Глава 60. На Суэц.
Наш пароход вволю подрейфовав и прогревшись на раскалённом солнце, вновь отправился к берегам Индии.
– Нашли груз – радуйся командир! – заявил мастер, читая утром телеграмму, – возможно, даже успеешь на свой литературный форум в Ставрополь.
– А куда? Опять Мундра? Ура! Точно успею! Впритык, но успею.
Надо было видеть хитровато-ехидное лицо мастера в этот момент!
– Увы, тебе! Идём в какой–то порт Карвар. Грузимся патокой на Европу, явно для кондитерских нужд.
– Карвар?! Это же на самом юге… Я там бывал! Штат Гоа – туристический штат. Туда с вашим тихим ходом чапать дней восемь, погрузка и обратно… Долго... Через океан напрямик не пойдёте?
– Конечно же нет, опять вдоль берега, не забывай, мы река-море...
– Значит я в пролёте… Опаздываю на неделю…
– А ты как хотел! Все деньги заработать и в море, и на земле? – Усенко снисходительно похлопывает меня по плечу. – Так не бывает дружище…
Моему огорчению не было предела: встреча с друзьями по литературному «цеху» в предгорьях Кавказа откладывалась на целый год.
– А что за Карвар? – уточнил капитан. – Никогда не слышал о нём и на карте не могу найти – только порт. Большой город?
– Маленький, двести или тысяч триста жителей и все поголовно индусы, – усмехнулся я в ответ. – Порт крошечный: один причал на два судна, плюс сотни рыбацких шаланд вдоль берега. В прошлый раз мы свободно в город выходили из порта – ходу километра три. В Карваре есть банки, кафе, магазины, рынки. Пешком или на «тук-туке» – моторикше.
– Эх, подстригусь! – обрадовался мастер. – Зарос как барбос! Хожу по пароходу словно хиппи – пятый месяц пошёл моей шевелюре. Срочно сделаю заявку агенту, чтобы валюту доставил – смогу наконец рассчитаться с Суворовым.
– Мастер, что делаем с оружием? Достаём, чтоб охранять танкер до Карвара?
Усенко отмахнулся:
– Зачем лишние движения и демаскировка стволов, мы ведь вдоль границы пойдём – твои пираты нам не страшны. Погрузимся, выйдем из порта обратно в океан, тогда достанем. Последний раз рискнём – опять я под угрозой индийской тюрьмы…
Танкер, как мог поспешно, двигался вдоль берега загадочной и заманчивой Индии – страны полной мифов и легенд, родины нескольких религий. Едва «Сталинградская битва» двинулась в путь, как настроение у Макса резко улучшилось и он вновь начал общаться со старшим родственником.
Хоть это хорошо для психологической обстановки в коллективе…
Пришли на рейд знакомого порта – на горизонте в море маячил авианосец двухсотметровый «Викрамадитья» – бывший наш флагман – боевой авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», этот недавно прибывший в далёкую Индию гигант не имеет причала, и вынужден болтаться на рейде покуда не построили «стенку».
– Привет адмирал! Вот и свиделись за тремя морями! – помахал я рукой бывшему русскому крейсеру и сфотографировал издали земляка.
Наш причал свободен и местные портовые власти быстро оформили танкер, открыли границу. За прошедшие пять лет здесь почти ничего не поменялось: все тот же причал на два судна, все те же шныряющие по заливу рыбацкие «лайбы», все те же старенькие грузовики, возящие камень.
Срочный груз на Италию нас уже ожидал.
Опять на судно поднялись хмурые, солидные индусы, просмотрели бумаги, паспорта, поставили печати, выдали разрешение на выход в город – «шур-пасы». Свобода! Я ринулся в город – наконец-то можно размять ноги, походить по твёрдой земле.
Но чтобы был какой-то смысл от посещения города, надо иметь деньги – местные деньги. Забавное открытие – индийская рупия практически один в один по стоимости к рублю и примерно такой же эквивалент обмена долларов и евро. Евро у меня нет, доллары есть, но их, как и рубли поменять не так просто. Доллары в лавках и магазинах не берут – пугаются, таращат глаза.
Все кричат: бэнк, бэнк-чейнч, понятно, что в банк, понятно обмен, но где этот банк? Помню в давнем рейсе с австрийским напарником Марио мы заходили куда-то менять. И хотя прошло уже пять лет, а будто это было вчера. Где же тот банк, где Марио тогда менял евро и доллары? Буду искать…
По памяти нашёл улочку, но банка с колоритным усатым охранником у входа, вооружённого помповым ружьём уже нет. Дверь заколочена – закрылся. Разорились?
Обращаюсь к жителям в европейской одежде – отправляют в разные сомнительные конторы, но там испуганно отказывают в услугах. Наконец какой-то тип отправил меня в туристическую фирму. Девушка вызвала директора и попросила меня подождать в холле, тот явился через час, долго вертел и рассматривал купюру, и наконец, поменял сто долларов по курсу.
Ура! Радости не было предела – теперь могу почувствовать себя состоятельным человеком в этом захолустье и купить все что захочу, или почти все. Многое…
Но как всё подорожало за пять лет! Прошёлся по рынку: приобрёл рубашку, футболку, бейсболку, кепочку, чай в пачках, коробках и на развес, и несколько мешочков специй, перчики чили на развес, магнитики на холодильник, затем зашёл в специализированный магазин, встал в длинную очередь с таращащимися на меня индусами – за напитками. Приобрёл бутылки: джин, ром, араку, упаковки банок пива и пепси – джентльменский набор. Набил под завязку рюкзак и сумку. Напитки, естественно, местного изготовления. В большом супермаркете купил пять спелых манго – закуска. Купил пять киви: думал дешёво и цена за килограмм фруктов – оказалось поштучно! Дороже чем в России. А куда деваться, не терять же лицо белого сагиба – заплатил. Вышел радостный – настоящие спелые манго, а не зелёные как привозят к нам! На улице увидел индусов, торгующих огромными манго с лотка – примерно в три раза дешевле. Слегка расстроился, но тут же набрал эти огромные зрелые жёлтые манго по дешёвке на все оставшиеся деньги, а заодно и две папайя. Поплёлся тихим ходом в порт с полными пакетами – денег даже на «тук-тук» нет. Чувствовал себя пиратом, разграбившим галеон, а заодно и порт.
Добыча!
На КПП два наглых охранника – опять проверка документов. Показываю шур-пас и паспорт моряка – ухмыляются, просят денег. Проклятые взяточники – английских колонизаторов на них нет! Волю получили – расслабились аборигены, обнаглели!
Как могу, пытаюсь пояснить:
– Денег нет!
Велят открыть рюкзак, суют нос в пакеты:
– А джин? Дай бутылку…
А хо-хо ни хо-хо? Наглёж! Предлагаю сойтись на бутылке пива – требуют две и пачку сигарет.
– Нет сигарет – не курю. «Ноу смокин»!
И тут на мою удачу, на проходную вваливаются другие моряки с нашего танкера, мелкие коррупционеры переключают своё внимание на них. Спасён! Потихонечку, бочком-бочком проскальзываю в порт и полным ходом на кораблик – под защиту русского флага.
Загрузка патоки уже завершается, а ведь ещё утром я не верил в успех, думал индийская «расторопность» задержит нас в Карваре на неделю.
Усталый чиф Игорь дежурит у трапа и информирует:
– Через два часа отход, а мастера всё нет на судне – увлёкся покупками.
– Прикольно, значит, у тебя служебный рост намечается, – шучу я.
– Не смешно! Мы можем попасть на деньги за простой!
Однако Антон Усенко не опаздывает и появляется вовремя – подруливает прямо к трапу на моторикше с грудой объёмных пакетов. Как, впрочем, не опоздал и остальной экипаж. Отходим вовремя.
Братья с фамилиями великих русских полководцев и флотоводцев тоже успешно сходили в город: младший в предчувствии схода на берег объявил семейное перемирие, занял денег у старшего и прикупил то, чего хотел: чай и сувениры.
Старший родственник приобрёл два (или две) разных цветов сари супруге, майки сыновьям и дочери, себе – ничего.
– Опять ты о себе не думаешь, только детям.
– Что поделать, очень люблю детей, ради них только живу…
Удивительно, но индусы в этот раз пунктуальны во всем: буксир и лоцман прибыли точно в срок – вывели нас в залив, а затем «Сталинградская битва» самостоятельно рванула на морской простор. После выхода в открытый океан, мастер пригласил к себе в каюту – отметить погрузку, успешный выход в океан и «обмыть» многочисленные покупки.
– Приходи один – без братьев!
В каюте Усенко отсчитал мне тысячу долларов – давний должок Суворову.
– Еле-еле получил в банке перевод из компании. Все под дураков косят, делают вид, что ничего не понимают. Мерзавцы!
Коротко постриженный и побритый капитан сияет как начищенный медный пятак. Делится впечатлениями:
– Парикмахер-брадобрей обслужил как белого господина – обходительный, учтивый, нежный. Подстриг, побрил! В России не бреют лет двадцать уже – все СПИДа боятся – запрещено. А тут пожалуйста – бреют. Я даже задремал в его руках…Наконец-то я почувствовал себя уважаемым человеком. Отметим успешный выход на берег?
