Есть выражение: "Аппетит приходит во время еды". Применительно к моим веловылазкам оно справедливо если и не на сто процентов, то на семьдесят уж точно. И случается, что ещё не закончив одну поездку, под влиянием впечатлений я уже начинаю прокручивать в голове планы на следующую. Во время июньского путешествия в окрестности реки Оредеж( о котором написано здесь:
) получилось именно так. Замысел той поездки заключался в поисках сохранившихся сопок и курганно-жальничных могильников. Что-то удалось найти, что-то - нет, но возникшая мысль исследовать теперь уже левый оредежский берег не давала мне покоя. Правда из-за непредсказуемой погоды и разных дел поездку пришлось отложить до начала сентября.
Начало моего мини-вело-путешествия было стандартным: первая утренняя электричка с Витебского вокзала и десантирование на платформе 125 километр. Конечно, ехать прямо до станции Оредеж было бы логичней, но уж очень хотелось полюбоваться на просторы озер Антоново и Дорогань с высокой насыпи железной дороги.
Именно из таких моментов складывается мозаика приятных воспоминаний: где был и что видел.
Перейдя через железнодорожный мост и оставив позади местное кладбище, я вышел на трассу 41A-004. На фоне смешанных лесов вдоль дороги тянулись бесконечные полуброшенные поля с морем борщевика, подступающего к самой обочине.
Единственным, что за что зацепился глаз в начале пути, оказалось придорожное дерево в деревне Бутково, декорированное часами.
На подъезде к деревне Надбелье я решил заодно проведать развалины cтаринной усадьбы.
Впрочем, ещё не совсем развалины, но если не будет принято никаких мер, то дело закончится именно этим.
Водонапорная башня, вопреки пережитым невзгодам(Великая Отечественная война, разрушительные девяностые годы), пока ещё стоит. А вот господский дом и конюшня продолжают медленно, но верно уходить в небытие. Недаром говорят, что дома, в которых перестают жить люди, быстро ветшают и разрушаются.
Сделав несколько снимков, я наконец созрел для осмотра курганов, ради которых собственно сюда и приехал. Судя по информации из интернета, они находились где-то рядом. Тратить драгоценное время на их поиски по топографическим привязкам более чем тридцатилетней давности не хотелось, поэтому вариант с опросом местного населения напрашивался сам собой. В результате засады у продовольственного магазина мне удалось довольно быстро отловить пожилого мужчину, воспринявшего мой вопрос по поводу надбельских курганов совершенно спокойно: "Какой именно?".
Первый из них, как оказалось, находился действительно недалеко - метрах в пятидесяти, сразу за перекрестком. Довольно высокий, в основании видимо когда-то обложенный большими камнями, он был хорошо замаскирован от посторонних взглядов придорожными зарослями и вдобавок зажат с одного бока садовым участком, а с другой - какими-то хозяйственными строениями. В общем, без подсказки мне его вряд ли удалось бы так быстро найти, если бы вообще удалось.
А вот с дальнейшими поисками дело застопорилось. Следуя четким указаниям, я пересёк трассу, свернул направо к озеру Средняя запруда и... Ничего не нашел. Для очистки совести проехал ещё немного вперёд и назад - мало ли что, но в итоге все равно вернулся к трассе.
Попытка дальнейшего опроса случайных прохожих на удивление быстро снова дала необходимую информацию и пищу для размышлений. Один за другим мне встретились два интересных собеседника, хорошо знакомые с историей здешних мест.
Во-первых, небольшой экскурс в историю Надбелья для меня провела Инна Людвиговна, предки которой переселились сюда ещё в 18 веке. С ее слов, изначально здесь были хутора. А деревня разрасталась постепенно, главным образом, после войны, когда сюда стали переселяться люди из разорённой немцами Псковской области, Белоруссии, а также местные - например, из сожженной фашистами деревни Обезино. Во время немецко-фашистской оккупации через Надбелье проходила узкоколейка, по которой немцы вывозили лес. После войны её за ненадобностью разобрали. В советское время местные жители не жаловались на жизнь: был совхоз, взявший шефство над усадьбой, едва ли не в каждом доме держали корову. Ну, а в результате перестройки от коровников и других совхозных строений остались одни руины.
В роли второго виртуального гида выступил местный житель по имени Дмитрий, охотно вступивший в диалог с добродушной усмешкой и встречным вопросом: "Тебе-то это зачем? Археолог что ли?". Посмеялись. Выяснилось, что местоположение второго кургана мне объяснили правильно, но... Фактически на нём уже стоят дома. "Видишь вон за тем домом на холме растут сосны? Это и есть курган." (с)
Что поделаешь, за последние годы рельеф местности сильно изменился, поэтому в поисках такого рода достопримечательностей имеет смысл забираться в лес: там еще есть на что посмотреть. Большинство же прибрежных сопок, курганных могильников и жальничных захоронений безвозвратно утрачено: застроено домами, срыто в процессе сельскохозяйственных работ, разграблено фашистами во время оккупации. Немцы, кстати занимались этим с присущей им педантичностью, привлекая для своих целей археологов-коллаборационистов из Новгорода. Живым примером тому является сопка, расположенная между трассой и старой дорогой к Надбелью, обозначенная на Яндекс-карте как "Сопка-капище".
По-сути, от нее ничего не осталось: только остатки насыпей по бокам большой ямы и разбросанные валуны вокруг.
Вероятно, до того, как курган разграбили фашисты, он был довольно большим.
Вернувшись на трассу я ускорился, предполагая успеть осмотреть окрестности Пристанского озера. Проезжая мимо деревни Моровино, припомнил, что здесь тоже должно быть как минимум два небольших курганно-жальничных захоронения, но останавливаться не стал. Погода разгулялась и душа просила красивых пейзажей.
Свернув с трассы на грунтовку, ведущую в деревню Заслуховье, я буквально через несколько минут увидел первый съезд к реке.
Спуск по крутому берегу(начались геологические обнажения девонского периода - одна из достопримечательностей экотропы Оредежское кольцо) вывел меня прямиком к точке слияния Оредежа и протоки вытекающей из озера. Река делает здесь крутой поворот, поэтому рыболовы между собой называют это место "угол".
Сделав небольшой привал и настроившись на открыточные виды Пристанского озера, уже заметного за поворотом реки, я двинулся вдоль берега, и постепенно поднимаясь вверх, вышел на точку обзора, снабженную информационным плакатом.
Отсюда было хорошо видно и место слияния рек(по левую руку) и широкую гладь самого озера(справа).
Следующая остановка у меня случилась сразу за местной школой. Все такой же крутой берег и шикарная панорама, оживленная гуляющими по прибрежной болотине белоснежными аистами. Повезло местным ребятам: сразу за школой и такая красота! Хотя, они скорее всего к этому давно привыкли, поскольку наблюдают эти пейзажи каждый день.
Крутясь по грунтовым и асфальтовым дорожкам и периодически выезжая к берегу, я в какой-то момент пересёк границу деревни Пристань. Здесь меня ожидал очередной курган, местными жителями называемый просто сопкой. Искать его долго не пришлось, поскольку располагается он на Центральной улице и считается местной достопримечательностью.
Такой же высокий как в деревне Надбелье(если не выше) и, насколько я понял, без каменной окладки в основании.
Закрыв ещё один гештальт(при том, что за время поездки у меня возникли новые планы), я решил, что пора разворачиваться в сторону дома. Уйдя налево у развилки на Вяжищи и проезжая мост через речку Рыденку, бросил беглый взгляд на живописное Фролевское озеро. По сравнению с дождливым июнем картина полностью изменилась: уровень воды пришел в норму и об аномальном половодье уже ничего не напоминало.
Немного не доезжая до населенного пункта Усадищи мне захотелось напоследок взглянуть на Пристанское озеро с другой стороны. Воспользовавшись первым же попавшимся по пути съездом с дороги, прямо по свежеубранному полю я проехал к берегу. Непроизвольно возникла ассоциация с прошлогодней поездкой в Волхов. Тоже широкая водная гладь - сколько видят глаза, такие же поля с атмосферой бескрайних просторов, разбавленной присутствием человеческого жилья на другом берегу. Для полноты картины не хватало только цепочки курганов. А может они здесь когда- то здесь были? У самой границы береговой кручи мое внимание привлекло большое количество сваленных вместе крупных камней. А вдруг это все , что спустя столетия осталось от древних захоронений?
Сразу за мостом через Оредеж началась старая мощёная дорога, ведущая прямиком в Чолово.
Когда-нибудь - возможно следующим летом и в хорошую погоду, я по ней обязательно проеду. А сейчас до Чолово логичнее добираться как все: хоть и по более длинной, но предсказуемой лесной грунтовке через деревни Милодеж, Бор и Клуклово.
Дорога заняла около часа с небольшим, однако на станции у меня получилось увидеть только хвост уходящей электрички. Но! Я же на велосипеде, а от платформы к 101-му километру, где у меня дача, вдоль путей идёт не обозначенный ни на одной карте проселок.
В общем, ещё через час без всяких приключений я уже был дома и с наслаждением пил чай на веранде. Пил, отдыхал и переваривал свежеприобретенную информацию. На этот сезон с дальнейшим поиском курганов я всё-таки возьму перерыв, а вот в следующем - обязательно разовью тему. Если призадуматься, осталось всего-то каких-нибудь пять-шесть месяцев!