Найти в Дзене
Shanti Creative Group

Закон о персональных данных в 2025 году: что изменилось с 1 сентября и как теперь работать бизнесу

Оглавление

Владельцам бизнеса час от часу не легче, только мы выпустили статью про запрет рекламы и все возможные последствия за нарушения этого закона, как появились нововведения о персональных данных. Читайте и готовьте сразу краску для волос — седые волосы появятся сразу после прочтения!

В федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» с 1 сентября 2025 года были внесены поправки, которые уже коснулись всех компаний, у которых есть свой сайт. Менять придётся многое — обо всём по порядку!

Согласие на обработку данных — только отдельным документом

Согласие больше нельзя «спрятать» в договор, оферту или чекбокс на сайте. Оно должно быть оформлено отдельным документом — бумажным или электронным. Содержание согласия должно быть полным:

  • данные об операторе ПД,
  • цель обработки ПД,
  • способы обработки ПД,
  • срок действия согласия,
  • перечень собираемых данных,
  • действия, которые будут проводить с данными.

Учитывайте, что при изменении целей обработки персональных данных необходимо получать новое согласие от пользователей, даже если они ранее уже давали согласие на другие цели. Согласия нужно получать для каждой цели заново: при регистрации на сайте, при согласии на email-рассылку и т.д.

Как выглядело согласие раньше:

«Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных».

Теперь:

Каждое согласие должно быть выделено (это даже может быть отдельная страница или форма с текстом согласия) и подтверждено отдельной галочкой.

Без штрафов никуда

Отсутствие отдельного согласия на обработку ПДн (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ):

  • Граждане: 10 000–15 000 ₽.
  • Руководители и ИП: 100 000–300 000 ₽.
  • Организации: 300 000–700 000 ₽.

Обезличенные данные: новая статья 13.1

Обезличенные данные можно обрабатывать без согласия клиента. По требованию Минцифры компании обязаны передавать такие данные в госинформационные системы (ГИС). Биометрия и сведения о здоровье в передачу не включаются. Методы обезличивания теперь строго регламентированы приказом Роскомнадзора № 140.

Неправильное обезличивание = обработка как обычных ПДн → все штрафы по ст. 13.11 КоАП.

Поэтому: проверьте, как вы собираете аналитику (Google Analytics, CRM, маркетинг). Необходимо заранее уведомить Роскомнадзор об использовании метрик: Google Analytics, Яндекс.Метрика. Для использования Google Analytics и других иностранных счетчиков требуется разрешение Роскомнадзора.

Локализация и хранение данных

В июле в закон внесли запрет на использование информационных систем и баз за пределами РФ. Персональные данные граждан РФ должны храниться только на территории России. Использовать зарубежные серверы и облака для хранения и обработки запрещено.

За хранение данных вне РФ — до 6 млн ₽ (по практике Роскомнадзора).

Что делать бизнесу?

  • Проверить, где размещены серверы сайта, CRM, бухгалтерских систем.
  • Перейти на российский хостинг или облака (Яндекс Облако, VK Cloud, СберCloud и др.).
  • Уточнить у иностранных сервисов (например, AmoCRM, Bitrix24, UniSender) — локализованы ли их базы в РФ.

Новые штрафы и санкции

С 30 мая 2025 года увеличили штрафы и ввели новые — сейчас главное, не пугайтесь!

-2

Основные размеры штрафов

  • Нет уведомления в РКН: до 300 000 ₽.
  • Не сообщили об утечке: до 3 000 000 ₽.
  • Массовая утечка (100 000+ записей): до 15 000 000 ₽.
  • Биометрия и спецкатегории: до 20 000 000 ₽.
  • Повторная утечка: 1–3% от годовой выручки (до 500 млн ₽).
  • Нет отдельного согласия (с 1 сентября): 300 000–700 000 ₽.
  • Передача SIM-карты или пароля: до 200 000 ₽ для компании.

Важно

  • Скидка 50% на штрафы отменена.
  • Повторные нарушения = оборотные штрафы.

С полным списком штрафов можете ознакомиться здесь.

Что делать бизнесу: чек-лист для предпринимателей

  1. Убедитесь в наличии унифицированного согласия на обработку ПДн (сбор формы, подписи, указание операторов и третьих лиц).
  2. Подайте уведомление о начале обработки данных и о возможных утечках в Роскомнадзор.
  3. Обеспечьте хранение данных на территории РФ — пересмотрите инфраструктуру и провайдеров.
  4. Инвестируйте в алгоритмы обезличивания: гарантируйте, что данные анонимны и не могут быть реидентифицированы.
  5. Проведите аудит обработки данных, обучения сотрудников, адаптируйте инструкции и политику безопасности.

Вывод

2025 год сделал работу с персональными данными в России более жёсткой и формализованной. Для бизнеса это означает новые расходы на IT-инфраструктуру и юрподдержку, но несоблюдение новых правил теперь слишком дорого обходится.

Если вы предприниматель, стоит отнестись к новым поправкам со всей серьёзностью. А рассказать о вашем бизнесе поможем мы — креативное агентство Shanti. Делаем всё, чтобы о вашем продукте/услуге узнали все в Интернет-пространстве: пилим лендинги, разрабатываем контент-стратегии и находим точки касания с вашей ЦА. Оставляйте заявку — посотрудничаем.

Больше новостей из мира маркетинга, наших кейсов и нас самих — в телеграм-канале. Заглядывайте.