Найти в Дзене
В ногу с психологией

Как фрустрация нас развивает от нарциссического мира к объектному?

При нормальном развитии ребенок в первые 3 месяца находится в слиянии с мамой (в симбиозе) и поэтому воспринимает маму не как что-то отдельное от себя, а как продолжение себя. мама - это продолжение меня. Так как у ребенка пока еще нет опыта отдельного личностного существования себя и другого, эго (я) ребенка раздутое, где ребенку кажется, что это не кто-то его кормит, а он сам кормит себя каждый раз, когда этого захочет. Изначально психика ребенка функционирует на шизо-параноидной позиции, где все объекты воспринимаются частичными. Это значит, что ребенок сначала взаимодействует не с мамой, а с ее частями: По Мелани Кляйн грудь матери воспринимается ребенком в качестве «хорошего» или «плохого» объекта.
Хороший объект – грудь, удовлетворяющая младенца и ощущаемая им, как любимая (если мама сразу откликается на плач/крик ребенка).
Плохой объект – фрустрирующая, ненавидимая грудь (если мама не сразу приходит). Фрустрация - это состояние, которое возникает в результате переживания по п

При нормальном развитии ребенок в первые 3 месяца находится в слиянии с мамой (в симбиозе) и поэтому воспринимает маму не как что-то отдельное от себя, а как продолжение себя.

мама - это продолжение меня.

Так как у ребенка пока еще нет опыта отдельного личностного существования себя и другого, эго (я) ребенка раздутое, где ребенку кажется, что это не кто-то его кормит, а он сам кормит себя каждый раз, когда этого захочет.

Изначально психика ребенка функционирует на шизо-параноидной позиции, где все объекты воспринимаются частичными. Это значит, что ребенок сначала взаимодействует не с мамой, а с ее частями:

По Мелани Кляйн грудь матери воспринимается ребенком в качестве «хорошего» или «плохого» объекта.
Хороший объект – грудь, удовлетворяющая младенца и ощущаемая им, как любимая (если мама сразу откликается на плач/крик ребенка).
Плохой объект –
фрустрирующая, ненавидимая грудь (если мама не сразу приходит).

Фрустрация - это состояние, которое возникает в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения какой-то потребности прямо сейчас.

Когда ребенок хочет что-то получить, например чтобы его покормили, либо просто хочет маминого внимания и тепла, а мама уже не сразу приходит к ребенку, то тогда он сталкивается с фрустрацией, где какое-то время находится наедине со своим голодом - какой-то незакрытой потребностью.

Неудовлетворение какой-то потребности прямо сейчас проживается ребенком сначала, как что-то непереносимое, потому что в этом состоянии ему кажется, что, если прямо сейчас его не покормят или срочно другой какой-то дефицит не перекроют, то он не выживет, что вызывает сильные негативные эмоции.

Поэтому, когда мама с некоторой задержкой к ребенку возвращается, ребенок все эти эмоции выливает на маму, агрессируя на нее - кричит, кусает, бьет или отталкивает и не дает взять на руки за то, что мама его на какое-то время оставила одного, что причинило ему дискомфорт.

-2

Маме, естественно, это все неприятно и тревожно от этого, но здесь важно не принимать агрессию ребенка на свой счет, а мягко и спокойно с ребенком разговаривать "да, я понимаю, как тебе было тревожно и страшно, пока меня не было" - таким образом мама помогает снизить тревогу ребенка и успокоить его.

Если первое время мама была эмоционально включена в ребенка, то ребенок бессознательно сам снижает интенсивность своей тревоги (вызванной временным отсутствием мамы) через переходные объекты, которые у него ассоцируются с мамой - через игрушку, одеялко, которое ассоциируется с маминой теплотой или ребенок может сосать свой палец - ассоциация с материнской грудью.

Переходный объект — предмет, который создаёт ощущение психологического комфорта в необычной или стрессовой ситуации либо снимает у детей напряжение от расставания с матерью.

Да, фрустрация сначала пугает ребенка, но именно невозможность иногда получить что-то сразу и дают для ребенка психическое развитие, потому что

"объект рождается в ненависти"

Это значит, что когда мама начинает не сразу к ребенку приходить и какое-то (не долгое) время отсутствует, то его всемогущая фантазия "как захочу, сразу сам себе все даю" не находит больше подтверждение в реальности и тогда ребенок начинает испытывать сильный дискомфорт и злится.

И только в этой злости ребенок начинает понимать, что он здесь не один, а что, оказывается, есть еще кто-то, кто к нему приходит и кормит его, что его существование и удовлетворение его потребностей зависит от кого-то Другого. Таким образом мама возникает в психике ребенка, как что-то отдельное от него, как отдельный объект.

Только когда ребенок сталкивается с какими-то ограничениями - только тогда он начинает понимать, что ему чего-то не хватает.

То есть благодаря фрустрации (невозможности иногда что-то получать сразу) и злости за эти ограничения на маму ребенок лучше начинает понимать чего ему на самом деле не хватает, начинает лучше понимать себя и свои истинные желания. Поэтому полного удовлетворения всех потребностей ребенка быть не должно, потому что тогда ребенок не сформирует собственных желаний для своего развития.

-3

Если же мама все время присутствует в поле зрения ребенка, предвосхищая малейшее желание ребенка, то есть ребенок еще сам не понял до конца чего хочет, а мама уже за него решила, что он хочет или не хочет, то в этом случае мама "поглощает" ребенка и не дает ему возможности развиваться. Гиперопекающая мама. Когда ребенок еще сам еще не понял, чего он хочет, а за него мама сразу решает, что для него лучше, то у ребенка свои желания не формируются, все его желания подменяются желаниями матери.

Далее только интереснее!

Следите за выходом новых статей в Телеграм
Ваш психоаналитик Лилия Бикбаева, мой
сайт
Написать мне по поводу консультации.
Благодарю вас🧡за внимание, за лайки, за вашу благодарность мне🧡 донатами (карта сбера 5469 3800 8555 6974).

В ногу с психологией, шагая к свободе быть собой.
В ногу с психологией, шагая к свободе быть собой.