Найти в Дзене

В поисках оредежских курганов

Готовиться ко второй краеведческой велопоездке в окрестности реки Оредеж я начал ещё зимой. С учётом прошлогоднего опыта(о котором написано здесь: https://dzen.ru/a/Zs1wk6YKSRSGdqqN?share_to=link ) был четко очерчен круг интересов и, как следствие, лучше проработан маршрут, включая различные варианты развития событий. Кроме того, путешествовать во второй раз приблизительно в тех же самых местах гораздо спокойнее, чем в первый - это понятно. На этот раз я решил сосредоточится на археологических памятниках - курганах и жальниках, которые в прошлую свою поездку не нашел(да и не искал особо по причине недостатка информации). Кроме того, у меня созрела мысль попробовать, выражаясь языком бильярдистов, положить несколько шаров в одну лузу. Во-первых, начать путешествие от поселка Песочный Мох(платформа 117 км) - последний раз в этих местах у меня случилось побывать лет тридцать тому назад. Во-вторых, проехать вверх по течению Оредежа новым маршрутом: правым берегом через деревни Щупоголов

Готовиться ко второй краеведческой велопоездке в окрестности реки Оредеж я начал ещё зимой. С учётом прошлогоднего опыта(о котором написано здесь: https://dzen.ru/a/Zs1wk6YKSRSGdqqN?share_to=link ) был четко очерчен круг интересов и, как следствие, лучше проработан маршрут, включая различные варианты развития событий. Кроме того, путешествовать во второй раз приблизительно в тех же самых местах гораздо спокойнее, чем в первый - это понятно.

На этот раз я решил сосредоточится на археологических памятниках - курганах и жальниках, которые в прошлую свою поездку не нашел(да и не искал особо по причине недостатка информации). Кроме того, у меня созрела мысль попробовать, выражаясь языком бильярдистов, положить несколько шаров в одну лузу. Во-первых, начать путешествие от поселка Песочный Мох(платформа 117 км) - последний раз в этих местах у меня случилось побывать лет тридцать тому назад. Во-вторых, проехать вверх по течению Оредежа новым маршрутом: правым берегом через деревни Щупоголово и Горыни. В третьих, забраться несколько дальше, чем раньше: теперь уже за деревню Волкино.

Планируя поездку, пришлось зарываться в дебри интернета: искать ссылки, упоминания на эту тему и даже подписываться на соответствующие ресурсы. В итоге, прогулочный трек к ближайшей субботе выглядел следующим образом: ж/д платформа 117 км - Щупоголово - Горыни - Усадищи - Печково - Приозерный - Волкино - Лютка - Вяжищи - Печково - Усадище - Чолово.

Погрузившись на 100-м километре(где у меня дача) на первую электричку идущую из Питера, я минут через пятнадцать вышел на платформе 117 км. Испытывая некоторую ностальгию, быстро проехал через небольшой по размерам поселок и углубился в лес.

Поселок Песчаный мох
Поселок Песчаный мох

Из-за погоды, выдавшей в сжатые сроки месячную норму осадков, деревья местами стояли в воде. На дороге появились ручейки, лужи, затрудняющие и замедляющие движение.

Дорога через лес
Дорога через лес

Вдобавок ко всему, не давали расслабиться комары, атаковавшие скопом, когда приходилось спешиваться при форсировании очередного водного препятствия. Не могу сказать, что дорога меня сильно утомила, но в какой-то момент, заметив на стволе дерева маркировку экотропы Оредежское кольцо, я обрадовался: до выхода из леса было недалеко. Впрочем, о том же говорила скачанная из интернета карта.

Метка экотропы
Метка экотропы

Наконец деревья расступились, и я то ли выкатился, то ли вышел на открытое пространство. Дальше начинались луга, через которые до речки было уже рукой подать.

-5

Не знаю - часто ли здесь бывают туристы, но на этом участке экотропа Оредежское кольцо оборудована не только информационными стендами, но и беседками, в которых можно остановиться на отдых и перекус.

-6
-7

У одной из них я решил выйти на берег речки по еле заметной, заросшей травой дорожке. Какое-то время с высокого, заросшего смешанным лесом берега пришлось спускаться вниз - впрочем, недолго. Оредеж, как и предполагалось, после дождей вышла из берегов, поэтому задерживаться здесь смысла не было.

-8

Вернувшись на дорогу(или её подобие), я направился в сторону Щупоголово.

-9

У самой же деревни с появлением первых домов под колесами моего велосипеда стелилась уже хорошего качества грунтовка. Настроение сразу поднялось, в том числе, и при виде гнезда аиста на одном из придорожных столбов. Большая черно-белая птица попеременно чистила перья и занималась пищавшими в гнезде птенцами.

-10
-11

Получив удовольствие от созерцания столь умиротворяющей картины, я отправился на поиски древнерусского креста, находившегося согласно почерпнутой в интернете информации где-то рядом.

-12

И действительно, на самом краю высокого берега реки, сразу за церковью, обнаружился покосившийся под тяжестью времени каменный крест с окладкой из двух каменных плит. Как выяснилось из общения с местными жителями(из которых значительную часть составляют приезжие дачники), не все знают о его существовании. Те же, кто в курсе, считают его чем-то вроде талисмана, оставляя рядом монетки. Я тоже поддержал сложившуюся традицию, рассчитывая сюда ещё вернуться.

Вообще, жителям Щупоголово повезло, что у них есть такая, без всякого преувеличения, уникальная достопримечательность. Когда-то каменных крестов - обычных и круглых, надгробных и путевых в округе было немало, но за давностью времени большая часть из них просто исчезла, в лучшем случае пополнив коллекции новгородских музеев и Эрмитажа.

За Щупоголово дорога стала просто отличной, и я непроизвольно ускорился в предвкушении главной цели своего путешествия: цепочки из пяти курганов у деревни Горыни.

Курганы у деревни Горыни
Курганы у деревни Горыни

Расположенные в поле, на некотором расстоянии один за другим, они были хорошо видны издали. Сделав пару снимков, я сошёл с дороги и покатил прямо по земле, благо она уже успела немного подсохнуть.

-14

Ближайший к дороге курган, возможно под влиянием впечатлений, показался мне самым большим. Весь заросший густой травой, он вроде бы не таил в себе никаких загадок, поэтому я направился к его второму по счету собрату.

И здесь обнаружилась интересная деталь! Прямо на склоне второго кургана на некотором расстоянии от земли располагалась здоровенная каменная плита, поставленная вертикально.

-15
-16

Почувствовав себя первооткрывателем, я внимательно изучил ее на предмет каких-нибудь знаков или насечек, но, к сожалению, ничего не нашел. Либо их не было изначально, либо безжалостное время все стерло.

Третий по счету курган: тоже каменная плита на склоне! Впрочем, ее я разглядел не сразу - помешали травяные заросли, которые пришлось осторожно раздвигать руками. При этом, признаюсь, я немного нервничал, хорошо помня финал песни о Вещем Олеге.

-17

На склоне четвертого кургана плиты не оказалось, зато у самого его подножия обнаружилась ярковыраженная каменная окладка.

-18
Каменная окладка
Каменная окладка

Более того, окладка имелась и у первых трёх курганов, просто я не сразу её разглядел из-за все той же густой травы.

Пятый курган частично зарос борщевиком, рядом в поле работал трактор, поэтому, чтобы никому не мозолить глаза, осматривать его я не стал.

Посчитав этот гештальт на сегодня полностью закрытым, я с чистой совестью отправился дальше.

-20

Теперь мой путь пролегал через населенный пункт Усадище вдоль Пристанского озера, по которому когда-то давным-давно - ещё в дореволюционную пору ходили пароходы. К сожалению, полюбоваться открывающимся с его правого берега пейзажем в полной мере не получилось: озеро разлилось до размеров весеннего паводка(если не больше), и береговая линия заметно изменилась.

Пристанское озеро
Пристанское озеро
Старая мощёная дорога до Чолово
Старая мощёная дорога до Чолово

Миновав старую мощеную дорогу от Чолово, я частично проехал по ней до автомобильного моста через Оредеж, а потом и через речку Рыденку, оставляя позади слева Фролевское озеро с деревнями Жерядки и Фралёво.

Фролевское озеро
Фролевское озеро

На всякий случай открыл свои записи с описанием местных археологических достопримечательностей.

"Фралёво. Группа из сопки высотой 6 метров и 5 курганов на верхней террасе. Не сохранилась.

Жирядки. Курганная насыпь высотой 3 метра на берегу озера. Не сохранилась." <C>

Очень жаль....

Путь до деревни Волкино занял минут сорок: по старой асфальтовой дороге 41A-004, к полудню совсем освободившейся от проезжающих в обе стороны машин.

Дорога на Волкино
Дорога на Волкино

Интересующий меня курганно-жальничный могильник(16 курганных осыпей и 12 жальничных погребений) надо было искать немного не доезжая до фермы в четырехстах метрах от шоссе.

-25

Завидев впереди современные бетонные строения и каменные развалины старых, я наконец-то свернул в поля.

Развалины каменных строений рядом с фермой
Развалины каменных строений рядом с фермой

И.... Ничего не нашел! Вообще. Вокруг было море зелени и больше ничего.

-27

Вспомнив, что высота курганных осыпей в этом погребении не превышает метра и разглядеть их в зарослях травы и кустов объективно сложно, я не стал расстраиваться. Возможно имеет смысл вернуться сюда ранней или поздней осенью. Помыкавшись какое-то время по окрестным полям, я снова вернулся на трассу.

Для того, чтобы свернуть на полевую дорогу, ведущую к Клюкошицам, пришлось вернуться немного назад.

-28

Серьезный в прошлом статус деревни подтверждает большое количество каменных фундаментов от старых домов и подсобных строений. Кое-что сохранилось до нашего времени: как, например, сарай у дороги. Кроме того, в Клюкошицах есть интересная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, рядом с которой находится сопка под шесть метров высотой.

Старый сарай
Старый сарай
-30

Церковь оказалась огорожена каменной стеной: очень красиво и отдалённо напоминает замок. Ворота на ее территорию однако были закрыты на висячий замок, поэтому попасть внутрь не удалось.

-31

-32
-33

С поисками сопки тоже не заладилось, хотя по идее, она была где-то совсем рядом. Попытки разведопроса местных жителей закончились ничем. В итоге, сделав несколько снимков церкви, я выдвинулся в сторону деревни Лютка рассчитывая посмотреть на развалины старой усадьбы, идущие в этой поездке бонусом, ещё один старославянский крест и семиметровый курган.

По сравнению с усадьбой в Надбелье, где я побывал в прошлом году, Лютке не повезло еще больше. На данный момент от дома остались только стены с пустыми проемами окон и крыша, держащаяся на все ещё прочных, капитально сработанных стропилах. Тягостное зрелище...

Руины усадьбы Лютка
Руины усадьбы Лютка
-35
-36
-37

Расположенный на окраине деревни курган нашелся быстро, поскольку других претендентов на его роль вокруг не просматривалось. С круглым основанием, высокий, когда-то расположенный в поле(с тех пор деревня разрослась). Сбоку что-то вроде оврага. Вероятно, его пытались копать бугровщики. Так в старину в народе называли малоуважаемых любителей поживиться на раскопках древних захоронений.

Курган между Люткой и Лазарево
Курган между Люткой и Лазарево
Вид с кургана
Вид с кургана

Хозяин расположенного напротив дома, овчарка которого пару раз пыталась прихватить меня за икры, подтвердил, что это действительно единственный курган вблизи деревни.

Родник у речки
Родник у речки

С крестом вышло сложнее. Все тот же сурового вида абориген поведал, что крест находится у одного из двух родников, но у какого точно - он не в курсе. На какой-то родник у речки Лютки я уже успел заехать, но ничего интересного рядом не заметил. На дальнейшее продолжение поисков времени уже не оставалось. Что ж... Внесём это в план следующей поездки.

Возвращался я домой через ж/д станцию Чолово. Это направление не загружено автотранспортом, к тому же дорога здесь частично проходит через лес вдоль Оредежа.

На обратном пути было ещё немало интересного, но я уже не останавливался, стараясь не опоздать на электричку.

Проехал развалины придорожной часовни, которую похоже собираются восстанавливать.

-41

Слева промелькнул старый дом явно дореволюционной постройки.

-42

Проезжая через мост, ещё раз бросил взгляд на картину июньского половодья.

-43
-44

Вернувшись к себе на дачу и припарковав велик у печки, я продолжил размышлять о том, что в наших краях можно найти ещё много интересного. Причем чем глубже начинаешь погружаться в историю этих мест, тем сильнее начинает затягивать. Ну, а поскольку все это накладывается на красивую природу и возможность покрутить педали, то почему бы и нет?

-45

Поддержать автора (на ж/д билеты и развитие краеведческого проекта)

5469 5500 7515 6171 (Сбербанк, Морозов Игорь Борисович)