Мастер выставляет на стол из сумки какие-то двухсот граммовые пакетики, в которых у нас соки продают.
– Что это?
– Джин!
– А я купил литровую бутылку.
– Это мне на сдачу дали – пять штук. Тоже литр, но тащить гораздо легче!
На закуску пошли фрукты: манго капитана, бананы второго штурмана и моя папайя. После третьего тоста Антон заговорил о деле.
– Когда на вахту думаете становиться? Хватит дурака валять, отдыхать вам уже явно надоело.
– Достанем стволы, почистим и начнём! С удовольствием приступим к делу!
– А как же Макс? Я бы ему оружие не доверил. Вдруг он меня или старпома из мести застрелит? Или родственника своего завалит…
Я протестующе замахал руками:
– Прекрати, что за ерунда! Глупости говоришь. Лучше наливай ещё по одной…
– Тебе ерунда, а я не хочу своих дочерей сиротами оставлять и жену вдовой. Больно жирно будет: дом, квартира, дача, машины… Приведёт молодого какого–то кобеля на все готовое… Что молчишь?
– Оружие почистим и оставим в ящике под замком. Ключи будут у вас, у вахтенного помощника, у меня, у Дениса – для вашего спокойствия. А Максу не будем ничего говорить – не станем нагнетать. Договорились? Хорошо?
– Ну, ладно, – примирительно согласился мастер и допил свою порцию из пакетика. – Хотя, по-хорошему, его надо крепко связать, прикрутить к ногам колосник и за борт! Макс с борта – машине легче! – хохотнул мастер.
– Какой ты кровожадный! Прямо настоящий капитан Блай!
– Зачем ругаешься? Обзываешься. Что за капитан такой?
– Мятеж на шхуне «Баунти» смотрел фильм? Читал? Мятеж против жестокого капитана Блая.
– А–а–а…историческая личность значит… Нашёл с кем меня, добрейшей души человека, сравнивать. За это оскорбление наливай ещё! И пивом сверху шлифанём. Что что, а пиво у индусов хорошее – научили их англичане варить…
Глава 61. Завершение самого длительного похода.
Утром, едва танкер вышел за пределы территориальных вод Индии и ещё чуть дальше, как охрана по приказу мастера поспешила достать из воды оружие и боеприпасы.
Мы с Денисом не без основательно переживали, как «Калашниковы» перенесут почти двух месячное нахождение в воде. Хорошо ещё, что в пресной, а не в морской солёной.
Деятельный Макс вновь энергично раздевается до плавок, и ныряет в питьевой танк – в Карваре вновь пополнились питьевой водой. Вынимаем пакеты – все спрятанное на месте, а мешки скользкие от плесени и слизи. Разворачиваем слой за слоем – оружие поржавело, но не критично. Целый день занимаемся чисткой: автоматов, патронов, магазинов.
Укладываем всё в ящик, который я запираю и демонстративно отдаю ключ капитану.
– А как же нести службу? – удивляется Ушаков. – Просить ключ?
– Приказ капитана – закон на корабле. Некоторые охранники лишились доверия…
Дошли вполне благополучно, без проблем, через десять суток пиратская зона завершилась – затянувшийся рейс завершился вполне благополучно. Предлагаю совершить обычный ритуал фотографирования на память с экипажем и с оружием на фоне названия судна.
Мастер наотрез отказался:
– Константин, не хочу. С тобой мы уже фотографировались, а с этими родственниками не желаю. Экипаж пусть резвится – когда они ещё автоматы увидят… Почти никто в армии не служил – радость испытывают, буквально кончают при виде оружия. А тут и в руках дадут подержать. Смотри, чтобы не стрельнул кто нечаянно!
Что поделать, не хочет, значит, не хочет – насильно капитана не заставишь. На корме собралось десять свободных от вахты моряков, получасовая фотосессия и оружие в ящик – под замок.
Наконец-то этот длительный и утомительный рейс завершился – скорее домой! Оружие благополучно сдано на бот «Safa» в Сафаге, и теперь мы чисты перед местным законом. И перед международными законами тоже.
Еще четверо суток, и вот уже знакомый агент машет с «лайбы» руками – встречает в акватории Суэцкого залива, на самом входе в канал. Почти нежно и трепетно прощаюсь с капитаном. Усенко грозится обязательно посетить Питер и зайти расхваленную мастерскую Юры-художника – познакомиться с богемой.
– Жду! Ловлю на слове!
Попрощались и расстались. Увы, пока мы так и не встретились…
Наконец таможня благополучно пройдена, билеты заранее куплены и сразу мчимся на такси в знакомый аэропорт. Жара, духота, солнце нещадно палит – разгар лета. Араб удивляется нашему бронзовому загару.
