Ещё в мае прочла приобретённое в музейной лавке миниатюрное издание о сибиряке, чья личность меня впечатлила после посещения выставки в Галерее сибирского искусства 👇
Алексей Фатьянов – директор Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва (1948–1977), музеевед, искусствовед, составитель-издатель книг о музее (50 каталогов, 20 буклетов, 350 статей). Этот человек сделал Иркутск яркой точкой на художественной карте страны, открыл общественности талантливых сибирских художников и думающих об отечественной культуре коллекционеров.
Миниатюрное издание Елены Зубрий «Алексей Фатьянов. Собиратель прекрасного» я выбрала для изучения потому, что автор лично общалась с Алексеем Дементьевичем. С 1983 года Елена Станиславовна в роли директора Иркутского областного художественного музея продолжала те традиции, которые утвердил его легендарный директор Алексей Фатьянов. И в тексте брошюры есть те факты, которые нельзя найти в интернете.
Наконец мои руки дошли до статьи с впечатлениями:
- от посещённой мной выставки,
- от диалога с сотрудницей музея, которая показала мне рабочий кабинет Фатьянова,
- от изучения статей на сайте музея (ИОХМ);
- от прочтения издания Елены Зубрий.
В этом году Иркутск отмечает 110 лет со дня рождения одного из наиболее ярких деятелей культуры Сибири. Ему и посвящаю эту статью.
Талант родом из Черемхово
Сибирская страница биографии семьи Фатьяновых началась в 1912 году. На переезд из Курской губернии повлияла переселенческая политика правительства, обусловленная потребностью страны в освоении малонаселённых местностей Сибири и Дальнего Востока. Городом, принявшим семью Фатьяновых, стал Черемхово Иркутской губернии. Дементий Фатьянов устроился работать сторожем шахты № 3.
В год переезда сюда Фатьяновых в Черемхово произошёл ряд преобразований в социальной и промышленной сферах:
- строительство первого частного коммерческого училища и мечети на деньги П. К. Щелкунова.
- реорганизация Щелкуновских рудоремонтных мастерских (они были началом Черемховского завода) в механический завод с чугунно-медно-литейным, токарным, кузнечным, слесарным и столярным цехами.
- открытие школы и аптечной лавки по просьбе детей рабочих шахтовладельцем и иркутским архитектором В. А. Рассушиным.
25 марта 1915 года появился на свет Алексей Дементьевич. Первый в семье сибиряк, первый черемховец. Позже родился его брат. Семья, состоявшая из отца, матери, бабушки и двух сыновей, жила крайне трудно, лишая себя многого, чтобы не обрастать долгами.
С детства Алексей Фатьянов выделялся любовью к рисованию. В 1931 году он окончил семилетнюю Черемховскую школу и в том же году устроился работать, чтобы помогать своей семье. Он трудился помощником художника в декорационной мастерской Черемховского рабочего театра, затем кассиром-архивариусом в Черемховской Межрайконторе «Заготзерно».
В 1933 году завершается черемховская страница биографии Алексея Фатьянова и начинается иркутская. Он поступает в Иркутское областное художественное училище, чтобы связать своё будущее с искусством.
О Черемхово можно почитать статьи на канале @Барчук.Последний из рода.
Рождение Иркутского художественного музея и его молодой директор
С 1935 года увлечённый искусством и музеями второкурсник Алексей Фатьянов начинает работать техническим сотрудником картинной галереи, входившей в состав Иркутского государственного научного музея. Хранитель галереи Георгий Иванович Дудин о новом сотруднике отзывался как об активном толковом музейщике, возглавившем впоследствии всю административно-хозяйственную деятельность музея.
Фатьянов мечтал стать художником. Елена Станиславовна Зубрий из его устных рассказов узнала, что выполненные Алексеем Дементьевичем в молодые годы по заказу Восточно-Сибирской железной дороги сибирские пейзажи долгое время украшали здание иркутского железнодорожного вокзала.
Но затем азарт коллекционирования и интерес к развитию музея отодвинули занятия живописью на второй план.
21-летний студент, Алексей Фатьянов активно поддерживал общественников, ратующих за выведение картинной галереи, где он работал, из состава краеведческого музея и превращение в самостоятельное учреждение культуры.
И в 1936 году иркутская общественность направила письмо на имя Надежды Константиновны Крупской, возглавлявшей Народный Комиссариат Просвещения республики, о необходимости создания художественного музея в Сибири. Обоснование культурных потребностей города и региона было сильным, и в этом же году картинная галерея, согласно Постановлению Совнаркома просвещения, была выведена из состава краеведческого музея. Хранитель галереи стал директором. Со времени образования Иркутской области, с 1937 года и до настоящего времени, учреждение называется Иркутский областной художественный музей.
После успешного окончания в 1937 году Иркутского областного художественного училища, той же осенью, Алексей Фатьянов на два года отправился служить в Красной армии. После демобилизации в 1939 году он вновь вернулся работать в Иркутский художественный музей. Однако в январе 1942 года был вновь мобилизован в связи с Великой Отечественной войной.
Фатьянов служил во многих тыловых частях и учился в двух военных училищах — Военно-политическом и Зенитно-артиллерийском. После учёбы служил в Московском военном округе, а в марте 1945 года был командирован заграницу в действующую армию. С конца 1945 года служил на Дальнем Востоке.
