Найти в Дзене

Размер имеет значение

Оглавление

Итак. Говоря о размере военного судна, люди далёкие от истории парусного флота употребляют такие понятия, как «большой», «маленький», «много парусов» и «много пушек».
Вообще, с эволюцией кораблей менялись их размеры, и что бы отличать старые корабли от новых, им давали новые названия.

У кого ранг больше?

Первыми классификацию кораблей по размеру начали использовать аж древние греки, а за ними включились и римляне. Их классификация была проста и незатейливой – по количеству рядов вёсел. Унирема (один ряд), бирема (два ряда), трирема (три ряда) и так далее, до шести. Первую часть названия составляло число рядов вёсел, второе было или греческое «eres», «грести», или латинское «remus», весло. Всё просто и понятно.
Когда в XIV-XVI веках развитие парусного вооружения, бортовой артиллерии и вообще судостроительства сорвалось с места в карьер, потребность в более сложной классификации стала прям очевидна.
В начале XVII века на этом поприще отличились англичане. Вместо того, что бы просто характеризовать класс корабля по количеству пушек (как это делали голландцы, французы, испанцы и позже русские), англичане придумали систему рангов. Причем сначала они называли ранги словами:

Royal Ships (42-55 ор.),
Great Ships (38-40 ор.),
Middling Ships (30-32 ор.),
Small Ships (до 30 орудий).

За десять лет до англичан допёрло, что тема так себе, и вместо красивых названий начали писать номера рангов.
В 1677 году уже была принята новая система рангов, которая держалась почти до конца эпохи паруса.
В остальных странах, как правило, классификация была проще: количество пушек и тип корабля. Исключением были французы, которые иногда характеризовали свои корабли по количеству орудийных палуб.
Кстати, «орудийной палубой» стоит считать только крытую орудийную палубу, в английской терминологии «гандек». Открытая палуба (оппердек) за орудийную палубу не считалась.
На этом история с классификацией не закончилась.
Как видно из ещё «именных» рангов, в XVII веке первый ранг имел от 42 орудий. Достаточно было бы сказать, что к XIX веку 44 орудия носили фрегаты, а это уже пятый ранг, а не второй.
Со временем технологии строительства судов развивались, вместе с этим увеличивались размеры кораблей, а с ними и количество пушек.
Но и это не всё.
Кроме количества пушек менялся и их калибр, а с ним появилось ещё одно обозначение судна – по фунтам. Касалось это, правда, только фрегатов – так, к примеру, самый известный 24х фунтовый фрегат – USS «Constitution». Правда, на бриге «Меркурий» 1820 года постройки, стояли 24х фунтовые карронады. Но карронады не пушки, и их долгое время те же англичане вообще не учитывали в вооружении…
В общем, как можно понять, классификация парусных судов – штука странная. Если немного разобраться в теме, то можно понять суть этих рангов и прочего.

Линейный корабль.
1 ранг (к 1800 году от 100 орудий ) – Самое здоровое корыто. Имеет три орудийные палубы. Опора всей линии, самая ценная единица во флоте. В большом бою, по сути, «танчит» урон и неплохо раздаёт в ответ. Пример «танка» - HMS «Royal Sovereign» под руководством Коллингвуда в битве при Трафальгаре.
2 ранг (90-100 орудий) – непонятный класс. По мощности уступает стопушечным, по ходовым характеристикам уступает третьему рангу. Имел, как правило, три орудийные палубы, но при этом был чуть короче и чуть уже первого ранга – такой дисбаланс сильно бил по ходовым характеристикам.
3 ранг. (64-80 орудий) В принципе – рабочая лошадка «линии». Оптимальное сочетание ходовых характеристик и мощности залпа.

Померяемся стволами?

Карронада на поворотном станке.
Карронада на поворотном станке.