– Откуда вы такие?
– Персидский залив и Индия!
Понимающе кивает, цокает языком.
Идём на регистрацию и на посадку. В салоне авиалайнера места в одном ряду, мне досталось у иллюминатора – наблюдаю взлёт, жду бесплатные напитки. Накормили, напоили, тем, что выбрали пассажиры. Обед с несколькими порциями вина, а затем догоняюсь джином со льдом. Сосед слева Макс, хлебнув две двойных порции виски и сразу начал провоцировать старшего родственника.
Денис сразу, ни говоря ни слова, встал и ушёл в конец салона на свободное место, а мне пришлось выслушивать бред пьяненького великовозрастного оболтуса.
– Да я вас всех офицеров ненавижу! Жизнь мне испортили…
– Ты так о брате? Он же тебе жизнь не раз спасал, из КПЗ и вытрезвителя вытаскивал.
– Я об этом не просил. И тебя ни о чем просить не буду!
Мимо грациозно проходила стюардесса с подносом, и Макс заказал вновь двойную порцию виски со льдом:
– Лишнего не будет? – спрашиваю с тревогой. – Нам ещё в Дохе пересаживаться!
– Я сам разберусь, сколько мне пить и как дальше жить!
– Смотри, не ошибись, верно разберись! А то я наблюдал однажды, как служба безопасности и полиция морячка выносила в этой Дохе из самолёта. Доху я видел…
– Не надо поучать! Я не мальчик! Да вся команда танкера вас всерьёз не принимала и за людей не считала!
– А тебя значит уважали?
– Меня – уважали! Меня все уважают…
Макса повело и понесло, полился пьяный бред. Я надел наушники и начал смотреть фильм, ведь как обычно на этих авиалиниях сервис на высшем уровне – в спинке каждого сиденья вмонтирован персональный экран для пассажира: фильмы, музыка, познавательные программы.
Макс не выдержал одиночества и дёрнул меня за рукав:
– Пренебрегаешь? Гордый!? Не желаешь общаться?
– Я тебе не братец, чтоб с тобой общаться. Могу только заверить, что это твой последний рейс в море. Запомни мои слова…
– Угрожаешь?
– Информирую…
Макс что-то пробурчал и вскоре отключился.
Когда самолёт пошёл на посадку Денис вернулся на своё место.
– Объясни, зачем я должен терпеть твоего дальнего родственника? Ты сбежал, а я выслушиваю пьяный бред сумасшедшего. Хватит! Моему терпению пришёл конец: доложу Яркину, что это крайне ненадёжный боец и места в нашей команде ему больше нет!
Суворов тяжело вздохнул:
– Он ведь много сделал в рейсе полезного…
– И вредил немало! Денис, не обижайся, но он сам виноват.
В аэропорту Доха мы несколько часов шарахались по магазинам, покупали подарки. Безденежный Макс, сквозь зубы, скривив губы в шрамах, попросил одолжить ему сто долларов.
– Братец, надеюсь, моя просьба не затруднит? Не будешь ли любезен, выделить мне малую толику в счёт зарплаты…
Денис как обычно тяжело вздохнул и с унылым видом отсчитал купюры. Макс принял их снисходительно, в позе обнищавшего барона вынужденного принимать милость и подаяние у трактирщика:
– С отдачей! Не бойся... Я все помню…
Вылет прошёл без задержек, на этом борту оказалось много свободных мест, и мы уселись там где пожелали. Больше с Максом я не общался. Прибыли в Пулково, получили вещи, без всяких прощаний расстались.
Только коротко перекинулись фразами с Суворовым. Денис попытался вновь замолвить слово:
– Про Макса, может быть, не станешь…
– Стану! Он своего добился. Все деньги, что нам выдаст Полковник Алекс, отдам лично тебе, а ты уже в семейном кругу поделишь. Избавь меня от общения со своим братцем…
Яркин выслушал короткий устный доклад по телефону, затем прочёл более подробный письменный по мэйлу, денежное довольствие нарезал честно и без штрафов, а по поводу поведения Макса согласился со мной, что такому «яркому» представителю больше не место в организации. На этой мажорной ноте самый длительный в моей практике морской поход завершился…
Николай Прокудин. Редактировал BV.
Продолжение следует.
====================================================== Желающие приобрести дилогию в одной книге "Одиссея капитан-лейтенанта Трёшникова" и её продолжение "Судьба нелегала Т." обращаться ok@balteco.spb.ru
======================================================
Желающие приобрести роман "Морская стража" обращаться n-s.prokudin@yandex.ru =====================================================
Друзья! Если публикация понравилась, поставьте лайк, напишите комментарий, отправьте другу ссылку. Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно! ======================================================