Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Чайные сюжеты: трактирное ученье

В поисках новых «чайных» сюжетов в отечественной дореволюционной живописи мы нашли картину художника Ивана Семеновича Малинина (1866-1952) «В ученье у трактирщицы». И она напомнила сразу о двух сюжетах в истории русских чаеторговли и трактирного дела. На картине «В ученье у трактирщицы» трактирщица изображена за стойкой с тарелками и чайной посудой. За ее спиной – полки с нарядными чайниками. Один мальчик прибежал к хозяйке из погреба или амбара с провизией, или, возможно, его как слугу послали в трактир за едой или питьем. Второй мальчик, стоя на приступке, укладывает на поднос посуду. Он «служит» при трактире, потому и одет почище, и обут в сапоги. Видно, как он старается. Первый из сюжетов связан с биографией основателя знаменитой чаеторговой фирмы «Братья К. и С. Поповы» Константина Абрамовича Попова. Константин Абрамович Попов родился в 1814 году в посаде Большие Соли костромской губернии (сейчас это поселок Некрасовское в Ярославской области), в семье небогатого торговца. Отца

В поисках новых «чайных» сюжетов в отечественной дореволюционной живописи мы нашли картину художника Ивана Семеновича Малинина (1866-1952) «В ученье у трактирщицы». И она напомнила сразу о двух сюжетах в истории русских чаеторговли и трактирного дела.

Иван Семенович Малинин, «В ученье у трактирщицы», 1899 год. Из собрания Раменского историко-художественного музея
Иван Семенович Малинин, «В ученье у трактирщицы», 1899 год. Из собрания Раменского историко-художественного музея

На картине «В ученье у трактирщицы» трактирщица изображена за стойкой с тарелками и чайной посудой. За ее спиной – полки с нарядными чайниками. Один мальчик прибежал к хозяйке из погреба или амбара с провизией, или, возможно, его как слугу послали в трактир за едой или питьем. Второй мальчик, стоя на приступке, укладывает на поднос посуду. Он «служит» при трактире, потому и одет почище, и обут в сапоги. Видно, как он старается.

Первый из сюжетов связан с биографией основателя знаменитой чаеторговой фирмы «Братья К. и С. Поповы» Константина Абрамовича Попова. Константин Абрамович Попов родился в 1814 году в посаде Большие Соли костромской губернии (сейчас это поселок Некрасовское в Ярославской области), в семье небогатого торговца. Отца Константин лишился рано, остались у него мать, старшие, уже «пристроенные к торговому делу», братья и младший брат Семен. Дальше обратимся к биографическому очерку Попова. «Константин до 7-летнего возраста жил постоянно при матери и, как все дети, играл с соседними мальчиками, удил рыбу и бегал в лес за грибами. Наконец старшие братья стали просить мать, чтобы она прислала его к ним в Кострому. Здесь братья озаботились обучить его грамоте, т. е. отдали дьячку на выучку. Наука состояла в том, чтобы ребенок умел читать по Часослову и Псалтири, да писать по линейкам, чему он и научился в продолжении двухлетнего курса своего учения. Затем до 13-летнего возраста он постоянно находился у своего старшего брата, весьма редко при торговле, а большею частию на посылках по домашнему хозяйству или нянчился с его детьми. Такого рода занятия не нравились матери и она, опасаясь чтобы сын ее не избаловался без определенного и постоянного дела при самой торговле, и наконец, чтобы поскорей мог зарабатывать деньги сам, рассудила отдать его в Кострому к родному дяде, содержавшему белую харчевню, в услужение, с тем чтобы впоследствии он мог быть хорошим трактирным половым; но эта должность решительно не нравилась мальчику и он хотел во что бы то ни стало покинуть харчевню. Зная очень хорошо, что ни мать, ни братья не возьмут его добровольно, Попов решился уйти к матери в Большие Соли без ведома хозяина; впрочем, чтобы избавить его от напрасных поисков, уходя написал на двери мелом «Не ищите меня, я отправился на родину». Это было зимою и мальчику нужно было идти З6 верст – расстояние от Костромы до посада. Между тем дорогой его застала такая страшная метель и вьюга, что он сначала с трудом отыскивал дорогу, а потом совершенно изнемог и едва не замерз, не имея более сил продолжать путь. Это были самые отчаянные минуты в его жизни, так как он находился на волос от смерти...» Спас плохо одетого, совсем не по погоде, мальчика крестьянин, проезжавший мимо на дровнях. Он закутал его в армяк и повез сначала к себе домой, а потом к матери. Та с большими усилиями отогрела отмороженные руки сына... Остается только восхищаться той самоотверженностью, с которой мальчик искал для себя лучшей доли, и ужасаться тому, через что ему пришлось ради этого пройти.

Константин Семенович Попов
Константин Семенович Попов

Второй сюжет взят из очерка известного бытописателя Москвы 1840-х годов Ивана Тимофеевича Кокорева. Рассказывая о чайных и трактирных московских традициях, он писал о выходцах с ярославских земель. «Трактирщик не ярославец – явление странное... И не в одной Москве, а в целой России, с незапамятных времен, они присвоили себе эту монополию. Где есть заведение для распивания чаю, там непременно найдутся и ярославцы... Не диво, что при таком сочувствии к чаю в Ярославской губернии найдется множество семейств, в которых от подростка до старика с бородою – все трактирщики; не диво, что иной ярославец три четверти жизни своей проведет в трактире: мальчугой он поступит в заведение, сперва на кухню, для присмотра за кубом, за чисткою посуды, и в это время ходит чрезвычайным замарашкой... потом, за выслугу лет, за расторопность, переводится в залу, где приучается к исполнению многосложных обязанностей полового, бегает на посылках, и, наконец, после пятилетнего или более искуса делается полным молодцом; возмужалый, он нередко повышается в звание буфетчика, а на закате дней отправляет важную службу приказчика – и часто все в одном трактире». И дальше Кокорев писал: «Ярославец, когда он несет на отлете грузный поднос в одной руке и пару чайников в другой, несет, едва касаясь ногами до пола, так что не шелохнется ни одна чашка, – потом, когда бросает (ставит - тяжелое для него слово) этот поднос на стол и заставляет вас бояться за целость чашек, – он в эти минуты достоин кисти Теньера...».

Художник Иван Семенович Малинин родился в деревне Митьково Бронницкого уезда (сейчас деревня Митьково Раменского района Московской области), в семье крестьянина среднего достатка. В 1876 году его, десятилетнего, определили учеником на московский завод, производящий паросиловые машины. Здесь Малинин и проработал еще двадцать лет. Рисованием он увлекался с юности, со временем вошел в Товарищество передвижных художественных выставок. Кто знает, где он подсмотрел выразительный сюжет с мальчиком, поступившим «в ученье» к трактирщице?

Чай
114,7 тыс интересуются