Аля хорошо помнила тот день. Было холодно, шел дождь. Вернее, это был даже не дождь, а какая-то мелкая водяная пыль. Утром Але несколько раз пришлось выбегать на улицу, встречать подъезжающих родственников. Она промокла, замерзла, но пожаловаться было некому.
А еще она помнила брата. Он сидел рядом с телом жены, и будто не понимал, что происходит. От прежнего наглого и самоуверенного красавчика не осталось и следа. Он молча смотрел на тело и будто не мог поверить, что всего несколько лет назад стоял с этой девушкой в ЗАГСе. Аля не знала, что делать в такой ситуации. Что вообще может сделать подросток, когда вокруг столько потерянных, плачущих людей. Ей самой нужна была поддержка. Становиться опорой для старших родственников девочке было просто не под силу.
В какой-то момент она почувствовала, как что-то теплое коснулось ее руки. Витюша! В суете все совершенно забыли о маленьком сыне покойной. И не удивительно. О нем всегда беспокоилась мама, а сегодня её провожали в последний путь. Отцу тоже было не до ребенка. Даже дедушки и бабушки были заняты чем угодно, но не ребенком.
— Мне страшно. – прочла в глазах полуторагодовалого мальчика Аля.
Взяв мальчика на руки, девушка унесла его соседям...
***
Аля была в семье нелюбимым ребенком. Ее старший брат, Олег, долгожданный, вымоленный, выстраданный малыш, о котором родители мечтали много лет. Появление Али не планировали, и некоторое время мама вообще хотела избавиться от нежелательной беременности, так как обожаемый сынок негативно отреагировал на новость о скором прибавлении в семье.
— Я хочу быть один! Один! Не надо мне никого в магазине покупать! — кричал десятилетний мальчик, катаясь по полу и швыряя в маму всё, что попадалось под руку.
А потом в его маленькую голову пришла идея навредить маме. Однажды, когда она поднималась по лестнице, он обогнал ее и толкнул. Женщина упала, сломав ногу в двух местах. Из-за травмы ей пришлось на несколько недель загреметь в больницу. Ни о каком прерывании не могло быть и речи. Пришлось смириться с тем, что второй ребенок всё же появится. Однако ни любви, ни нежности к нему никто не испытывал. Сразу после родов мама вызвала из деревни своих родителей – помогать с детьми. Спустя месяц они собрались уезжать.
— Мам, пап, вы же знаете, я не хотела второго ребенка. Тем более девочку. Нам сейчас вообще второй ребенок не нужен. У мужа на работе проблемы, я всю себя сыну отдаю, меня попросту не хватит еще и на младенца. А вы давно жаловались, что вам скучно на пенсии сидеть. Вот, будет вам развлечение. — жалобно попросила Инна.
— Ты в своем уме? Куда нам грудной младенец на старости лет? Мы не справимся. Да, нам скучно порой, но не настолько. У нас огород, дом, куча дел. До младенца ли? А ей мать нужна. Ты извини, но раз решила рожать, то сама и воспитывай. – родители были шокированы просьбой.
— Тогда я сдам ее в детский дом. Чужая она для меня. — Инна говорила спокойно, не глядя на дочь.
Посовещавшись, родители решили уступить и забрали Алю к себе. Аля больше не видела маму, которая позже умерла от тяжелой болезни. После Инны преставилась и бабушка. Девочке тогда исполнилось одиннадцать. Дед сразу решил вернуть ребенка зятю. Страшно, если вдруг сам уйдет в мир иной, а за ребенком некому будет присмотреть.
— Аля, вот твоя комната. Она раньше принадлежала твоему брату, но он сейчас доучивается в университете в соседнем городе, приезжает домой редко. Я думаю, он не будет против, если ты здесь поселишься. – Олегу было неловко разговаривать с повзрослевшей дочкой, которую он практически не видел…
***
Приходя из школы, Аля вместо уроков приступала к уборке, готовке, глажке. В доме не хватало женской руки, поэтому обязанности матери пришлось взять на себя. Уроки готовились ближе к ночи.
Худо-бедно, но Але удалось выстроить некое подобие общения с отцом. Утром или вечером он озвучивал ей список дел на предстоящий день, а потом проверял результат. В душу не лез, нравоучениями не мучил. Изредка интересовался успехами в учебе. Сложнее всего было, когда приезжал брат. Он ненавидел сестру лютой ненавистью, неизвестно за что.
— Выметайся из моей комнаты, бродяжка! – шипел он, толкая её, пока отец не видит.
— Но это теперь моя комната! Это и мой дом.
