Найти в Дзене
Боевая техника мира.

Конец эпохи Кристи. Закат солнца вручную.

Рукотворный закат эпохи кристи. После "грандиозного успеха" танк "мод 1931" - ну ещё бы, продан в несколько государств, и заинтересовал ещё многих - у Уолтера Кристи, что-то произошло с головой. И не мудрено - 65 лет в 30м году исполнилось.
В общем дедушку Уолтера стало "заносить" на поворотах.
В 1931 году он построил фантастический танк, названный "мод 1932". Кристи открыл для себя лёгкие алюминиевые сплавы и всё больше и больше внутреннего оборудования делал из алюминия, и корпус лишь снаружи обшивался бронеплитами толщиной до 12.7мм. Алюминиевые диски катков, несли пневматические шины вместо прежних сплошных резиновых. В моторном отсеке стоял сверхмощный, даже по авиационным меркам - 750 л.с., - авиамотор Hispano-Suiza. У машины снова сняли вращающуюся башню, и заменили установкой вооружения в лобовом, сильно скошенном бронелисте.
Испытания танка, проведенные в 1932 году, полностью подтвердили его фантастические характеристики. На колёсах М1932 показал скорость 120 миль в час (193

Рукотворный закат эпохи кристи.

После "грандиозного успеха" танк "мод 1931" - ну ещё бы, продан в несколько государств, и заинтересовал ещё многих - у Уолтера Кристи, что-то произошло с головой. И не мудрено - 65 лет в 30м году исполнилось.
В общем дедушку Уолтера стало "заносить" на поворотах.
В 1931 году он построил фантастический танк, названный "мод 1932". Кристи открыл для себя лёгкие алюминиевые сплавы и всё больше и больше внутреннего оборудования делал из алюминия, и корпус лишь снаружи обшивался бронеплитами толщиной до 12.7мм. Алюминиевые диски катков, несли пневматические шины вместо прежних сплошных резиновых. В моторном отсеке стоял сверхмощный, даже по авиационным меркам - 750 л.с., - авиамотор Hispano-Suiza. У машины снова сняли вращающуюся башню, и заменили установкой вооружения в лобовом, сильно скошенном бронелисте.
Испытания танка, проведенные в 1932 году, полностью подтвердили его фантастические характеристики. На колёсах М1932 показал скорость 120 миль в час (193 км\ч), а на гусеницах „всего” 60 миль в час (96,5 км\ч). Танк свободно перепрыгивал ров шириной больше 6 метров и мог преодолевать уклон в 45 градусов.
Фантазия Кристи уже рисовала эскадрильи летающих танков, свободно преодолевающих линию фронта и громящих тылы противника. В журнале «Modern Mecanics and Envents“ достаточно подробно описывалось устройство таких машин и способ их доставки на территорию противника, а для наглядности прилагались красочные иллюстрации.
Тем не менее, американская армия к М1932 интереса не проявила. По мнению Департамента вооружений, Кристи просил слишком большую цену за свои машины. Пишут что в итоге, опытный образец шасси был куплен Амторгом и доставлен в СССР для испытаний, где следы этой машины теряются.

-2

Некоторые характеристики:

  • Корпус: двойной, внутренняя часть собиралась из листов дюралюминия, а внешняя — из броневых листов толщиной 12,7 мм (лоб корпуса) и 9 мм (борта корпуса). 
  • Колесно-гусеничная часть: состояла из 4 опорных катков большого диаметра, переднего направляющего и заднего ведущего колёс. Каждое из опорных колёс изготавливалось из дюралюминия и оснащалось пневматическими шинами Firestone. 
  • Длина: 6,71 м. Ширина: 2,13 м. Высота: 1,72 м. 
  • Двигатель: V-образный, 12-цилиндровый авиационный Hispano-Suiza мощностью 750 л. с..  
  • Экипаж: должен был состоять из трёх человек: командира (он же наводчик), заряжающего и механика-водителя, причём последний совмещал обязанности пилота и водителя.

