Найти в Дзене
Первый ярус

"Да когда же это старое время придет? " - постановка "Мандат" в Студии театрального искусства

Пьесу "Мандат" , уважаемые читатели", начинающий литератор Николай Эрдман начал писать в девятнадцать лет. Ровесник века вместе со всей страной к тому времени пережил свержение самодержавия и Октябрьскую революцию. О жизненном пути советского драматурга можно прочесть здесь: Работу над первым драматургическим произведением молодой поэт-имажинист прервал в связи с призывом в Красную армию. Почти год учащийся Петропавловского реального училища нес службу по охране железных дорог. К опыту Гражданской войны литературно он не возвращался. А вот свершившаяся в Российской империи смена власти волновала его живо. Пьеса "Мандат" отразила взгляды и отношение обычного человека к историческому перевороту. Не активно настроенного авангардиста и не контрреволюционера, а вполне законопослушного рядового гражданина. Но сделал это в своем образном стиле сатирической комедии. Сатира жанр сложный, часто трудно уловимый. Возможно, сто лет назад и было актуально высмеивание характерных пороков. Сего
Спектакль "Мандат," режиссер Сергей Женовач, Театр "СТИ". Фото- Яндекс-картинки
Спектакль "Мандат," режиссер Сергей Женовач, Театр "СТИ". Фото- Яндекс-картинки

Пьесу "Мандат" , уважаемые читатели", начинающий литератор Николай Эрдман начал писать в девятнадцать лет. Ровесник века вместе со всей страной к тому времени пережил свержение самодержавия и Октябрьскую революцию.

О жизненном пути советского драматурга можно прочесть здесь:

Работу над первым драматургическим произведением молодой поэт-имажинист прервал в связи с призывом в Красную армию. Почти год учащийся Петропавловского реального училища нес службу по охране железных дорог.

К опыту Гражданской войны литературно он не возвращался. А вот свершившаяся в Российской империи смена власти волновала его живо. Пьеса "Мандат" отразила взгляды и отношение обычного человека к историческому перевороту. Не активно настроенного авангардиста и не контрреволюционера, а вполне законопослушного рядового гражданина.

Но сделал это в своем образном стиле сатирической комедии. Сатира жанр сложный, часто трудно уловимый. Возможно, сто лет назад и было актуально высмеивание характерных пороков. Сегодня, думаю, отношение к этому иное. А вот комедия получилась на века.

Сергей Аброскин в роли Павла Гулячкина. Фото- Яндекс-картинки
Сергей Аброскин в роли Павла Гулячкина. Фото- Яндекс-картинки

Пьеса сама по себе хороша, легко читается, острый литературный язык ценится во все времена. А сценическая версия и вовсе вышла превосходной. Режиссер Сергей Женовач взглянул на проблему с пониманием современного человека. Все политические и идеологические подтексты, если они были, ушли. На сцене осталась качественная драматургическая работа, передающая неповторимую атмосферу 20-х годов прошлого столетия.

Именно с таким видением пьесы и удалось познакомиться в минувшем сезоне Театра "СТИ." При этом все осталось на своих местах - острое авторское слово и характерные герои комедийной "закваски."

Коллекция театральныхпрограммок. Фото автора
Коллекция театральныхпрограммок. Фото автора

Признаюсь сразу, постановка производит самое приятное впечатление. Похоже, весь зал воспринимает происходящее на сцене с теми же чувствами. Смех звучит беспрестанно. Говорят, что в Театре Мейерхольда, где пьеса увидела свет впервые, подсчитали, что публика взрывалась хохотом не менее трехсот раз. И в это охотно верится.

Драматург сумел объединить в целое комедию положений с остроумными диалогами и репликами. Театр "Студия театрального искусства" как-то верно ухватил эту форму. Наверное, это настоящее сценическое мастерство в угоду зрителю.

Семейство Гулячкиных. Фото- Яндекс-картинки
Семейство Гулячкиных. Фото- Яндекс-картинки

Главные герои пьесы - семья Гулячкиных. На дворе истории начало 20-х, октябрьские события остались позади, но спокойствия еще нет: - "Такая великая страна - и вдруг революция! Прямо неловко перед другими державами."

Прежняя жизнь владельцев гастрономического магазина осталась в прошлом. За квартиру, что еще совсем недавно считалась своей, приходится платить. "В своем собственном доме, за свою собственную квартиру деньги приходится платить. Ну что за жизнь такая, что за жизнь," - сокрушается хозяйка дома. "Когда же вернется старая жизнь?"- без всякой надежды продолжает спрашивать она сама у себя.

Фото- Яндекс-картинки
Фото- Яндекс-картинки

Прежнюю жизнь метафорично упрятали в запасники, законсервировали. Может, вернется оно - старое время. А пока действует так называемый двойной стандарт.

"Теперь, мамаша, подавайте мне "Вечер в Копенгагене,"- начинает действие Павел Сергеевич Гулячкин. "Нет, Павлуша, мы лучше сюда "Верую, Господи, верую" повесим,"- возражает сыну маменька Надежда Петровна. И сынок пускается в объяснения, что за "Вечером в Копенгагене" кроется портрет Карла Маркса. Для каждого гостя - своя сторона "медали."

