Найти в Дзене

Красный шелк. Конфуцианство — конспирологическая теория возвышения

Написать сей опус меня подвигнул пост ФЕНИКС об Цинь Шихуанди с отличной подборкой дорамах для желающих почувствовать дух того времени. Одна из загадок того времени: как после почти столетия преследования конфуцианство стало лидирующим философско-идеологическим учением со статусом государственного? Если почитать об истории конфуцианства, то до Цинь Шихуанди оно было одним из многих. Ничего особенного, к текстам собственно конфуцианства можно отнести сборник изречений Конфуция и с натяжкой книгу пространных диалогов его последователя Мэн-цзы. Только через пятьсот лет китайцы (власть) признают конфуцианство величайшим учением и припишут ему книги, которые изначально не имели к нему никакого отношения. Неожиданно появляется теория о «ста учениях» (по-китайски 諸子百家 — «сто детей»), придуманная самими конфуцианцами, с выводом, что Конфуций был лучшим, и со скромным умолчанием, что большинство текстов его учения «стырено» у других. Почему так? Возможный ответ, где будет немного здравого смысл
Оглавление

Написать сей опус меня подвигнул пост ФЕНИКС об Цинь Шихуанди с отличной подборкой дорамах для желающих почувствовать дух того времени.

На задворках философской мысли

Одна из загадок того времени: как после почти столетия преследования конфуцианство стало лидирующим философско-идеологическим учением со статусом государственного? Если почитать об истории конфуцианства, то до Цинь Шихуанди оно было одним из многих. Ничего особенного, к текстам собственно конфуцианства можно отнести сборник изречений Конфуция и с натяжкой книгу пространных диалогов его последователя Мэн-цзы.

Только через пятьсот лет китайцы (власть) признают конфуцианство величайшим учением и припишут ему книги, которые изначально не имели к нему никакого отношения. Неожиданно появляется теория о «ста учениях» (по-китайски 諸子百家 — «сто детей»), придуманная самими конфуцианцами, с выводом, что Конфуций был лучшим, и со скромным умолчанием, что большинство текстов его учения «стырено» у других. Почему так? Возможный ответ, где будет немного здравого смысла, много конспирологических домыслов и чуть-чуть фактов, дам в конце. Но начнем с учений, что расчистили дорогу жуизму (жу — так правильно называют конфуцианство, поскольку оно вышло далеко за рамки воззрений Конфуция).

-2

Легизм (фацзя 法家)

Поворотная точка в китайской истории. Мало того, что идеи легизма подвинули Цинь Шихуанди создать китайскую империю как единое государство из разрозненных княжеств, так еще стал первой государственной философией, то, что сейчас называют идеологией. Как показала история, единая идеология — могучая сила, собирающая народы в единую империю.

-3

Как и другие учения того времени, оно опиралось на мистику Небесного Императора (Тай-ди) и силу Дэ, которую он даровал. Однако основным инструментом распределения Дэ считались не абстрактные понятия добродетели, а законы, созданные земным императором по мандату Неба. Согласно этому мандату, император имел исключительное право устанавливать и утверждать законы. Все подданные, вне зависимости от их статуса обязаны были строго их соблюдать.

В общем, легизм — это исключительно жесткая бюрократия. Все подданные Цинь Шихуанди получили звание «черноголовых» независимо от этнической принадлежности, благородного статуса и родственных связей. Закон для всех един. Возникал вопрос, кто в такой системе будет начальником, а кто подчиненным? В теории — знания и заслуги перед империей, даже если просто торговец. Это было зерно зарождения экзаменов на статус чиновника для любого китайца. В реальности только личная преданность императору Шихуанди гарантировала право командовать остальными.

Но была в легизме громадная системная ошибка, что и привело к падению империи Цинь. А что, если у императора, единственного носителя истины в империи, поедет кукуха? Значит, вся империя с ума сойдет? В какой-то момент Цинь Шихуанди посчитал, что он не «сын» Неба, а сам и есть Небо. Его маниакальное стремление к собственному величию привело к тому, что почти вся страна строила дороги, плотины, китайские стены, а пахать землю было некому. Простой народ не хотел жить в такой империи, восстания множились как грибы после дождя, династия пала.

-4

Моизм (墨家) - главный конкурент жуизма

Моизм (墨家 в переводе с китайского «учение Мо») — древнекитайская философская школа, которая существовала в V–III веках до нашей эры. Её целью было улучшение общества через знание. Основателем школы был Мо-цзы, который, вероятно, происходил из ремесленников. Был известен как военный деятель и дипломат, стремившийся к миру и гармонии в Поднебесной.

