Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Алексей Фатьянов. Собиратель прекрасного и душа Иркутского художественного музея

Оглавление

Ещё в мае прочла приобретённое в музейной лавке миниатюрное издание о сибиряке, чья личность меня впечатлила после посещения выставки в Галерее сибирского искусства 👇

Афиша у входа в Галерею сибирского искусства (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Афиша у входа в Галерею сибирского искусства (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Алексей Фатьянов – директор Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва (1948–1977), музеевед, искусствовед, составитель-издатель книг о музее (50 каталогов, 20 буклетов, 350 статей). Этот человек сделал Иркутск яркой точкой на художественной карте страны, открыл общественности талантливых сибирских художников и думающих об отечественной культуре коллекционеров.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Миниатюрное издание Елены Зубрий «Алексей Фатьянов. Собиратель прекрасного» я выбрала для изучения потому, что автор лично общалась с Алексеем Дементьевичем. С 1983 года Елена Станиславовна в роли директора Иркутского областного художественного музея продолжала те традиции, которые утвердил его легендарный директор Алексей Фатьянов. И в тексте брошюры есть те факты, которые нельзя найти в интернете.

Елена Станиславовна Зубрий (фото с сайта iokm.ru)
Елена Станиславовна Зубрий (фото с сайта iokm.ru)

Наконец мои руки дошли до статьи с впечатлениями:

  • от посещённой мной выставки,
  • от диалога с сотрудницей музея, которая показала мне рабочий кабинет Фатьянова,
  • от изучения статей на сайте музея (ИОХМ);
  • от прочтения издания Елены Зубрий.

В этом году Иркутск отмечает 110 лет со дня рождения одного из наиболее ярких деятелей культуры Сибири. Ему и посвящаю эту статью.

Талант родом из Черемхово

Улица Первомайская города Черемхово до революции (фото из интернета)
Улица Первомайская города Черемхово до революции (фото из интернета)

Сибирская страница биографии семьи Фатьяновых началась в 1912 году. На переезд из Курской губернии повлияла переселенческая политика правительства, обусловленная потребностью страны в освоении малонаселённых местностей Сибири и Дальнего Востока. Городом, принявшим семью Фатьяновых, стал Черемхово Иркутской губернии. Дементий Фатьянов устроился работать сторожем шахты № 3.

В год переезда сюда Фатьяновых в Черемхово произошёл ряд преобразований в социальной и промышленной сферах:

  • строительство первого частного коммерческого училища и мечети на деньги П. К. Щелкунова.
  • реорганизация Щелкуновских рудоремонтных мастерских (они были началом Черемховского завода) в механический завод с чугунно-медно-литейным, токарным, кузнечным, слесарным и столярным цехами.
  • открытие школы и аптечной лавки по просьбе детей рабочих шахтовладельцем и иркутским архитектором В. А. Рассушиным.

25 марта 1915 года появился на свет Алексей Дементьевич. Первый в семье сибиряк, первый черемховец. Позже родился его брат. Семья, состоявшая из отца, матери, бабушки и двух сыновей, жила крайне трудно, лишая себя многого, чтобы не обрастать долгами.

С детства Алексей Фатьянов выделялся любовью к рисованию. В 1931 году он окончил семилетнюю Черемховскую школу и в том же году устроился работать, чтобы помогать своей семье. Он трудился помощником художника в декорационной мастерской Черемховского рабочего театра, затем кассиром-архивариусом в Черемховской Межрайконторе «Заготзерно».

В 1933 году завершается черемховская страница биографии Алексея Фатьянова и начинается иркутская. Он поступает в Иркутское областное художественное училище, чтобы связать своё будущее с искусством.

О Черемхово можно почитать статьи на канале @Барчук.Последний из рода.

Рождение Иркутского художественного музея и его молодой директор

-5

С 1935 года увлечённый искусством и музеями второкурсник Алексей Фатьянов начинает работать техническим сотрудником картинной галереи, входившей в состав Иркутского государственного научного музея. Хранитель галереи Георгий Иванович Дудин о новом сотруднике отзывался как об активном толковом музейщике, возглавившем впоследствии всю административно-хозяйственную деятельность музея.

