Пьесу "Мандат" , уважаемые читатели", начинающий литератор Николай Эрдман начал писать в девятнадцать лет. Ровесник века вместе со всей страной к тому времени пережил свержение самодержавия и Октябрьскую революцию.
О жизненном пути советского драматурга можно прочесть здесь:
Работу над первым драматургическим произведением молодой поэт-имажинист прервал в связи с призывом в Красную армию. Почти год учащийся Петропавловского реального училища нес службу по охране железных дорог.
К опыту Гражданской войны литературно он не возвращался. А вот свершившаяся в Российской империи смена власти волновала его живо. Пьеса "Мандат" отразила взгляды и отношение обычного человека к историческому перевороту. Не активно настроенного авангардиста и не контрреволюционера, а вполне законопослушного рядового гражданина.
Но сделал это в своем образном стиле сатирической комедии. Сатира жанр сложный, часто трудно уловимый. Возможно, сто лет назад и было актуально высмеивание характерных пороков. Сегодня, думаю, отношение к этому иное. А вот комедия получилась на века.
Пьеса сама по себе хороша, легко читается, острый литературный язык ценится во все времена. А сценическая версия и вовсе вышла превосходной. Режиссер Сергей Женовач взглянул на проблему с пониманием современного человека. Все политические и идеологические подтексты, если они были, ушли. На сцене осталась качественная драматургическая работа, передающая неповторимую атмосферу 20-х годов прошлого столетия.
Именно с таким видением пьесы и удалось познакомиться в минувшем сезоне Театра "СТИ." При этом все осталось на своих местах - острое авторское слово и характерные герои комедийной "закваски."
Признаюсь сразу, постановка производит самое приятное впечатление. Похоже, весь зал воспринимает происходящее на сцене с теми же чувствами. Смех звучит беспрестанно. Говорят, что в Театре Мейерхольда, где пьеса увидела свет впервые, подсчитали, что публика взрывалась хохотом не менее трехсот раз. И в это охотно верится.
Драматург сумел объединить в целое комедию положений с остроумными диалогами и репликами. Театр "Студия театрального искусства" как-то верно ухватил эту форму. Наверное, это настоящее сценическое мастерство в угоду зрителю.
Главные герои пьесы - семья Гулячкиных. На дворе истории начало 20-х, октябрьские события остались позади, но спокойствия еще нет: - "Такая великая страна - и вдруг революция! Прямо неловко перед другими державами."
Прежняя жизнь владельцев гастрономического магазина осталась в прошлом. За квартиру, что еще совсем недавно считалась своей, приходится платить. "В своем собственном доме, за свою собственную квартиру деньги приходится платить. Ну что за жизнь такая, что за жизнь," - сокрушается хозяйка дома. "Когда же вернется старая жизнь?"- без всякой надежды продолжает спрашивать она сама у себя.
Прежнюю жизнь метафорично упрятали в запасники, законсервировали. Может, вернется оно - старое время. А пока действует так называемый двойной стандарт.
"Теперь, мамаша, подавайте мне "Вечер в Копенгагене,"- начинает действие Павел Сергеевич Гулячкин. "Нет, Павлуша, мы лучше сюда "Верую, Господи, верую" повесим,"- возражает сыну маменька Надежда Петровна. И сынок пускается в объяснения, что за "Вечером в Копенгагене" кроется портрет Карла Маркса. Для каждого гостя - своя сторона "медали."
Это, что называется, базовая философия нынешнего существования семейства. Собственно действие закручивается вокруг сватовства к младшей дочери состоятельного господина-товарища Сметанича. Революция революцией, а обеспеченные люди еще не перевелись. Но те тоже, чтобы чувствовать себя под защитой новой власти, в приданое просят настоящего коммуниста. А где ж его взять?
"Мы, мамаша, народ православный, у нас в дому коммунисты не водятся," - пока не может взять в толк Павел Сергеевич. "Да уж придется тебе, Павлуша, в партию вступить. А я грех замолю," - как может, успокаивает Надежда Петровна сына.
А тут еще одна напасть. Тамара Леопольдовна, давняя постоянная покупательница, приволокла в дом сундук: - "А в нем все, что в России от России осталось." Вот такая забавная завязка сюжета. И на протяжении всего действия под громкий смех зала все печалятся о прежней жизни: - "Погляди в окно, не кончилась ли советская власть? Нет, кажется еще держится."
Хорошо, когда можно посмеяться над собой. В том, что человек не любит сокрушительных перемен ничего плохого нет. Это нормальная позиция обычного человека. Мы вот с вами, выросшие при советской власти, до сих пор жалеем о ней.
Может, в начале двадцатых это и было сатирой. Но сегодня видится жизненное смятение обычных людей. И зал это принимает. Хорошо, повторяю, когда можно улыбнуться. Хотя в реальности людям в такие времена не до смеха. И публика это понимает.
Но кто ж тогда беспрестанно хохотал в далеком 1925-м на премьерном спектакле в Театре Мейерхольда?! Вот ведь она - волшебная сила искусства.
20 апреля 1925 года состоялась премьера "Мандата". Драматург к тому времени был уже вовсю знаменит своими театральными работами. В его творческом списке значилось несколько либретто для оперетт, множество скетчей для кабаре. И даже замечательная пародия " Носорогий хахаль" на спектакль Мейерхольда "Великолепный рогоносец." А совместной со сценаристом Владимиром Массом работой "Москва с точки зрения" в 1924-м открылся Театр сатиры.
Говорят, что после громкого успеха первой постановки даже Маяковский в шутку попросил Эрдмана :- "Научите меня писать пьесы."
Острое слово молодого драматурга высоко оценил и знаменитый режиссер. Всеволод Эмильевич в интервью газете "Вечерняя Москва" отметил: - "Наибольшую художественную ценность комедии составляет ее текст." И подчеркнул, что современная комедия написана в подлинных традициях Гоголя и Сухово-Кобылина.
Главную роль в первой постановке исполнил Эраст Гарин. Премьера стала триумфальным началом его творческой карьеры. Сценическая работа принесла ему настоящую славу. Говорят, взрывы смеха в зале вызывали как раз реплики Гулячкина.
Гарин же и вернул "Мандат" на подмостки после долгого забвения. Эраст Павлович восстановил в 1956-м постановку Мейерхольда в Театре киноактера. Вместе с ним в спектакле были заняты еще несколько человек из той первой постановки - Сергей Мартинсон, Наталья Серебренникова. И часто на репетициях Гарин обращался к коллеге: - "Сережа, ты не помнишь, как это место было поставлено у Всеволода?"
После премьеры Эрдман пригласил Гарина с Хесей Локшиной и другими участниками на ужин в ресторан "Прага". Эти интересные воспоминания оставил поклонник драматургического таланта Эрдмана Андрей Хржановский в книге "Н.Эрдман. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников", вышедшей в издательстве "Искусство" в 1990 году.
Сценическая история "Мандата", прямо скажем, не столь богата. Даже сегодня, когда с имени Эрдмана запрет давным-давно снят, постановок насчитывается не так уж и много.
В 1988 году режиссер А.В.Бурдонский обратился к драматургии 20-х на сцене Театра Советской армии. В 2020-м режиссер Денис Азаров в петербургском Театре на Литейном представил свою версию. И вот 2023 год подарил зрителю сразу две премьеры в столице. Кроме Студии театрального искусства "Мандат" в постановке Владимира Панкова идет в Театре Et сetera.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал, возможно найдете что-то интересное для себя. Приятных просмотров премьерных спектаклей!
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Другие публикации о Николае Эрдмане здесь: