Найти в Дзене
Российская газета

С миру по нитке. На экранах - антиутопия "Идентификация"

Итак, Леон очнется, обнаружив на затылке вживленную в плоть блямбу - какой-то чип. Он совсем ничего не помнит, зато обрел способность управлять любой электроникой, а если нужно, то и положить одним шмяком целую толпу нападающих.

   Супергерой в лапах зловещего будущего, где ничему и никому нельзя верить. Кроме семейных ценностей. / предоставлено INSIDE PROMOTION
Супергерой в лапах зловещего будущего, где ничему и никому нельзя верить. Кроме семейных ценностей. / предоставлено INSIDE PROMOTION

То есть мы попали в будущее, когда человечество научилось совершенствовать свои организмы при помощи таких нейрочипов. Кругом раскинулся футуристический город с диковинными дивами на рекламах, тщательно закамуфлированные тайные лаборатории и все такое. Нашему Леону, имплантируя чип, кто-то попутно блокировал память, и в течение фильма ему предстоит вспомнить все - кто он, с кем он и кому обязан страшным экспериментом, над ним учиненным.

Где-то мы такое уже видели?

Идет наша новая антиутопия "Идентификация" режиссера Серика Бейсеу по сценарию Дмитрия Жигалова с действием "где-то на Западе": звучат красивые иностранные имена и песенка на английском в финале. Авторы не только не скрывают, но и козыряют тем, что ключевые сюжетные ходы заимствовали в классических "референсах" - голливудских хитах "Вспомнить все", "Терминатор", "Бегущий по лезвию". Именно эти заимствования - прямые цитаты, аллюзии на знаменитые киноаттракционы - стали главным блюдом, фабула лишь скрепляет их в сюжет о поисках истины в мире, где ничему и никому нельзя верить. Где друг обернется вдруг провокатором, где враг на самом деле жертва, и герой растерянно бродит меж незнакомцев, которые его знают, а он их не помнит. Эти разбросанные по всем углам фильма куски пазла и предстоит сложить Леону.

Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться
Львиная доля прокатных фильмов - из нескончаемой серии "в некотором царстве, в некотором государстве"

Леона играет Антон Пампушный, актер на роли былинных богатырей. Спрос рождает предложение, и наше кино, целиком эмигрировавшее из психологической драмы в экшн, уже успело сформировать тип актеров, нарастивших мускулы, но не мысль в глазах. Скрупулезно исполняя волю режиссера и точно следуя природе сценария, Пампушный не слишком заботится о внутреннем мире своего героя - играет не характер, а первичные реакции: недоумение, растерянность, ярость, при этом постоянно держа в памяти ухватки "референса". Интереснее разработана роль его бывшей - Алисы, что дает возможность актрисе Виктории Агалаковой создать портрет, более близкий к человеческому. В мерцающей роли ученого-экспериментатора профессора Генри Милла Евгений Сидихин, эксцентриада представлена авантюристом Мигелем (чересчур наигрывающий, зато колоритный Антон Лаврентьев - по авторской идее, он должен развеселить публику, утомленную саспенсом). Есть даже почти опереточная "комическая старуха", такая строгая бой-бабушка с револьвером под юбкой - она тоже будет служить источником веселых сюрпризов для зрителей (Екатерина Васильева в роли Бэтти). И наконец, сценарист то и дело подбросит фильму прямую цитатку из доброго старого кино - новые поколения публики примут ее за авторское открытие.

Читайте также:

От вымышленных растений до фантастических персонажей: Как снимают сказку "Лукоморье"

С вышеупомянутым саспенсом есть трудности. Его старается нагнетать саундтрек - почти не умолкающая музыка Константина Познекова, но никак не поддерживает режиссура - действие то и дело тормозится, даже зависает, потом срываясь в очередной громогласный аттракцион-экшн. Эти зубодробительные потасовки должны производить впечатление разрывающихся бомб, но именно в этом пункте режиссер оказался невосприимчивым к урокам своих гуру Пола Верховена ("Вспомнить все"), Ридли Скотта ("Бегущий по лезвию") и тем более Джеймса Кэмерона ("Терминатор") - суеты и грохота много, но нет артистизма, собирающего хаос в боевую симфонию. С ее развитием, с разнообразием оттенков, приемов и трюков. Здесь все быстро становится монотонным и вызывает скорее досаду, чем зрительский азарт.

Неутомимые искатели референсов в нашем новом кино - люди чрезмерно отважные. Они берутся повторить некий шедевр, не понимая, что шедевр повторить невозможно - будет провинциальное подражание в лучшем случае, а в худшем - несмешная пародия. Это если судить по меркам искусства, к которому современное компьютерно-ориентированное кино все реже имеет отношение. Нормальная жизнь наших сограждан из него изгнана принципиально: львиная доля прокатных картин - из нескончаемой серии "в некотором царстве, в некотором государстве". А свой кассовый сбор даже самый стандартный парковый аттракцион, безусловно, сделает: физическая сила и попкорн есть - художественные излишества уже не обязательны.

Антиутопия "Индентификация" (СМОТРЕТЬ ФОТО)

Читайте также:

Патология, ставшая аттракционом. Фильм "Случай с фортепиано" расскажет о зомби цифровой эры

Автор: Валерий Кичин