Фатьянов мечтал стать художником. Елена Станиславовна Зубрий из его устных рассказов узнала, что выполненные Алексеем Дементьевичем в молодые годы по заказу Восточно-Сибирской железной дороги сибирские пейзажи долгое время украшали здание иркутского железнодорожного вокзала.

Фото железнодорожного вокзала Иркутска с сайта m.babr24.com
Фото железнодорожного вокзала Иркутска с сайта m.babr24.com

Но затем азарт коллекционирования и интерес к развитию музея отодвинули занятия живописью на второй план.

21-летний студент, Алексей Фатьянов активно поддерживал общественников, ратующих за выведение картинной галереи, где он работал, из состава краеведческого музея и превращение в самостоятельное учреждение культуры.

И в 1936 году иркутская общественность направила письмо на имя Надежды Константиновны Крупской, возглавлявшей Народный Комиссариат Просвещения республики, о необходимости создания художественного музея в Сибири. Обоснование культурных потребностей города и региона было сильным, и в этом же году картинная галерея, согласно Постановлению Совнаркома просвещения, была выведена из состава краеведческого музея. Хранитель галереи стал директором. Со времени образования Иркутской области, с 1937 года и до настоящего времени, учреждение называется Иркутский областной художественный музей.

После успешного окончания в 1937 году Иркутского областного художественного училища, той же осенью, Алексей Фатьянов на два года отправился служить в Красной армии. После демобилизации в 1939 году он вновь вернулся работать в Иркутский художественный музей. Однако в январе 1942 года был вновь мобилизован в связи с Великой Отечественной войной.

Фатьянов служил во многих тыловых частях и учился в двух военных училищах — Военно-политическом и Зенитно-артиллерийском. После учёбы служил в Московском военном округе, а в марте 1945 года был командирован заграницу в действующую армию. С конца 1945 года служил на Дальнем Востоке.

После демобилизации в августе 1946 года Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР предложил Алексею Дементьевичу возглавить прославленный Останкинский музей.

-7

Однако по ряду семейных обстоятельств он возвратился в Иркутск. Здесь 31-летнему энергичному Фатьянову предложили стать директором ставшего ему родным Иркутского художественного музея, коллекция которого насчитывала уже более 3000 предметов. И он согласился без раздумий.

Ниже фото рабочего кабинета Алексея Фатьянова с его любимой печатной машинкой 👇

Рабочий кабинет Алексея Дементьевича Фатьянова (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Рабочий кабинет Алексея Дементьевича Фатьянова (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Музейная работа требовала обширных знаний, и в 1958 году 43-летний Алексей Дементьевич получил историческое образование в Иркутском государственном университете им. Жданова. Фатьянов вёл активную общественно-популяризаторскую работу в области изобразительного искусства. Длительное время занимал должность ректора Иркутского городского университета культуры, где преобладающими темами занятий было изучение изобразительного искусства. Многие из лекций читал он сам.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

В 1977 году Алексей Фатьянов покинул пост директора музея, но продолжил здесь работать в должности главного специалиста, посвятив себя обобщению и изданию накопленного им к тому времени обширного исследовательского материала по художественной культуре края.

Картины, украшающие кабинет Алексея Фатьянова
Картины, украшающие кабинет Алексея Фатьянова

Алексей Дементьевич прошёл путь от технического сотрудника до директора музея и в 1995 году ушёл на заслуженный отдых. Коллекция музея к этому времени насчитывала уже более 8000 предметов и продолжала пополняться за счёт даров коллекционеров и связей, установленных «великим собирателем».

Наследие Фатьянова

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

За период работы в музее Алексей Фатьянов написал несколько книг: «Иркутский художественный музей» (1958), «Судьба сокровищ» (1967), «Загадки старой картины» (1974), «Собиратели сокровищ» и др., а также полсотни каталогов, множество статей в журналах и сборниках, связанных с деятельностью художников и историей искусств. Им построено большое количество музейных и выставочных экспозиций.

Идея Алексея Дементьевича применить для комплектования собрания музея метод организации выставок из частных собраний и выставок подарков была тем самым озарением, которое может посетить только натуру творческую и незаурядную.

В истории музея «фатьяновского» периода наибольший приток пополнений в коллекцию дали:

  • выставка живописи и графики из частных собраний 1949 года,
  • выставки подарков музею 1965 года,
  • выставки подарков древнерусского искусства 1977 года.