По замыслу Кристи, к крыше танка крепилась конструкция, состоявшая из центроплана, выполненного по схеме биплана, хвостовое оперение на длинных балках, а также двухлопастный винт. Винт приводился в движение по системе приводов от танкового двигателя. 
Однако масса танка, примерно 4.5-5.5 тонн, для авиации тех лет была слишком велика. Самолётов способных поднять такую нагрузку на внешней подвеске ещё не было. А навесной планер, крепившийся к танку на крыше, страдал кучей недостатков от нетипичной центровки. По факту - расположения 5 тонной гири на передней кромке центроплана было серьёзной ошибкой.

-3

Airborne Combat Car M.1933.
Максимально облегчённая версия аэротанка. Называют цифру 2.2 тонны. Максимальная толщина бронирования составляла 12,7 мм. Экипаж – 2 человека (командир танка и водитель). Место членов экипажа были оборудованы наблюдательными бронеколпаками. Длина танка составила 4572 мм, ширина – 1981, высота – 1676 мм.
Из-за отсутствия центральных катков, машину называют бронеавтомобилем. Хотя место для гусеничной ленты сохранилось. Концевые ленивец и натяжитель гусеницы, были быстросъёмными.
В таком виде танк уже можно было подвешивать под бомбардировщики, и в прессе было много таких картинок. Но в реальности такие опыты не проводились.

Боевая масса 2,2 т, экипаж 3 чел., мощность двигателя 250 л. с., макс, скорость 45 км/ч (на гусеницах) и 90 км/ч (на колесах). Габариты: 4,32Х2,13Х X 1,82 м, клиренс 0,45 м. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 35°, ширина рва 2 м, высота стенки 0,65 м, глубина брода 1 м. Вооружение: предусматривалась возможность установки 37-мм пушки в передней стенке корпуса и возможно - 7,62-мм пулемета в башенке.

-4

М1935А.

Кристи в 1935 году построил танк М1935А, еще более снизив габаритные размеры предыдущей модели и применив трехкатковую ходовую часть. Скорее всего просто переделали предыдущую модель. Максимальная толщина бронирования составляла 12,7 мм. Экипаж – 2 человека (командир танка и водитель). Места членов экипажа были оборудованы наблюдательными бронеколпаками. Длина танка составила 4572 мм, ширина – 1981, высота – 1676 мм. Ещё один вариант авиадесантируемой гусеничной машины. Компоновка была выполнена по уже стандартной для конструктора безбашенной схеме, экипаж состоял из всего двух человек, а толщина бронирования не более 13 мм, Опорных катков всего три.
Все эти машины были построены вместо последних танков для кавалерии Combat Car T1. Поэтому заказчик смотрел на такое вольное обращение со своими деньгами достаточно спокойно. Но кроме простого интереса - куда всё это выльется, армейское руководство сохраняло пассивность.

-5

М1935Б.

Очередная переделка "бронеавтомобиля М1933". Названная как модификация М1935В. В ходовую часть вернули 4й каток. Что немного улучшило плавность хода и проходимость машины. Но сказалось на массе.
В итоге вновь получился первый безбашенный авиатанк М1931.
Вес танка 5,5 тонн, скорость на гусеницах 104,6 км\ч, на колесах – 153,9 км\ч! Экипаж 3 человека.

-6

М1936.

Следующая машина снова стала результатом глубокой переделки предыдущей.
Видимо руководство Армии смирилось с заскоками гения, и потихоньку подкидывало ему деньжат.
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не повеш... не плакало в общем.
Корпус в очередной раз был переработан, лобовое бронирование увеличилось (данные гуляют где-то в районе 15 мм), а о вооружении даже не вспомнили, ставший уже традиционным макет не устанавливали. Неожиданно заинтересовались британцы. Впечатленные БТ-5 на больших киевских маневрах, они пригласили Уолтера поучаствовать в разработке своего крейсерского танка Cruiser Tank Mk.III (A13), предварительно закупив залежавшийся Christie M1931. Инженер согласился помочь, и уже к 1938-му выдал новый прототип.
Длина танка была уменьшена на 1,07 м, высота – на 15 см. Судя по всему, корпус танка изготовлялся из неброневой стали, а его полная масса составила 6 тонн. Подвеска "перекочевала" наружу и имела защиту в виде цилиндрических труб. Этот шаг позволил отказаться от двойной стенки корпуса, но существенно влиял на защищенность ходовой части.
Впрочем вопрос защищённости труб амортизаторов, очень спорная проблемма. Существует огромное количество боевых машина, учавствовавших в боевых действиях, у которых все "кишки" подвески болтались снаружи. Т.е. поверх броневых бортовых листов, но никаких особых проблемм с боевыми повреждениями не возникало.