После демобилизации в августе 1946 года Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР предложил Алексею Дементьевичу возглавить прославленный Останкинский музей.
Однако по ряду семейных обстоятельств он возвратился в Иркутск. Здесь 31-летнему энергичному Фатьянову предложили стать директором ставшего ему родным Иркутского художественного музея, коллекция которого насчитывала уже более 3000 предметов. И он согласился без раздумий.
Ниже фото рабочего кабинета Алексея Фатьянова с его любимой печатной машинкой 👇
Музейная работа требовала обширных знаний, и в 1958 году 43-летний Алексей Дементьевич получил историческое образование в Иркутском государственном университете им. Жданова. Фатьянов вёл активную общественно-популяризаторскую работу в области изобразительного искусства. Длительное время занимал должность ректора Иркутского городского университета культуры, где преобладающими темами занятий было изучение изобразительного искусства. Многие из лекций читал он сам.
В 1977 году Алексей Фатьянов покинул пост директора музея, но продолжил здесь работать в должности главного специалиста, посвятив себя обобщению и изданию накопленного им к тому времени обширного исследовательского материала по художественной культуре края.
Алексей Дементьевич прошёл путь от технического сотрудника до директора музея и в 1995 году ушёл на заслуженный отдых. Коллекция музея к этому времени насчитывала уже более 8000 предметов и продолжала пополняться за счёт даров коллекционеров и связей, установленных «великим собирателем».
Наследие Фатьянова
За период работы в музее Алексей Фатьянов написал несколько книг: «Иркутский художественный музей» (1958), «Судьба сокровищ» (1967), «Загадки старой картины» (1974), «Собиратели сокровищ» и др., а также полсотни каталогов, множество статей в журналах и сборниках, связанных с деятельностью художников и историей искусств. Им построено большое количество музейных и выставочных экспозиций.
Идея Алексея Дементьевича применить для комплектования собрания музея метод организации выставок из частных собраний и выставок подарков была тем самым озарением, которое может посетить только натуру творческую и незаурядную.
В истории музея «фатьяновского» периода наибольший приток пополнений в коллекцию дали:
- выставка живописи и графики из частных собраний 1949 года,
- выставки подарков музею 1965 года,
- выставки подарков древнерусского искусства 1977 года.
Выставки стали ярким событием в истории Иркутска. Над ними трудились наручники сотрудники, реставраторы, художники, помощники и друзья музея.
Алексей Фатьянов был убеждён, что музей играет огромную роль в формировании художественного процесса, в отборе лучших произведений искусства, достойных хранения, популяризации и трансляции их в будущее, в формировании художественной репутации мастера.
Алексей Дементьевич Фатьянов являлся членом общества «Знание», заместителем председателя Иркутского областного общества по охране памятников культуры, состоял членом Географического общества, советско-китайской дружбы, членом Совета по иностранному туризму, участвовал в работе Советского комитета Международного совета музеев.
В 1966 году Фатьянову было присвоено почётное звание «Заслуженного работника культуры РСФСР». 20 августа 1985 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Алексей Дементьевич награждён орденом «Знак Почёта».
1 октября 1990 года решением Иркутского городского Совета народных депутатов Алексею Дементьевичу Фатьянову присвоено звание «Почётный гражданин города Иркутска».
В 2015 году, к 100-летию со дня рождения Алексея Дементьевича Фатьянова, Почта России выпустила конверт с портретом выдающегося деятеля культуры.
В этом году в рамках проекта «Имена Победы», запущенного музеем в рамках празднования 80-летия Великой Победы, состоялась выставка, посвящённая Алексею Фатьянову. Она объединила более полусотни произведений живописи выдающихся художников советского периода, чьи работы поступили в коллекцию благодаря Фатьянову. Экспозиция охватила ключевые направления и стили, которые были актуальны в советский период. Ниже одна из картин из собрания Иркутского художественного музея 👇
Из всех картин, представленных в издании Елены Зубрий, меня больше всего впечатлила эта 👇
Эту полную драматизма картину Алексей Фатьянов приобрёл лично у известного живописца Бориса Неменского, в мастерской которого ему довелось побывать. Картина произвела неизгладимое впечатление на директора музея, который был ветераном Великой Отечественной войны. Глубина содержания и художественная выразительность полотна потрясли Фатьянова, вызвали множество чувственных впечатлений, связанных с его личными воспоминаниями о трудном полуголодном детстве и войне... Единство мироощущения сблизило художника и коллекционера, и Алексей Дементьевич был желанным гостем в доме художника.
Творческая работа Фатьянова, к каким бы областям деятельности музея она не относилась, была направлена на интеграцию иркутского музея и сибирского искусства в мировую культуру. Алексей Дементьевич ощущал личную ответственность за формирование коллекции учреждения культуры.
В 1950–1970-е годы стараниями Алексея Фатьянова и его коллектива Иркутский областной художественный музей превратился в «сибирский Эрмитаж» (по разнообразию коллекций) и «сибирскую Третьяковку» (по степени ценности собрания отечественного искусства). Алексей Дементьевич задал городу импульс художественного развития, который по сей день продолжает преобразовывать культурную среду байкальской столицы умами и руками тех, кто так же, как и Фатьянов, видит в этой созидательной работе свою миссию.