Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Как я полетала на вертолётах, а в Иркутске нашла дома основателей вертолётостроения

Если б меня попросили рассказать о себе что-нибудь интересное, то, пожалуй, я могла бы рассказать про свои полёты на вертолётах. Правда, недавний полёт с лестницы, закончившийся гипсом, тоже раскрасил мои будни (и ногу). Полётов на вертолётах было не так уж много – всего четыре: три по работе и один – в связи с необходимостью санавиацией доставить меня из Губкинского, где раньше жила, в Салехард, чтобы спасти от прогрессирующей болезни, с которой могли справиться только медики окружной больницы. Но статья не про болячки (хотя какая актуальная тема!). Это фото (и те, что дальше будут в статье) я сделала в 2011 году. Я сопровождала в качестве фотокорреспондента делегацию гостей компании, в которой работала. Пополняла архив предприятия. Я вообще не особо жалую транспорт в каком-либо виде: самолёты, вертолёты, автобусы, автомобили – всё это довольно долго было для меня пыткой. Вестибуллярка точно не как у космонавта(( Меня до сих пор укачивает на всяких аттракционах, так что я не фанатка

Фото: © Н. А. Гончар-Быш
Фото: © Н. А. Гончар-Быш

Если б меня попросили рассказать о себе что-нибудь интересное, то, пожалуй, я могла бы рассказать про свои полёты на вертолётах.

Правда, недавний полёт с лестницы, закончившийся гипсом, тоже раскрасил мои будни (и ногу).

Полётов на вертолётах было не так уж много – всего четыре: три по работе и один – в связи с необходимостью санавиацией доставить меня из Губкинского, где раньше жила, в Салехард, чтобы спасти от прогрессирующей болезни, с которой могли справиться только медики окружной больницы. Но статья не про болячки (хотя какая актуальная тема!).

Это фото (и те, что дальше будут в статье) я сделала в 2011 году. Я сопровождала в качестве фотокорреспондента делегацию гостей компании, в которой работала. Пополняла архив предприятия.

Как я своей «клешнёй» вцепилась в сиденье! 😅 (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Как я своей «клешнёй» вцепилась в сиденье! 😅 (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Понравилось ли мне летать на вертолётах? Нет.

Я вообще не особо жалую транспорт в каком-либо виде: самолёты, вертолёты, автобусы, автомобили – всё это довольно долго было для меня пыткой. Вестибуллярка точно не как у космонавта(( Меня до сих пор укачивает на всяких аттракционах, так что я не фанатка такого формата индустрии развлечений. Только к поездам с детства прониклась симпатией. На них меня ни разу не стошнило)) Как тут не подружиться!

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Вертолёты напоминают мне лифт вне дома. Представьте: в лифте есть сидение с ремнями безопасности, лифт очень шумный. Вы заходите, садитесь, и вас начинает поднимать сначала вверх, а потом ещё и в сторону какую-нибудь... Короче, для меня это лифт плюс аттракцион плюс самолёт. Такое трио у меня не вызывает симпатии. Не моё это.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Надо было по работе делать кадры из иллюминатора, а мне постепенно плохело... Но я все разы выдерживала, чтобы в следующий раз снова допустили к полёту. Но не потому, что так хотела летать, пф-ф-ф, нет! А потому что хотела фотографировать, видеть свою малую родину и ямальскую лесотундру с абсолютно нового ракурса)))

Лесотундра Ямала (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Лесотундра Ямала (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Вот почти весь город и видно! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Вот почти весь город и видно! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Город Губкинский (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Город Губкинский (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
В Губкинском не было и нет аэропорта. Для 35 000 человек как-то нецелесообразно было его строить. Ближайшая ж/д станция была в посёлке Пурпе, а аэропорт – в Ноябрьске.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Если бы мне предложили полетать на вертолёте над Иркутском, я бы согласилась без лишних размышлений! И всё по той же причине – посмотреть на город и его достопримечательности с нового ракурса. Ещё и в блоге статью и видео выложила бы!))) А свой физический дискомфорт я давно научилась преодолевать: дыхание там, отвлечение, на крайний случай таблеточки какие-нибудь.

