской иконы с самого начала была связана с чудесными событиями. Первым из них стало само явление образа старому матросу, что придало иконе особый статус — «явленной», а не просто «написанной».
Главным чудом, связанным с иконой, можно считать ее удивительное обретение спустя почти век после исчезновения. Обнаружение образа в антикварной лавке Иерусалима в 1998 году и его возвращение в Россию воспринимаются верующими как прямое проявление Промысла Божьего.
Интересно отметить, что возвращение иконы пришлось на период возрождения православия в России, восстановления порушенных святынь и укрепления восточных рубежей страны. Многие верующие видят в этом знамение особого покровительства Богоматери современной России.
Порт-Артурская икона Божией Матери у алтаря Спасо-Преображенского кафедрального собора Владивостока. Фото: vl-sobor.ru
После возвращения иконы во Владивосток стали фиксироваться случаи исцеления и помощи по молитвам перед этим образом. Хотя церковь пока официально не признала всех этих свидетельств, сам факт широкого почитания иконы говорит о ее особой благодатной силе.
С начала XXI века икона стала широко почитаться как покровительница русского православного воинства и дальневосточных рубежей России. В 2003 году произошло еще одно знаменательное событие: список с Порт-Артурской иконы, созданный иконописцем Михаилом Осипенко, был доставлен в Люйшунькоу (бывший Порт-Артур, ныне район города Далянь).
На русском военном кладбище у памятного креста, установленного по повелению императора Николая II, была совершена панихида и молебен, а копия иконы помещена в специальный киот. Таким образом, спустя сто лет после явления образа предсказание Богородицы о том, что икона должна быть в Порт-Артуре, символически исполнилось.
Военный порт в Люйшунькоу (Порт-Артуре). Современный вид. Фото: ZCOOL HelloRF/Shutterstock/Fotodom
Верующие отмечают, что регулярные молебны перед Порт-Артурской иконой во Владивостоке и других городах России помогают в решении сложных жизненных ситуаций, способствуют укреплению семей и дают защиту тем, кто находится на военной службе.
В чем помогает и как молиться перед Порт-Артурской иконой
Порт-Артурская икона Божией Матери особо почитается как заступница российских воинов, особенно моряков и пограничников, и хранительница дальневосточных границ страны.
Верующие обращаются перед этим образом к Богородице с молитвами о сохранении мира, защите от внешних угроз и укреплении государственности. В личных нуждах перед иконой молятся о даровании мужества и стойкости в испытаниях, укреплении веры, защите от злых сил.
Известны случаи помощи по молитвам перед Порт-Артурской иконой при семейных разладах, в ситуациях разделения и вражды, что соотносится с символикой образа — Богородица попирает мечи раздора.
Молиться перед Порт-Артурской иконой можно как общими молитвами к Пресвятой Богородице, так и специальной молитвой, составленной в честь этого образа. Важной частью почитания иконы является и участие в богослужениях в дни ее празднования.
Богослужение в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Владивостока. Фото: vl-sobor.ru
Для глубокого молитвенного общения с Богородицей через этот образ верующему рекомендуется вникнуть в историю иконы, осмыслить ее богословское содержание, а главное — иметь искреннюю веру и чистое сердце.
Возрождение почитания: храмы и современное значение образа
С начала XXI века почитание Порт-Артурской иконы в России неуклонно растет. В разных городах страны строятся храмы, посвященные этому образу. Первым таким храмом стала церковь на улице Гамарника во Владивостоке, освященная в 2003 году. Затем появились храмы в поселке Хасан Приморского края (с 2008 года), в Кургане (с 2012 года), второй храм во Владивостоке на мысе Чуркина (с 2013 года), храм при исправительной колонии в поселке Волчанец (с 2013 года), а также в Екатеринбурге (освящен в 2017 году).
Сейчас в России известно восемь списков Порт-Артурской иконы дореволюционного письма. Но иконописцы разных школ создают новые списки с образа, которые распространяются по всей стране. Среди них есть не только традиционные иконы для храмов, но и мозаичные образы, монументальные росписи, скульптурные композиции, что говорит о творческом развитии образа в современной культуре.
Особое значение Порт-Артурская икона имеет для военнослужащих. В воинских частях, особенно на Дальнем Востоке, создаются часовни и молитвенные комнаты, куда помещают списки с чудотворного образа.
Возрождение почитания иконы имеет не только религиозное, но и культурное, историческое, даже геополитическое значение. Образ становится символом единства исторической России и современного государства, духовным мостом между прошлым и настоящим.
Ранее мы рассказали о легендарных чудесах предводителя небесного воинства архангела Михаила.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».