Найти в Дзене

Учим историю по фильму «Балтийское небо»

Оглавление

Про фильм «Балтийское небо» не сказать хороших слов просто невозможно. На мой взгляд — это шедевр во всём. И снято прекрасно, и актёры замечательные, и музыка очень подходит. Мне кажется, это лучший батальный фильм о битве за Ленинград и пока сделать что-то и близкое по уровню никому не удавалось.

Фильм этот совмещает две стороны — саму Блокаду и военные действия в районе Ленинграда. Последнее, разумеется, в первую очередь про авиацию. Конечно, снято было в советское время, и нет ничего удивительного, чем сам исходный роман и его замечательная экранизация содержит много разных неточностей, но даже в этом плане он лучше многих. Поскольку не так уж много в нём того, что стоит критиковать историку.

Я же в данном случае критиковать и не собираюсь, а просто давайте вспомним некоторые моменты этого замечательного фильма, и поговорим о событиях, которые в этих эпизодах затронуты.

Последняя дорога в Ленинград

-2

Фильм начинается с того, как майор Лунин пытается попасть с Ленинград. Ему чудом удаётся проскочить на машине под обстрелом немецких танков. При экранизации, конечно, сюжет сильно укоротили, в книге описано более подробно, как Лунин сначала ехал на поезде, потом пытался прорваться на одиноком паровозе, но всегда дорога оказывалась закрыта. В конце концов получается поймать ту самую «полуторатонку», на которой и удаётся проскочить.

Так получается, что из фильма не всё понятно, и некоторые зрители, как я узнал, восприняли эпизод не совсем точно — дескать пример Лунина показывает, что во время Блокады в город можно было проскочить. Дескать дорогу железную немцы перерезали, но всякими «огородами» проникнуть можно. Тем более известно про всякие партизанские обозы, которые в город доставляли еду. А это всё укладывается в непонятно как возникшую и совершенно бредовую идею о том, что Блокады и не было, как таковой, а все проблемы лишь из-за того, что город не хотели снабжать, да и войск на прорыв не давали.

Однако, если обращаться к фильму, то герои прорываются в город ещё до установления Блокады. Напомню, что 28 августа 1941 года немецкие войска смогли перерезать у Мги последнюю железную дорогу в Ленинград. Попасть ещё в течении десяти дней в город теоретически было можно, но примерно так, как попал Лунин. Причём стоит учитывать, что в южном Приладожье дороги вообще-то редкость — всё больше леса и болота. С одной стороны, это добавляло сложностей немцам — места такие, что за всем вроде и не уследить. Однако, мало помогало нам — даже если опытные люди и могли по тропинкам пройти тайком через топи, но для снабжения города это ничего не давало.

А по поводу местности той хочу привести пример. В этом году я почти было собрался поехать в столь знаменитое ныне для многих место, как Погостье. Хотя бы просто побродить по тем местам, где воевал мой дед. Однако изучение спутниковых карт и разных фотографий местности показало, что попасть туда не проще чем в Антарктиду. Дороги просто нет, а то, что обозначено, видимо, проходимо лишь для тракторов. И кроме железной дороги, за насыпь которой сражались не один месяц, на километры может не быть никаких признаков цивилизации.

Что же касается окружения Ленинграда, то 8 сентября немцы захватил Шлиссельбург, перерезав последнюю трассу снабжения города. Тут надо напомнить, что Питер не только крупнейший морской порт, но ещё и порт речной. И когда железные дороги все были захвачены немцами, снабжение шло речным транспортом. Из Волхова, по Ново-Ладожскому каналу и затем по Неве. Вопреки разным фантазиям, само Ладожское озеро для снабжения не использовалось — специально был прорыт обводной канал. Просто речные суда через Ладогу, которая не только похоже на маленькое море, но и штормы там вполне настоящие, ходит не могли. И полноценное снабжение стало возможно лишь с весны 1942 года, когда был построен целый флот озёрных судов.

«Сегодня штук семьдесят было…»

-3

Эта фраза касается количества «Юнкерсов», которые пытались бомбить корабли, и которых эскадрилья капитана Рассохина смогла отогнать. А потом упоминается, что вчера их было сто двадцать. В книге фраза немного иная:

— Не так много — семьдесят три, — сказал Кабанков, — Вчера было больше — сто девятнадцать.

Но в целом мы понимаем, что каждый день балтийский флот пытались разбомбить до сотни немецких самолётов, большинство которых, видимо — Junkers Ju.88.

Но фильм фильмом, а наверняка многим интересно, какими силами немцы тогда пытались уничтожить наш Балтийский флот, стоявший в Финском заливе.

Немцы, сосредоточили под Ленинградом значительные силы авиации. Всего, не считая разведчиков, было 468 боевых самолётов: 166 одномоторных и 39 двухмоторных истребителей, 203 горизонтальных и 60 пикирующих бомбардировщиков. Правда, это на весь северо-запад, а для ударов по Ленинграду и флоту в Финском заливе немцы могли использовать только три аэродрома: Сиверская, Сиворицы (рядом с Гатчиной) и Любань, что позволяло им задействовать сразу не более 80 самолётов. Собственно, по советским документам и такого числа самолётов никогда не было.

Флот бомбили немцы не каждый день, конкретно удары наносились в следующие дни сентября: 16-го — 27 самолётов, 19-го — 9, 20-го — 15, 21-го — 96, 22-го — 38, 23-го — (до 90), 26-го — 12 и 27-го — 42 самолёта.

Самый массовый налёт был 21-го.

Первой волной шли 25 бомбардировщиков Ju.87, следующая волна — 15 бомбардировщиков Ju.88, третьей волной шли 22 истребителя Bf.109E с 250-кг бомбами, уже вечером атаковали 10 пикировщиков Ju.87, а после них ещё 20 бомбардировщиков Ju.88.

Немцы в тот день потеряли два самолёта, но несколько ещё было повреждено. Пытавшиеся помешать бомбить истребители Балтфлота потеряли три машины (одну сбили свои же зенитки). У нас потоплен эсминец и ледокол, повреждения получили линкор, крейсер, четыре эсминца, тральщик, подводная и канонерская лодки, три вспомогательных судна.

Ещё один день, который нельзя не упомянуть — 23 сентября. Точное количество самолётов, бомбивших флот не очень понятно. Всего в тот день у немцев 416 самолёто-вылетов, но это от Новгорода до Ладоги. В тот день было пять волн. В первом 24 бомбардировщика Ju.88, во втором 30 пикировщиков Ju.87, затем ещё один раз бомбили Ju.88 и два раза «Штуки», по десятку машин.

В тот день немцы потопили линкор «Марат» и лидер «Минск», выведен из строя крейсер «Кировск», серьёзные повреждения у линкора «Октябрьская революция» и эсминца, потоплены подводная лодка и тральщик.

Немцы потеряли в тот день одну «Штуку», наши — шесть истребителей.

Всего при налётах на Балтфлот в сентябре 1941 года немцы потеряли восемь самолётов, ещё не менее десяти машин была повреждено огнём зенитной артиллерии и потом списано.

У нас потоплен линкор, лидер, эсминец, сторожевой корабль, подводная лодка и тральщик, выведен из строя крейсер. Серьёзные повреждения ещё у десятка кораблей. Наши потери составили 13 самолётов.

Однако, в фильме говорят правильно — флот всё-таки уцелел и продолжил защищать Ленинград.

3-я Синявинская битва

-4

В фильме есть эпизод, когда Лунина сбивают и он оказывается на территории, занятой немцами. В фильме подробностей нет, но в книге глава, где это описано, называется «Синявино». Впрочем, даже в книге деталей того сражения нет, да и не мудрено. Те события в советское время не очень освещались.

Однако, период этот, приходится на интереснейшую, и весьма необычную операцию Великой Отечественной войны. До сих пор она малоизвестна, неофициальное название — 3-я Синявинская наступательная операция, проходила же с августа по октябрь 1942 года.

Необычность её в том, что обе стороны — мы и немцы, планировали проведение наступательных операций, но в обоих случаях разведка не знала о планах противника. Наша задача была прорвать Блокаду, целью немцев же — форсировать Неву, соединиться с финскими войсками и уже полностью задушить город. Для этого из Крыма была переброшена 11-я армия Манштейна.

Наше наступление началось раньше, и хоть оно сильно буксовало, но войска Волховского фронта всё-таки продвигались к Неве, до которой оставалось в итоге 6-7 км.

Однако, немецкое командование, увидев угрозу, ввела против ударной группировки нашего Волховского фронта войска 11-й армии. В результате наши войска были остановлены, а затем сильными ударами оказались в окружении. Интересно, что речь шла про 2-ю ударную армию, которая не так давно уже испытала на себя всю тяжесть боёв в окружении. Правда, от той армии, всем нам известной по возглавившему её на конечном этапе операции генералу Власову, остался лишь штабы и тылы, но всё же…

Наше командование спешно вывело из окружения попавшие туда войска. В результате обе стороны остались при своих. Нашим войскам не удалось прорвать Блокаду, но и немцы были вынуждены отказаться от своих наступательных планов.

-5

Были, честно говоря ещё темы, навеянные этим фильмом, но решил пока ограничиться этими.

На этом закончу, предложу вам в развитии темы почитать статью про одну любопытную историю:

Как Григорий Гельфенштейн спас Ленинград в 41-м