Мо-цзы критиковал конфуцианские обряды и церемонии, считая их пустой тратой ресурсов. Он призывал к личной покорности воле небес. В отличие от Конфуция, который проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к другим людям, Мо-цзы предлагал относиться ко всем одинаково.

Изначально моизм был намного популярнее конфуцианства и не витал в облаках абстрактной морали. Создавал военизированные школы, где последователи обучались искусству обороны от агрессии. Когда какому-то царству грозила опасность нападения, то местный ван приглашал моистов как военных советников для защиты своей земли. Ходили легенды, что одно только присутствие учителя Мо в городе охлаждало пыл захватчиков, и они отказывались нападать.

В этическом смысле было очень близко к христианству, в основе лежала «любовь» ко всем людям, а не «родственная добродетель», как у жуизма. Увы, после тотального легизма в эпоху Цинь Шихуанди практически полностью исчезает как самостоятельное учение.

Конфуцианство

Уже писал на эту тему, осталось рассказать как конфуцианство стало государственной идеологией.

Это тот случай, когда историю пишут победители. После того как умер Цинь Шихуанди (по слухам от даосских пилюль бессмертия с ртутью), вся народная ненависть обрушилась и на приемника императора, и на легизм. Династия Цинь закончилась через четыре года после смерти Шихуанди победой Лю Баня и основанием новой династии Хань.

Лю Бань был из крестьян. Став императором, даровал многим проданным в рабство для общественных при Шихуанди свободу, чтобы они могли снова заниматься сельским хозяйством. Обложил большими налогами торговцев. В философии ничего не понимал, не переносил конфуцианство, но по совету конфуцианского ученого Лу Цзя для ослабления легизма где-то в 200 году до н.э. разрешил жуизм на государственном уровне. Наступило время, когда одновременно сосуществовали легизм, разные ветви даосизма и конфуцианство.

Только при императоре У-ди в 133 году до н.э. конфуцианство становится официальной идеологией. Но это уже было не то изначальное учение, каким его представил миру мудрец из рода Кун. Оно впитало в себя всю китайскую историю, присвоив себе известные трактаты других учений и адаптировав свои догматы к требованиям времени. Его энциклопедическая полнота и разумные принципы управления государством сделали основой государственной идеологии. Единая система знаний в конфуцианском обрамлении легла в основу сдачи экзаменов на чиновника. Так, каждый чиновник империи автоматически становился конфуцианцем.

В каком-то смысле, раз империи нужна единая идеология, то пусть им будет конфуцианство как самое полное собрание китайских знаний.

-6

Конспирология

Когда читал историю того времени, то у меня возник вопрос: почему именно конфуцианство так вознеслось? Ведь, согласно свидетельствам историка Сыма Цяня, Цинь Шихуанди так ненавидел это учение, что кушать не начинал, пока не сжигал пару его книг и не закапывал живьем десяток его последователей. Как тогда удалось сохранить и ученых, и книги?

Оказалось, что вся эта жестокость есть поздняя выдумка самих конфуцианцев. На самом деле не было никакого тотального уничтожения книг. Часть книг действительно сжигались, но всегда два экземпляра отправлялись в императорскую библиотеку. Причем нет никаких свидетельств, что это были конфуцианские книги. История про закопанных последователей Конфуция вообще ошибка перевода, и нет ни одного имени, что хоть как-то относилось к жуизму.

На самом деле, конфуцианство было настолько беззубым, что преследовать его не было никакого смысла. А вот кого действительно имело смысл преследовать, так это моизм. По всей империи боевые организации. Само по себе учение было очень радикальным и ни в грош не ставило церемонии и ритуалы. По сути, оно, ставящее любовь к ближнему на первое место, было принципиальным моральным противником легизма с его акцентом на диктатуру императора. Я бы предположил, что Цинь Шихуанди целенаправленно истреблял именно моизм и моистов, а уже победившее конфуцианство, выжимая слезу из граждан, перевернуло факты и изобразило себя как жертву.

-7

Так что к тому времени, как Лю Бань начал свой путь к императорскому титулу, в империи не осталось моистов. Вот и получается, что выжили в то жестокое время только конфуцианцы, и один из них Лу Цзя нашептал, что нет ничего лучше учений старика Куна. Бывшему крестьянину можно было втереть любую дичь.

В любом случае, это предположение никак не умоляет последующей титанической работы конфуцианцев по созданию единой истории и единой идеологии китайской империи. К сожалению, слишком большой акцент на традициях в скором времени сделал это учение гирей на шее китайской мысли.

А на сегодня всё...

P. S. В статье многие тонкости опущены ради краткого общего смысла, что неизбежно порождает двусмысленности толкования. Не судите строго.

(дополнение к теме здесь)