-7

Вооружение на М1937 не устанавливалось. Вместо двигателя HS12 на М1936 был установлен менее мощный Curtiss D-12 (300 л.с.). Впрочем, даже с этой силовой установкой М1936 имел максимальную скорость 96,5 км\ч при движении по грунтовой дороге и мог перепрыгивать ров шириной 4,57 м.
На этот раз позиционирование изменилось, теперь в планы входила установка мощного орудия в лобовом листе, и машина грозилась стать авиадесантируемой противотанковой самоходкой. И стоит отметить применение легких сплавов везде, где это возможно: в элементах КПП, топливных баках и нескольких других узлах, что позволило снова незначительно утолщить лобовой лист и снизить вес. Дальше стадии прототипа разработка не продвинулась.

-8

М1938.
На танке устанавливался новый корпус и более мощный двигатель Curtiss Wright мощностью 450 л. с. Кристи продолжал облегчать конструкцию, изготовив из алюминиевых сплавов элементы коробки передач, топливные баки и некоторые другие узлы. Это позволило усилить лобовое бронирование до 15,8 мм и одновременно снизить полный вес М1938 до 4500 кг (танк не имел вооружения и боезапаса).
Предполагалось, что благодаря низкому силуэту и мощному орудию, которое планировалось установить в увеличенной носовой рубке, М1938 можно будет использовать в качестве истребителя танков.
Испытания танка М1938 (также обозначался как T12) проводились на полигоне Хэмпстед (остров Лонг-Айленд) в октябре-ноябре 1938 года. Он показал высокую скорость (128 км/ч) при сохранении прежних динамических качеств. 

-9

М1940\М1941.
В отличии от остальных модификаций этот танк получил обтекаемый корпус, отдаленно напоминавший панцирь черепахи. Данных о бронировании, силовой установке и других тактико-технических характеристиках нет. В качестве основного вооружения планировалась установка 90-мм безоткатного орудия, видимо СуперБазуки, в носовой части корпуса – таким образом он мог использоваться в качестве мобильного противотанкового средства.

-10

М1942.
Последние разработки конструктора. Возраст за семьдесят – это вам не шутки. Машина принципиально ничем не отличалась от предшественников. Разве что Кристи наконец-то соизволил пойти навстречу критикам и увеличил объем заброневого пространства путем установки на корпус бронированной рубки в которой, натыкал целую батарею пулемётов.
Впрочем уже видно что гений выдохся. Зациклился на странной идее, на которую и израсходовал все силы.
Последние бронемашины уже мало походили на бронетанки. И выглядели скорее как курьёзы. А не как прототипы грозных бронемашин.

Дата смерти 11 января 1944 (78 лет).
Утверждается что умер в нищете.
Но учитывая грандиозное творческое наследие, скорее всего его достаток был повыше типичного среднего американца. Хотя все его предприятия лопнули, бездомным уличным попрошайкой он так и не стал. Видимо хорошие отношения с полковником Першингом - впоследствии генералом - давали Кристи возможности подзаработать. Все 30-е годы, гений бронетанков ещё учавствовал в различных совместных проектах, с армией США, в Англией, и даже Польшей. Разумеется с началом 2й мировой, поток подработок иссяк.
Но наврядли гений танкостроения испытывал такую беспросветную нужду, как советский конструктор Сиркен Константин Павлович, который выйдя на пенсию слепым инвалидом, был фактически брошен на произвол судьбы. И скончался едва-ли не от голода...

-11

В продолжении темы, будет рассказ о американских разработках быстроходных танков, часть которых делалась по идеям Кристи. А часть, с его непосредственным участием.

И на сегодня у меня всё. И продолжение следует.

Про танки БТ. И конструктора Кристи. | Боевая техника мира. | Дзен