В первые же десять дней после переезда из Уфы в Иркутск, в прошлом году, я встретила рядом с площадью у ДС «Труд» интересный памятник. Он-то и всколыхнул мои воспоминания о вертолётах 👇

2024 год (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
2024 год (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

До меня даже не сразу дошло, что я вижу перед собой вертолёт! Сначала не поняла, а потом как поняла)) Всего вертолётов три. Видите? Маленькие вертолёты Ка и Ми! Они из бронзы.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Это памятник иркутянам, «учившим летать металл» – Николаю Камову и Михаилу Милю. Автор памятника — архитектор Сергей Демков. 

Миль и Камов. Коллаж из интернета
Миль и Камов. Коллаж из интернета

И каково же было моё удивление, когда я в конце этого лета узнала, что живу недалеко (12–15 минут ходьбы) от дома Михаила Миля и дома Николая Камова!

Вот дом Миля 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Это дом № 5 на улице Карла Либкнехта, буквально в считанных метрах от главной улицы города – от Карла Маркса 👇

Скриншот из 2ГИС
Скриншот из 2ГИС

В начале XX века это был доходный дом, семья Милей снимала в нём небольшую квартиру. В 2009 году на здании установили мемориальную доску в честь 100-летия со дня рождения Михаила Миля. Так она выглядит сейчас 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

План покрупнее 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Михаил Миль: авиаконструктор, биография, личная жизнь, фото

Так вот, стало мне интересно, где же в Иркутске жил второй авиаконструктор Николай Камов. Оказалось, что они с Милем жили так близко друг от друга, что могли ходить в гости!

Наверху отмечен дом Камова, внизу – Миля (скриншот из 2ГИС)
Наверху отмечен дом Камова, внизу – Миля (скриншот из 2ГИС)

Но тогда Камов и Миль ещё не были коллегами, так как в доме № 20 на улице Декабрьских Событий Николай Камов жил с рождения и до 16-летия, это его «семейное гнездо».

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

На фасаде здания тоже установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме родился и жил с 1902 г. по 1918 г. выдающийся авиаконструктор Николай Ильич Камов (1902-1973). От авиаторов и граждан Иркутска».

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А ещё там, у входной двери, есть табличка с действующим QR-кодом 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

По ссылке мы получим следующую информацию 👇

Дом, в котором жил конструктор вертолётов Герой Социалистического труда Н. И. Камов

Малоэтажный жилой дом, построен в начале XX в. (1902–1918 гг.). Является объектом культурного наследия регионального значения. Дом, в котором родился и жил конструктор вертолётов Герой Социалистического труда Н. И. Камов – известный советский авиаконструктор, доктор технических наук, автор термина «вертолёт», создатель боевых вертолётов специального назначения, герой Социалистического труда. Создатель таких знаменитых машин, как первого «автожира», вертолётов Ка -8, Ка-10, Ка-15, Ка-18. Вертолёты, разработанные Н. Камовым, поставлялись в 14 стран мира.
О детских годах будущего авиаконструктора известно сравнительно немного. Его отец был преподавателем русской словесности, а затем – директором иркутского коммерческого училища. Принадлежность к средним слоям иркутского общества, прекрасное домашнее воспитание, пример и влияние отца позволили Николаю Камову получить достаточно серьёзное по сибирским меркам образование, привили интерес к науке и научным исследованиям.
Также известно, что уже в юности он проявлял определённый интерес к авиации и, помимо чтения периодической и технической литературы, по-видимому, пытался непосредственно познакомиться с авиационной техникой при посещениях показательных полётов российских авиаторов на иркутском ипподроме.
Кроме того, по воспоминаниям современников, в студенческие годы, приезжая к родителям на каникулы, он горячо интересовался, как идет проектирование первой сибирской авиалинии Иркутск-Якутск, и даже не раз летал на иркутских гидропланах, которые садились на воду на Ангаре около Московских ворот, тогда ещё существовавших.
«Чертил вертолет на табуретке»: история Николая Камова, легендарного авиаконструктора из Иркутска

Если поймать кого-нибудь из жильцов дома Миля у меня не вышло, то с домом Камова мне повезло больше. Знакомьтесь, это Надежда Александровна, и она живёт в комнатах, где провёл годы юности Николай Камов 👇

Надежда Александровна (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Надежда Александровна (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Памятник выдающимся авиаконструкторам у площади ДС «Труд» появился благодаря этой иркутянке. История такая.

