4 сентября в кинопрокат вышел фильм «Сказки темного леса. Ворожея», созданный по мотивам славянского фольклора. Создатели картины обещают зрителям погружение в мистический мир, наполненный самобытными персонажами и неожиданными сюжетными поворотами.
Сюжет фильма «Сказки темного леса. Ворожея»
Действие разворачивается в сказочной Древней Руси, где люди живут по соседству с оборотнями и другими мистическими существами. Юная Василисса (Екатерина Суворова) узнает, что ее родители ежегодно выплачивают оброк лесному царю за ее воспитание. Чтобы помочь семье, девушка отправляется в опасное путешествие в заколдованный лес.
Кадр из фильма «Сказки темного леса. Ворожея»/«Ленфильм»/Ray of Sun Pictures/kinopoisk.ru
По пути она встречает оборотня Белояра (Константин Раскатов), между ними вспыхивают чувства. Новый знакомый помогает героине раскрыть тайну ее происхождения и пробудившиеся сверхспособности. Оказывается, даже имя «Василисса» пишется с двумя «с» неслучайно, однако об этом ей еще только предстоит узнать.
Актерский состав «Ворожеи»
Роль Василиссы исполнила Екатерина Суворова — дочь продюсера Эдуарда Суворова, который несколько месяцев в 2024 году возглавлял «Ленфильм». Родителей героини сыграли Николай Наумов («Реальные пацаны») и Анна Ковальчук («Мастер и Маргарита»). Ключевого антагониста Летавца воплотил Алексей Воробьев («Деффчонки»), который также выступил композитором фильма. В картине заняты Александр Дьяченко («Мажор») в роли лесного царя Берендея, Константин Раскатов в образе оборотня Белояра и Анвар Либабов, сыгравший людоеда Фропа.
Алексей Воробьев отметил, что играть злодея было интересно: «Я всегда снимался в ролях позитивных и веселых парней или людей с трудной судьбой. Были и драматичные образы настоящих психопатов, но главное вселенское зло, лесное божество, у которого есть серьезный счет к человечеству, — это впервые».
Кадр из фильма «Сказки темного леса. Ворожея»/«Ленфильм»/Ray of Sun Pictures/kinopoisk.ru
Анна Ковальчук призналась, что очень хотела сняться в сказке: «Мне кажется, это такой материал, который в нас открывает какие-то глубинные, заложенные в нас природой чувства».
Актеру Анвару Либабову, по его словам, сложнее всего дались батальные сцены. «Они сложны тем, что снимаются в один кадр, с участием массовки. Здесь важна координация и собранность», — сказал он.
Как снимали фильм
Режиссером проекта выступила Каролина Кубринская, известная по романтической комедии «Постучись в мою дверь в Москве». Она рассказала «Кино Mail», что тщательно готовилась к проекту: изучала летописи, мифы, старалась разобраться в каждом персонаже. «Я считаю, что нам нельзя забывать о своих корнях, потому что мы тогда перестаем стоять на этой земле двумя ногами», — отметила она.
На съмках фильма «Сказки темного леса. Ворожея». Фото: «Ленфильм»/Ray of Sun Pictures/kinopoisk.ru
Музыку к фильму написал Алексей Воробьев. Он же вместе с Ярославом Сумишевским исполнил композиции основного саундтрека.
Съемки проходили в живописных локациях Петербурга, Ленинградской области и Карелии. Художники-гримеры под руководством Шейлы Алекс создали сложные образы мистических существ, а костюмы разработали Филипп Игнатьев и Анна Некрасова. Актеры Екатерина Суворова и Константин Раскатов сами выполняли трюки, в том числе в сценах со сражениями.
Славянское фэнтези — какое оно?
Режиссер Каролина Кубринская уверена, что славянское фэнтези «красивое, яркое и доброе». Впрочем, жители Древней Руси вряд ли бы с ней согласились. Тот же Летавец, согласно мифологии, спускался с небес и принимал облик близкого жертве человека, чтобы соблазнить и забрать жизненные силы. Впрочем, он был хотя бы привлекателен.
Лихо Одноглазое, например, напоминало жуткую костлявую бабу ростом выше самых больших деревьев. Оно спало в какой-нибудь старой мельнице на кровати из человеческих костей. Встретивший его путник лишался конечностей или рассудка.
Фото: Lia Koltyrina/Shutterstock/Fotodom
Если Лихо обитало в лесу, то от Игоши нельзя было спрятаться даже у себя дома. Этот дух считался воплощением мертворожденного некрещеного ребенка. Он бегал ночами по избе, скрежетал и плакал. А в реках и озерах плавали русалки — они были без хвостов, в отличие от западных аналогов, и вполне могли защекотать до смерти.
«Ворожея»: мнения критиков
На вопрос, не слишком ли много в последние годы стало сниматься сказок, кинокритик Дмитрий Бортников ответил «Ямал-Медиа»: «Действительно, сказок много. Очень хочется, чтобы авторы брали какую-то легенду или историю и развивали ее, а не прыгали от одной сказки к другой, недорассказав одну, уже выпускали другую».
По мнению автора «Независимой газеты» Наталии Григорьевой, представленная на экране «пляска ряженых» напоминает «сказку о потерянном зрительском времени». Тем не менее при желании за ней можно разглядеть «более адекватную историю» про взросление и подростковый бунт. «А все эти войны добра со злом оставьте взрослым», — отметила обозреватель.
На многообразие афрокосичек на головах персонажей обратила внимание автор «Фонтанки» Лидия Маслова. «Чувствуется, что художники по волосам всячески развлекали себя и резвились как могли», — иронизирует она. Самой старательной актерской работой, по ее мнению, отличился Алексей Воробьев, сыгравший «инфернального, хотя и несколько жеманного» мужчину, трикстера-соблазнителя и провокатора.
Ранее фильм Джима Джармуша «Отец, мать, сестра, брат» победил на 82-м Венецианском кинофестивале, став обладателем «Золотого льва».
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».