— Твоего тут ничего нет! Ты тут никому не нужна и прав у тебя нет. Живешь из милости. Жилье давно на меня записано, так что я тебя могу за дверь выставить или в детдом сдать. Отец не посмеет возразить. Так что учти – когда я приезжаю домой, ты выметаешься из комнаты и вообще ведешь себя смирно.
— А где же мне спать?
— Да мне всё равно! На коврике у двери.
***
Прошел еще год. Однажды Олег приехал на выходные и сообщил, что его девушка ждёт ребенка, поэтому ее родители заставляют пожениться.
— Сынок, за свои поступки надо отвечать.
—Почему? Она сама ко мне полезла. Давай мы ей заплатим! У тебя же есть деньги?
— Есть, но я решил их отложить на будущее твоей сестры. Её еще учить, обувать, одевать.
— Неужели тебе какая-то бродяжка важнее сына? Не верю! Если ты мне не поможешь, я с тобой общаться перестану! Слышишь? Не дашь денег – ты мне больше не отец.
Через несколько недель Олег сообщил, что женился и после получения диплома переедет с женой в родной город. Так как теперь у брата была семья, Але пришлось освободить комнату. Отец организовал ей спальное место на балконе.
А потом родился Витюша. Молодая мама уделяла ему всё внимание, окружая заботой и нежностью. Але было даже немного завидно смотреть на то, как племянник купается в материнской любви. Аля не знала материнской ласки, хотя бабушка и дедушка пытались заменить ей родителей. Олег не замечал сына. Он и жену-то практически в упор не видел. Избалованный эгоист всегда думал только о себе и собственном комфорте. Приходя с работы, он принимался кричать на жену и сестру, чтобы те успокоили малыша, накрыли стол и соблюдали тишину.
Однажды ему позвонили и сообщили, что его жена попала в аварию, он ненадолго лишился дара речи.
— Как так? А кто теперь будет воспитывать ребенка?
***
Олег не собирался заниматься воспитанием сына. Он свалил мальчика на единственного подходящего родственника – сестру. Теперь в длинный список обязанностей Али добавилась забота о маленьком племяннике.
— Олег, Витюшу надо устраивать в садик. Мне надо в школу ходить, а оставлять мальчика одного дома нельзя. – Аля решила отвоевать хотя бы право на учебу.
— А ты что, не можешь пропускать некоторые уроки? Ты вообще можешь перевестись на домашнее обучение и присматривать за пацаном. Мне некогда заниматься всей этой ерундой с садиком.
— Тогда сам сиди со своим сыном до обеда!
— Ты с ума сошла? У меня работа. Давай-ка ты сама придумаешь, как решить эту проблему.
— Я не стану ничего решать. Это твой сын, тебе пора браться за его воспитание.
Удивительно, но отец встал на сторону Олега, уговаривая Алю посещать в школе только самые важные занятия. Аля решила отстаивать свои права.
К счастью, вопрос с садиком разрешился. Первое время Витюша был тихим и послушным мальчиком. Но потом стал капризным, непослушным, вредным. Порой он нарочно вредил Але, чувствуя свою безнаказанность. Брал пример с отца и деда, так сказать.
— Олег, присмотри за сыном, мне надо уроки учить!
— Я на работе устал. А ты вообще обнаглела. Ничего не делаешь, только ноешь. Иди, поиграй с ним. И отстань от меня.
— Это твой ребенок, сам с ним и поиграй. А мне надо готовиться к экзаменам! – Аля твёрдо решила забрать документы после девятого класса и уехать из дома. Хотя отец был против.
***
Поступив в техникум, а затем получив место в общежитии, Аля собрала вещи и буквально сбежала из дома. Несколько недель она вообще не брала трубку, когда звонили брат или отец. Они посылали ей сообщения с жалобами и угрозами, надеясь запугать и заставить вернуться. Потом в ход пошли другие приёмы. Олег записывал на диктофон жалобный плач Витюши, сопровождая его комментариями о том, что бессовестная тетка бросила племянника, который без нее жить не может. Каких только оскорблений она не выслушала за это время, но решила не реагировать на них.
Каким-то образом отец и брат узнали, куда Аля поступила. Несколько раз приезжали к ней, уговаривая вернуться. В конечном итоге родственники отстали.
В конце концов Аля совсем порвала связь с родней. Порой ей было жаль племянника, но она знала – еще несколько лет и он превратился бы в такого же эгоиста, как и его отец.
Только через десять лет Аля решилась вернуться в свой родной город и навести справки о родственниках. Оказалось, судьба их была печальна. Больного отца Олег сдал в дом престарелых, Витюшу – забрали в приют социальные службы, так как отец его вел разгульный образ жизни. В конечном итоге Олег пропал где-то, успев переписать квартиру на каких-то сомнительных личностей.