Найти в Дзене
Беречь речь

Почему в Царскосельском лицее запрещали носить очки?

Оглавление

«Все женщины казались мне прекрасными. Как я разочаровался в них после выпуска» – вспоминал Дельвиг, которому в лицее запрещали носить очки.

Царскосельский лицей известен в первую очередь тем, что его окончил Александр Пушкин. И мало кто помнит о ещё одном знаменитом выпускнике из мира литературы – Михаиле Салтыкове-Щедрине. В заведении учили детей из дворянских семей, и поступить сюда было сложно.

Лицей открывал двери каждые три года и давал гуманитарно-юридическое образование, которое приравнивалось к университетскому. Выпускники были готовыми государственными чиновниками и выходили из стен лицея, имея гражданский чин.

Обучение длилось 6 лет и было бесплатным. Уставом лицея устанавливался запрет телесных наказаний воспитанников, что ключевым образом отличало заведение от прочих.

Другим отличием было то, что учеников не отпускали домой даже на летние каникулы. Все 6 лет обучения они находились в лицее и жили в отдельных комнатках, которые Пушкин прозвал «кельями». Родные могли лишь изредка навещать детей.

Несмотря на внушаемую воспитанникам идею, что главная ценность человека — это свобода, в лицее было полно запретов. Какие-то из них логичны, а какие-то вызывают недоумение. Существовала целая система поощрений и наказаний: сейчас перечислю вам кое-что из устава.

И. Е. Репин, «Лицейский экзамен»
И. Е. Репин, «Лицейский экзамен»

Как поощряли и как наказывали учеников лицея

Для похвалы имена лучших учеников писали на белой доске золотыми буквами и выставляли в классе. Отличникам выдавали книги с поощрительной «надписью Директора и Профессора той науки, в коей показали отличные успехи». В конце года по результатам экзаменов воспитанники получали золотые и серебряные медали.

Но доски использовали не только для похвалы.

Имена нерадивых учеников тоже выставляли в классе, но писали их на чёрной доске белыми буквами. Провинившегося могли «отселить» за отдельный стол. Если проступок был серьёзным, лишали обычного рациона, и давали только хлеб и воду. Но этот наказание не могло длиться дольше двух дней. Ребёнок всё-таки!

Портрет Пушкина, 1810 г. С. Г. Чириков.
Портрет Пушкина, 1810 г. С. Г. Чириков.

Самым страшным было «уединённое заключение» в карцере, но к этому прибегали редко.

Отдельно были прописаны правила поведения учеников.

Им запрещалось:

1) Иметь при себе деньги. Когда юному Пушкину подарили сто рублей, он вынужденно отдал их дяде Василию Львовичу. Возможно, именно это обстоятельство спасло жизнь будущему поэту: знаете, кем оказался приставленный к Пушкину слуга? Когда-то я рассказывала об этом, ссылку оставлю внизу.

2) Читать книги, не входящие в программу обучения.

3) Обижать друг друга, спорить и ссориться. Кичиться происхождением тоже было нельзя: «Все воспитанники равны как дети одного отца и семейства».

4) Совершать проступки, вовлекать в них других, а также клеветать на учеников.

5) Давать друг другу прозвища. Ха-ха-ха. Конечно, это правило не соблюдалось. Все мы помним, что Пушкина в лицее называли «Французом», Кюхельбекера — «Кюхлей», а Данзаса, который будущем будет секундантом поэта, — «Медведем».

-4

Почему запрещали очки?

Трудно поверить, что когда-то очки не воспринимали как что-то нормальное. Причем запрет на их ношение был прихотью разных людей. Павлу Первому казалось, что сквозь стёкла очков подданные смотрят на него слишком пристально и, возможно, затевают недоброе дело.

Московский граф Гудович приказывал снять очки всякому, кто встречался на его пути. Известен случай, когда ради своего принципа он остановил проезжающую мимо карету.

Дворянам нельзя было появляться публично в очках. Разрешалось изредка доставать лорнет, быстро прикладывать его к глазу и тотчас убирать. Монарших особ тоже нельзя было застать с оптическим прибором, поскольку им положено иметь ясный и острый взгляд.

Антон Дельвиг, близкий друг Пушкина
Антон Дельвиг, близкий друг Пушкина

Всё дело в том, что даже лорнеты иногда использовали не совсем по назначению. Вот говорящая сценка из «Евгения Онегина»:

...Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам.

Пристально разглядывать дам и вообще кого бы то ни было, используя лорнет, было неприлично. Прикладывая стекло к лицу, люди с прекрасным зрением совершали неслыханную дерзость. Обычно так делали щёголи для привлечения внимания: дамы ахали, мужчины свирепели.

Воспитаннику Царскосельского лицея надлежало отказаться от всякой дерзости и поступков, которые можно было так интерпретировать. Поэтому очки носить никому не дозволялось. Приходилось щуриться и пребывать в прелестном заблуждении насчёт женщин.

Какое счастье, что восприятие очков изменилось, правда? Ваши лайки и комментарии поддерживают моё творчество, спасибо!