Выставки стали ярким событием в истории Иркутска. Над ними трудились наручники сотрудники, реставраторы, художники, помощники и друзья музея.

Алексей Фатьянов был убеждён, что музей играет огромную роль в формировании художественного процесса, в отборе лучших произведений искусства, достойных хранения, популяризации и трансляции их в будущее, в формировании художественной репутации мастера.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Алексей Дементьевич Фатьянов являлся членом общества «Знание», заместителем председателя Иркутского областного общества по охране памятников культуры, состоял членом Географического общества, советско-китайской дружбы, членом Совета по иностранному туризму, участвовал в работе Советского комитета Международного совета музеев.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

В 1966 году Фатьянову было присвоено почётное звание «Заслуженного работника культуры РСФСР». 20 августа 1985 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Алексей Дементьевич награждён орденом «Знак Почёта».

1 октября 1990 года решением Иркутского городского Совета народных депутатов Алексею Дементьевичу Фатьянову присвоено звание «Почётный гражданин города Иркутска».

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

В 2015 году, к 100-летию со дня рождения Алексея Дементьевича Фатьянова, Почта России выпустила конверт с портретом выдающегося деятеля культуры.

К 100-летию со дня рождения Алексея Фатьянова Почта России выпустила юбилейный конверт с его портретом. 25 марта 2015 года в здании музея прошла торжественная церемония гашения маркированного конверта с изображением деятеля культуры. Общий тираж конверта составил 500 000 экземпляров.
К 100-летию со дня рождения Алексея Фатьянова Почта России выпустила юбилейный конверт с его портретом. 25 марта 2015 года в здании музея прошла торжественная церемония гашения маркированного конверта с изображением деятеля культуры. Общий тираж конверта составил 500 000 экземпляров.
В Иркутске выпустили уникальный почтовый штемпель

Скриншот с сайта filpersona.ru
Скриншот с сайта filpersona.ru

В этом году в рамках проекта «Имена Победы», запущенного музеем в рамках празднования 80-летия Великой Победы, состоялась выставка, посвящённая Алексею Фатьянову. Она объединила более полусотни произведений живописи выдающихся художников советского периода, чьи работы поступили в коллекцию благодаря Фатьянову. Экспозиция охватила ключевые направления и стили, которые были актуальны в советский период. Ниже одна из картин из собрания Иркутского художественного музея 👇

«Весна в Коломенском» Николай Михайлович Чернышёв (1956) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Весна в Коломенском» Николай Михайлович Чернышёв (1956) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Из всех картин, представленных в издании Елены Зубрий, меня больше всего впечатлила эта 👇

«Твоё далёкое детство. 1941 год» Борис Михайлович Неменский (1969), из брошюры Е. С. Зубрий
«Твоё далёкое детство. 1941 год» Борис Михайлович Неменский (1969), из брошюры Е. С. Зубрий
Эту полную драматизма картину Алексей Фатьянов приобрёл лично у известного живописца Бориса Неменского, в мастерской которого ему довелось побывать. Картина произвела неизгладимое впечатление на директора музея, который был ветераном Великой Отечественной войны. Глубина содержания и художественная выразительность полотна потрясли Фатьянова, вызвали множество чувственных впечатлений, связанных с его личными воспоминаниями о трудном полуголодном детстве и войне... Единство мироощущения сблизило художника и коллекционера, и Алексей Дементьевич был желанным гостем в доме художника.

Творческая работа Фатьянова, к каким бы областям деятельности музея она не относилась, была направлена на интеграцию иркутского музея и сибирского искусства в мировую культуру. Алексей Дементьевич ощущал личную ответственность за формирование коллекции учреждения культуры.

Мемориальная доска на здании Галереи сибирского искусства (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Мемориальная доска на здании Галереи сибирского искусства (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

В 1950–1970-е годы стараниями Алексея Фатьянова и его коллектива Иркутский областной художественный музей превратился в «сибирский Эрмитаж» (по разнообразию коллекций) и «сибирскую Третьяковку» (по степени ценности собрания отечественного искусства). Алексей Дементьевич задал городу импульс художественного развития, который по сей день продолжает преобразовывать культурную среду байкальской столицы умами и руками тех, кто так же, как и Фатьянов, видит в этой созидательной работе свою миссию.

Иркутский художественный музей

Музеи
137 тыс интересуются