До 2023 года каждый день рождения Николая Камова (14 сентября) Надежду Александровну хоронили. На ставнях её окон (без разрешения хозяйки) появлялись венки, под окнами – живые цветы (преимущественно гвоздики). Знакомые Надежды Александровны хватались за сердце, кто-то сообщал её дочери, мол, а что, матери не стало?! Дочь мчалась к маме, чтобы убедиться, что с той всё в порядке. Так было один год. Потом история снова повторилась. И тогда Надежда Александровна убедила администрацию города своими обращениями (даже Путину писала!), что если хотите отдавать дань памяти выдающимся иркутянам, то создайте им красивый памятник, а дом с жильцами оставьте в покое.

И вот, 5 июля 2023 года, памятник устанавливают на улице Ленина, в районе домов №40 и №46, недалеко от площади ДС «Труд», куда можно и венки, и цветы.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Надежда Александровна рассказала ещё, что в год открытия памятника кто-то испортил объёмные вертолётики – помял их лопасти. Пришлось ремонтировать.

Конечно, не могла я не поинтересоваться, как живётся Надежде Александровне в доме Камова.

А живётся не очень. Две комнаты, кухня, коридор. Коммуникации гнилые. Печь дровяная. Хозяйка-пенсионерка уже живёт без мужа, овдовела. Под окнами и остановка общественного транспорта, поэтому тишина в доме – редкое явление. Да и не проветришь особо – выхлопные газы прямо в квартиру идут.

Я видела на «2ГИС», что в 2020 году дом Камова выглядел так 👇

Фото: © Людмила Мизина, 22.10.2020
Фото: © Людмила Мизина, 22.10.2020

В 2022 году его покрасили в более позитивный цвет, ставни приукрасили. Я предположила, что это администрация города постаралась. Но нет, Надежда Александровна сказала, что за свой счёт жильцы красили. Всё-таки к дому приходят туристы, иногда журналисты, я вот тоже подошла.

Сейчас Надежде Александровне приходят из администрации «письма счастья» с требованием провести небольшой ремонт внешнего фасада. Пенсионерка, живущая с собакой Гретой, не представляет, где ей брать деньги на выполнение указаний администрации, чтобы избежать обещанных штрафов. Пенсия уходит на лекарства, дрова, воду, продукты...

Интересно, а может ли сама администрация как-то решить такие вопросы? Не за счёт человека, волей судьбы заселившегося в дом, который так важен городским властям?

Ну и в заключение добавлю, что в Иркутске нет отдельного музея вертолётостроения, но в филиале Музея истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова «Солдаты Отечества» собрана коллекция экспонатов, касающихся биографии Миля. Часть вещей, некогда принадлежавших конструктору, передала в дар Надежда Миль.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Кстати, в статье про Алексея Фатьянова показывала, какой красивый конверт посвятила искусствоведу и директору художественного музея Иркутска «Почта России» 👇

Так вот, иркутяне Миль и Камов изображены на почтовых марках! Марка «Камов» появилась раньше, чем «Миль» 👇

В 2002 году в честь авиаконструктора Николая Ильича Камова (1902–1973) была выпущена почтовая марка России. Это была серия из пяти марок с изображением вертолётов, изданная в ознаменование 100-летия со дня рождения Камова.
В 2002 году в честь авиаконструктора Николая Ильича Камова (1902–1973) была выпущена почтовая марка России. Это была серия из пяти марок с изображением вертолётов, изданная в ознаменование 100-летия со дня рождения Камова.
В 2009 году в России выпустили почтовый блок марок в честь Михаила Леонтьевича Миля, конструктора вертолётов (1909–1970).
В 2009 году в России выпустили почтовый блок марок в честь Михаила Леонтьевича Миля, конструктора вертолётов (1909–1970).

И если есть желание, почитайте про рекорды советского вертолёта Миля, которые не побиты до сих пор 👇

Гигантский вертолёт Ми-26 из СССР до сих пор не имеет конкурентов, а его рекорды не побиты. Почему за 45 лет никто не сделал лучше

А у меня всё))