Автомоделизм — относительно молодой вид спорта
Как дисциплина он появился в первой половине прошлого века, но о первых зачатках создания небольших моделей машин писали ещё в конце XVIII века. За почти столетнюю историю произошло очень многое, и сегодня автомоделизм — не просто увлечение, а целая культура со своими правилами. Создавать модели автомобилей и управлять ими не так просто, как кажется на первый взгляд.
Автомоделизм и авиация
Чтобы лучше понимать, как развивался автомоделизм, нужно немного вернуться к истокам. В 1930-х годах был популярен авиамоделизм. Для этих целей создавались небольшие двигатели, которые затем устанавливали в модели самолётов — при этом был целый ряд нюансов. Соревнования авиамоделистов проводились на дальность полёта, траектория при этом всегда была разной, так как авиамодели были неуправляемыми. Поэтому двигатели не делали мощными, чтобы самолёт не развивал слишком большую скорость.
В тот же период времени были популярны гонки на привязных гидропланах. У них с траекторией движения было лучше, поэтому в них использовались более мощные двигатели. Именно это и стало отправной точкой для создания первой кордовой автомодели.
Кордовая автомодель — небольшая модель автомобиля с двигателем, предназначенная для участия в гонках. Управление по заданной траектории производится с помощью стальной нити (корды).
Главными изобретателями кордовых моделей считают братьев Дулинг из Калифорнии, в частности, Тома Дулинга. В начале 1937 года он изобрёл двигатель Bunch Gwin-Aero для своего планера, но каждый раз планер с ним разбивался. Тогда он вместе с братьями решил попробовать установить двигатель не в авиа-, а в автомодель.
Свою первую модель братья представили на специализированной выставке. Она вызвала неоднозначную реакцию: сами изобретатели фиксировали недостатки, на которые указывали и другие участники, и поняли, что модель нужно доработать с точки зрения дизайна. Но главное — их изобретение вдохновило других. Уже через несколько недель состоялись первые в мире, пусть ещё и неофициальные, соревнования по автомодельному спорту.
Из небольшого увлечения производство автомоделей быстро превратилось в бизнес: уже в 1938 году братья открыли магазин Dooling Brothers, где продавали двигатели, модели и детали к ним.
Автомоделизм в России
Россия и Советский Союз не отставали от других стран. У нас также разрабатывались первые прототипы авиа- и судомоделей. Ещё в самом начале XX века российский учёный Николай Егорович Жуковский на базе Московского университета провёл первые испытания таких моделей. Но настоящее развитие моделирование получило лишь в Советском Союзе: на него повлияли сначала Гражданская, а затем и Великая Отечественная войны.
В 1955 году в крупных городах Союза появились официальные школы автомоделистов, а в устав ДОСААФ внесли информацию об автомодельном спорте. Первые официальные соревнования состоялись весной 1957 года, а осенью прошёл первый чемпионат Советского Союза. Соревнования проводились на кордодроме, длина кольца которого составляла почти 20 метров.
1973 год стал по-настоящему знаковым для советских автомоделистов. Тогда СССР был принят в Европейскую ассоциацию автомодельного спорта, и в том же году наша команда одержала победу на соревнованиях в Германии, установив рекорд скорости: автомодель с объёмом двигателя 2,5 см³ удалось разогнать до 220 км/ч.
Автомобили на радиоуправлении
Во второй половине прошлого века, наряду с кордовыми моделями, начали появляться автомодели на радиоуправлении, но своё настоящее развитие они получили только в XXI веке.
В России сегодня действует Федерация автомодельного спорта, которая проводит соревнования и чемпионаты как среди кордовых моделей, так и среди радиоуправляемых.
Кроме того, ежегодно Международной федерацией автомодельного спорта (IFMAR) проводятся чемпионаты мира, в которых автомоделисты состязаются за звание лучших в зависимости от объёма двигателя. Так, в 2019 году в Брисбене (Австралия) в классе кордовых автомоделей серебряным призёром стал наш соотечественник Владимир Кипер, выступавший в классе двигателей объёмом 2,5 см³. На этом же чемпионате мира его коллега Леонид Ройбу занял второе место среди моделей с объёмом двигателя 3,5 см³.
На первый взгляд может показаться, что сборка и заезды на радиоуправляемых моделях не имеют к автоспорту никакого отношения. Однако каждая такая машина чаще всего является уменьшенной копией оригинала. При управлении водитель так же должен уметь выстраивать стратегию и тактику гонки, выбирать скоростные режимы и вовремя нажимать на тормоз.
Попробовать свои силы в управлении автомоделью можно и на Сириус Автодроме. Здесь ежедневно с 11:00 до 20:00 проходят гонки по мини-трассе и мастер-классы по сборке радиоуправляемых моделей.
Сборка проводится под руководством инструктора — это позволяет не только лучше понимать технические особенности модели, развивать мышление и мелкую моторику, но и познавательно проводить время в компании единомышленников . Заезды также проходят в сопровождении инструктора.
А для тех, кому по душе полное погружение в гонку, можно погонять в VR-очках.
Если у вас есть собственная радиоуправляемая модель, её тоже можно испытать на мини-треке Сириус Автодрома. Кроме того, мастер-класс по автомоделированию доступен в рамках единого билета с другими активностями автодрома.
Автоспорт всегда многогранен, и его возможности не ограничиваются лишь треком. Главное — найти хобби по душе, и тогда всё получится!