Актриса Ольга Калашникова в роли матушки Надежды Петровны. Фото- Яндекс-картинки
Актриса Ольга Калашникова в роли матушки Надежды Петровны. Фото- Яндекс-картинки

Это, что называется, базовая философия нынешнего существования семейства. Собственно действие закручивается вокруг сватовства к младшей дочери состоятельного господина-товарища Сметанича. Революция революцией, а обеспеченные люди еще не перевелись. Но те тоже, чтобы чувствовать себя под защитой новой власти, в приданое просят настоящего коммуниста. А где ж его взять?

"Мы, мамаша, народ православный, у нас в дому коммунисты не водятся," - пока не может взять в толк Павел Сергеевич. "Да уж придется тебе, Павлуша, в партию вступить. А я грех замолю," - как может, успокаивает Надежда Петровна сына.

Семейство Сметаничей. Отец - Алексей Вертков, сын - Глеб Пускепалис. Фото- Яндекс-картинки
Семейство Сметаничей. Отец - Алексей Вертков, сын - Глеб Пускепалис. Фото- Яндекс-картинки

А тут еще одна напасть. Тамара Леопольдовна, давняя постоянная покупательница, приволокла в дом сундук: - "А в нем все, что в России от России осталось." Вот такая забавная завязка сюжета. И на протяжении всего действия под громкий смех зала все печалятся о прежней жизни: - "Погляди в окно, не кончилась ли советская власть? Нет, кажется еще держится."

Хорошо, когда можно посмеяться над собой. В том, что человек не любит сокрушительных перемен ничего плохого нет. Это нормальная позиция обычного человека. Мы вот с вами, выросшие при советской власти, до сих пор жалеем о ней.

Может, в начале двадцатых это и было сатирой. Но сегодня видится жизненное смятение обычных людей. И зал это принимает. Хорошо, повторяю, когда можно улыбнуться. Хотя в реальности людям в такие времена не до смеха. И публика это понимает.

Но кто ж тогда беспрестанно хохотал в далеком 1925-м на премьерном спектакле в Театре Мейерхольда?! Вот ведь она - волшебная сила искусства.

Кухарка Настя - актриса Е.Тяпкина, Театр Мейерхольда. Архивное фото
Кухарка Настя - актриса Е.Тяпкина, Театр Мейерхольда. Архивное фото

20 апреля 1925 года состоялась премьера "Мандата". Драматург к тому времени был уже вовсю знаменит своими театральными работами. В его творческом списке значилось несколько либретто для оперетт, множество скетчей для кабаре. И даже замечательная пародия " Носорогий хахаль" на спектакль Мейерхольда "Великолепный рогоносец." А совместной со сценаристом Владимиром Массом работой "Москва с точки зрения" в 1924-м открылся Театр сатиры.

1928 год. Всеволод Мейерхольд, Николай Эрдман, Владимир Маяковский. Архивное фото из открытых источников
1928 год. Всеволод Мейерхольд, Николай Эрдман, Владимир Маяковский. Архивное фото из открытых источников

Говорят, что после громкого успеха первой постановки даже Маяковский в шутку попросил Эрдмана :- "Научите меня писать пьесы."

Острое слово молодого драматурга высоко оценил и знаменитый режиссер. Всеволод Эмильевич в интервью газете "Вечерняя Москва" отметил: - "Наибольшую художественную ценность комедии составляет ее текст." И подчеркнул, что современная комедия написана в подлинных традициях Гоголя и Сухово-Кобылина.

Первый исполнитель роли Павла Гулячкина  артист Эраст Гарин. Архивное фото
Первый исполнитель роли Павла Гулячкина артист Эраст Гарин. Архивное фото

Главную роль в первой постановке исполнил Эраст Гарин. Премьера стала триумфальным началом его творческой карьеры. Сценическая работа принесла ему настоящую славу. Говорят, взрывы смеха в зале вызывали как раз реплики Гулячкина.

1956 год. Театр-студия киноактера. "Мандат". Архивное фото из открытых источников
1956 год. Театр-студия киноактера. "Мандат". Архивное фото из открытых источников

Гарин же и вернул "Мандат" на подмостки после долгого забвения. Эраст Павлович восстановил в 1956-м постановку Мейерхольда в Театре киноактера. Вместе с ним в спектакле были заняты еще несколько человек из той первой постановки - Сергей Мартинсон, Наталья Серебренникова. И часто на репетициях Гарин обращался к коллеге: - "Сережа, ты не помнишь, как это место было поставлено у Всеволода?"

После премьеры Эрдман пригласил Гарина с Хесей Локшиной и другими участниками на ужин в ресторан "Прага". Эти интересные воспоминания оставил поклонник драматургического таланта Эрдмана Андрей Хржановский в книге "Н.Эрдман. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников", вышедшей в издательстве "Искусство" в 1990 году.

Сценическая история "Мандата", прямо скажем, не столь богата. Даже сегодня, когда с имени Эрдмана запрет давным-давно снят, постановок насчитывается не так уж и много.

В 1988 году режиссер А.В.Бурдонский обратился к драматургии 20-х на сцене Театра Советской армии. В 2020-м режиссер Денис Азаров в петербургском Театре на Литейном представил свою версию. И вот 2023 год подарил зрителю сразу две премьеры в столице. Кроме Студии театрального искусства "Мандат" в постановке Владимира Панкова идет в Театре Et сetera.

Студия театрального искусства. "Мандат". Фото- Яндекс-картинки
Студия театрального искусства. "Мандат". Фото- Яндекс-картинки

Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал, возможно найдете что-то интересное для себя. Приятных просмотров премьерных спектаклей!

К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина

Другие публикации о Николае Эрдмане здесь: