После мрачной сюжетки третьего «Ведьмака» и ещё более мрачной истории дополнения «Каменные сердца», Туссент предстаёт неким волшебным миром, сошедшим с красочной картинки журнала для детей. Однако это довольно сложносочинённый мир, где за фасадом рыцарских турниров и виноградных грёз скрываются настоящие драмы. Гид по Боклеру у нас уже был, возьмём территорию побольше — долину Сансретура.
Это эталонная, парадная версия Туссента, расположенная между величественными горами и плодородными землями, та, что воспета в балладах и показана заезжим купцам. Это тщательно сконструированный миф, где у каждой локации есть своя идеализированная роль. Впервые Геральт оказывается здесь ещё в событиях книг, и для уставшего от большака ведьмака Туссент кажется тем самым местом, где можно повесить меч на стену и наконец обрести покой с бокалом вина. При комбинации выборов в концовках можно увидеть, как Геральт и Йеннифер решают обосноваться на Корво Бьянко и тем самым отойти от дел. Однако на деле ведьмак никогда бы не смог надолго задержаться в таком месте, каким бы райским оно не казалось.
Парадная часть
Первое, что бросается в глаза в долине Сансретура — это её потрясающая архитектура и природа. Величественный город Боклер с его красочными стенами, изящными мостами и живой растительностью олицетворяет благополучие Туссента, не тронутого войной. К северу и по всей долине расположены процветающие роскошные винодельни, среди которых Кастель Ровелло, где изготавливают напитки для княжеского стола. В центре Сансретура — знаменитое поместье Корво Бьянко, которое становится домом для Геральта.
Долина — это место, где шумные праздники соседствуют с умиротворёнными пейзажами. Турнирные поля кипят жизнью, ежегодно собирая рыцарей и зрителей на захватывающие поединки. Благородство и подвиги в регионе стали культом, пусть и карикатурным. В Боклере всегда царит оживление: толпы людей, суета на рынках и гул из трактиров.
Что необычно для Неверлэнда, здесь даже есть памятники, привлекающие туристов и паломников. С помощью Геральта в регионе может появиться статуя Пророка Лебеды, а у тех виноделен, у которых дела шли плохо, будет шанс начать новую жизнь без археспор и эндриаг.
Вытесненная правда
Однако на фоне этого великолепия существуют и более скромные участки. Долина Сансретура — это сказка, в которую Туссент заставляет верить в первую очередь себя. Стоит свернуть с наезженной тропы, как фасад начинает трещать по швам. Даже на чисто лексическом уровне: когда скалы называют «ядовитыми», это намёк на то, что флора и фауна здесь не всегда безопасна и дружелюбна. Тихий берег предлагает путнику возможность насладиться красотой природы, слушая пение птиц и шелест листьев. Если, конечно, не вслушиваться в рычание трупоедов. На крупнейших винодельнях тоже не всё гладко: «бизнес» ведётся грязными методами, а доверенные люди совершают преступления и спекулируют.
Многие ранее обжитые места, в том числе религиозные святыни, оказались атакованы чудовищами, с которыми Белому Волку предстоит разобраться.
Почему ведьмаку? Потому что рыцари, несмотря на всю свою показную доблесть, периодически сами добавляют себе и людям проблем. Казалось бы, дороги, через которые идут купцы, должны охраняться и быть абсолютно безопасными. Однако Геральт, проезжая через переправу Питтапатте, сражается со скальными троллями. В настолько непривычной для себя обстановке они очутились из-за того, что сбежали от рыцарей, которые перевозили их для турнира.
Вдали от усадеб можно увидеть небольшие фермы, старые ветряные мельницы и купеческую факторию. Несмотря на плотную ассоциацию региона с вином, процветание Туссента основано на упорном труде и других ремёслах.
Все дороги Долины ведут к прекрасным памятникам и усадьбам. Одной из таких является приют Орианы, созданный для детей-сирот. Место это красивое и ухоженное, но создано оно отнюдь не для помощи бедным и обездоленным. Ориана, владеющая этим местом, является вампиром, поэтому использует детишек в качестве своеобразного винного погреба.
Отдельно хотелось бы отметить некую политическую хрупкость Туссента. В зависимости от концовки, либо княжество вообще останется без правителя, либо с правителем крайне хрупкой душевной организации, абсолютно не разбирающейся в людях (при этом сама она о себе гораздо более высокого мнения). Благополучие долины очень обманчиво и связано с родственными узами Эмгыра и Анны-Генриетты. Это одна из причин, почему Нильфгаард не лезет в дела княжества и почему оно такое самобытное. Случись что с Анариеттой — вся эта идиллия может посыпаться. Для Геральта, который привык быть в постоянной опасности и не расслабляться, быть в таком месте — значит перманентно находиться в состоянии напряжения. Его ведьмачья натура просто не позволит ему расслабиться.
Что по лексической части?
Вероятно, название долины пришло из легенд о короле Артуре, кельтская мифология. Там было такое место — Val sans retour, что в переводе с французского означает «долина без возврата». Также известны другие её названия: «Опасная долина» и «Долина фальшивых влюблённых». Туда злая ведьма Моргана заточала рыцарей, которые совершили измену. По своему желанию выбраться оттуда они не могли. Тюрьма, но зато красивая. При этом рыцари там почти ничем не ограничены: не связаны по рукам и ногам, не вынуждены добывать себе пищу, могут и ходить, и разговаривать, и смеяться, и плясать, и играть.
Однако вместе с этим ведьма создаёт возможность спасти всех заключённых. Она придумала несколько сложных испытаний, пройти которые сможет только исключительно верный рыцарь, который вдобавок сумеет и драконов победить, и стену из огня преодолеть, и через озеро, окружённое скалами, перейти. Многие пытались вызволить несчастных, да ничего у них не выходило, и они сами попадали в ловушку Опасной долины. Разрушить заклинание смог рыцарь, верный своей возлюбленной — Ланселот (идеальный влюблённый здесь противопоставляется фальшивым влюблённым, которых ненавидела Моргана).
Из кельтской мифологии начал черпать вдохновение ещё Толкин. Едва ли не всё эпическое фэнтези (книжное и игровое) держится на этой фольклорной традиции. Авторы не просто названия заимствовали — некоторые сюжеты были ими пересказаны. Сапковский тоже оттуда много брал, отсылок море по всем книгам. Так что это можно считать ещё одним тезисом, почему Геральт не сможет остаться в долине навсегда. Если считать его рыцарем — он скорее Ланселот-спаситель, чем пассивный заключённый: сам спасётся и других спасёт.
Общее поле, разные реальности
Примечательно, что мир вина и мир крови физически соседствуют. Чтобы добраться из сияющего Боклера или своего поместья Корво Бьянко до приюта Орианы, в котором она пьёт кровь сироток, Геральту нужно всего-то пройти не более 300 шагов. Они существуют в одном географическом пространстве, но в абсолютно разных реальностях. Герцогство может позволить себе быть прекрасным и легкомысленным именно потому, что всю свою грязь, боль и уродство оно прячет с глаз долой. Геральт видит эту исчерпывающую иллюстрацию дуализма Туссента целиком, что объясняет привлекательность региона для игроков. Покой ведьмак не сможет найти в одном месте. Поэтому Геральт, поправив седло и поблагодарив хозяев (или бежав от них куда подальше), обязательно двинется дальше.
Празднуем десятилетие третьей части компьютерной игры и обсуждаем лор вселенной здесь.