Сейчас, как правило, мы видим короткое описание того или иного судна. Ну, не будем ходить далеко – возьмём отечественный корабль. Линейный корабль «Азов».
Итак, первое что мы видим – он указан как 74х пушечный. Круто, прикольно, но пушек на нём восемьдесят. Это так, особенности классификации. Линейный корабль «Азов» относился к классу 74хпушечных линейных кораблей, фактически на нём стояло 80 орудий. Орудия ставили в таком порядке: на нижнюю орудийную палубу ставили самые крупные, самые тяжёлые орудия. Логично, так центр тяжести оказывался ниже, и это увеличивало остойчивость корабля. Палубой выше ставили орудия помельче, на оппердек (открытую палубу) ставили что-нибудь лёгкое.
У «Азова» было такое размещение орудий:
нижняя орудийная: 24 пушки 36х фунтовые;
верхняя орудийная: 24 пушки 24хфунтовые;
открытая палуба – 24хфунтовые карронады;
Так же на баке (носу) и шканцах (квартердек, кормовая надстройка) стояли 24х фунтовые орудия – 6 единиц. Где стояли «Единороги» - я так и не понял. Но их было четыре штуки.
Указание калибра орудия в фунтах – тоже не самое логичное решение. Фунтов было много, фунты были разные. Вместо того, что бы договориться о единой системе мер, страны придумывали свои значения для одного и того же термина, периодически уточняя – этот фунт военный, а этот торговый. Дичь, но суть не в этом.
Итак, давайте посмотрим на вооружение прославленного линкора. Нижние орудия били 36фунтовыми ядрами, это примерно от 14 до 17кг веса, в зависимости от источника. Возьмём грубое соответствие – 36 фунтов по 409 грамм – это 14,7 кг.
На следующей палубе стояли 24хфунтовки. У них масса ядра по тому же расчёту составляла 9,8 кг.
Ну, а теперь смотрим на бортовой залп «Азова». К счастью, только на бумаге, только в воображении. 12 пушек 36фунтовых (176 кг), столько же 24хфунтовых (117 кг), даёт совместно 293 кг. Почти три центнера чугуна, отправленного в противника.
Если вспомнить бриг «Speedy», на котором ходил Томас Кокрейн, то у него бортовой залп состоял из семи 4хфунтовых орудий, и общая масса залпа по тому же грубому расчёту была около одиннадцати с половиной килограмм, то есть меньше, чем масса одного выстрела с нижней палубы «Азова». Кроме 14 орудий по бортам на несчастном бриге ещё были две вертлюжные пушки.
По количеству орудий «Speedy» уступал «Азову» в пять раз (16 пушек против 80ти), а по массе бортового залпа – в двадцать пять.
Сравним тот же «Speedy» с более близким по классу и по времени судном, куттером «Меркурий» 1788 года (который, фактически, был парусно-гребным бригом). На «Меркурии» стояли 22 24хфунтовые карронады. Масса его бортового залпа составляла 108 кг (всё тот же грубейший подсчёт).
Получается при разнице в шесть орудий, разница в массе залпа была почти в десять раз в пользу «Меркурия».
Эти подсчёты массы залпа и количества пушек я провёл не для того, чтобы похвалиться умением пользоваться калькулятором. Даже при одинаковом количестве орудий нельзя забывать о массе залпа и о типе орудий и кораблей.
Канонерская датская лодка, пусть даже с одним 36фунтовым орудием могла изрядно попортить нервы тому же «Speedy». А вот шансы «Меркурия» 1788 года, превосходящий «Speedy» массой залпа почти в десять раз, были куда ниже. Карронады прекрасно работали на небольших дистанциях. Тридцатишестифунтовая пушка же имела куда большую прицельную дальность и убойную силу.
Одного ядра из тридцатишестифунтовки могло хватить, чтобы повредить бриг или даже линкор. Но вот потопить одним попаданием – это врядли.
А вот одного ядра из карронады «Меркурия» хватило бы «за глаза», чтобы отправить канонерку на дно.
В общем, надеюсь Вам понятно – с пушками, их количеством и калибрами всё ну очень неоднозначно.

Достаём линейки

О размерах и размерностях

Чертёж российского судна (торговое), с размерами, название неизвестно, около 1710 года.
Чертёж российского судна (торговое), с размерами, название неизвестно, около 1710 года.

Теперь, собственно, поговорим о размерах кораблей. Не о том, какой длины был тот или иной корабль, а о том, какие размеры указывались на чертежах, и что они значили.
Логично, что основными измерениями были длина, ширина, и высота корпуса. При этом высота не значила ровным счётом ничего – куда важнее была осадка судна.
Осадка судна – это расстояние от нижней точки киля до ватерлинии. Естественно, в зависимости от загруженности (и непредвиденных отверстий) осадка менялась, являясь динамической переменной, а не константой.
Немаловажным параметром являлся тоннаж судна. И тут начинается отдельное веселье.
До принятия в 1849 году в Британии системы Мурсома тоннаж судна измерялся не в полезном объёме грузового пространства, а в массе. Слово «тонна» происходит от английского «tun», старинной мере измерения объёма для количества вина. Там много разных значений – для английских галлонов, американских галлонов и прочего.
Эдуард I Длинноногий ввёл пошлину на фрахт, осознав, что на морской логистике можно неплохо заработать, если ты живёшь на острове.
Формула расчёта тоннажа вызвала бы нервный тик у любого современного преподавателя точных наук. Умножая длину на ширину и глубину трюма, разделив получившееся на сто, получали примерный тоннаж судна. Так как в те времена тоннаж был именно мерой перевозимой массы, то получалось, что перемножая футы, получали таны. Грубо говоря, умножая метр на метр на метр, получали килограммы.
Система обмера менялась долго и муторно. Постепенно вводились и новые параметры обмера.
Так, к примеру, на чертежах неоднократно мелькает параметр «Длина по килю для тоннажа».

1706 год, чертёж английский. Скан. Третья строка сверху - длина по килю для тоннажа.
1706 год, чертёж английский. Скан. Третья строка сверху - длина по килю для тоннажа.

За ширину для тоннажа принималась максимальная ширина судна по обшивке, без бархоута. Но на российских чертежах порой указывали размер и «с досками».
Но это английские налоги и стандарты. К примеру, Датско-Норвежская уния на зундской таможне таможенный сбор вела по другим расчётам. Для них главным фактором была ширина палубы, и уже в самом конце 16 века появился такой класс кораблей, как «флейт». На этих судах впервые был установлен голландский штурвал, облегчающий поворот, эти суда делали длиннее и уже, что увеличивало ходовые качества. Но миру они запомнились в первую очередь узкой палубой. Так что параметр «ширина открытой палубы» тоже неоднократно можно было увидеть как в голландских, так и в российских чертежах. К слову, зауженная относительно максимальной ширины палуба давала ещё два приятных «дополнения». Центр тяжести судна оказывался ниже, что уменьшало «валкость» корабля и уменьшало крен и качку при сильном ветре или шторме. И покатые борта встречали ядра под более острым углом, что порой приводило к рикошету. Покатые борта неоднократно использовались на боевых кораблях – одним из самых ярких тому примеров был французский фрегат «La Renomee» (1767 год). Так что характерное «пузико» было не только у торговцев, но и у вполне себе военных парусников.

Простите за кривую склейку, оно было на разных страницах. Подсчёт тоннажа «индийца», из книги «The Elements and Practice of Naval Architecture» Дэвида Стила, 1805 года, стр.212/213.
Простите за кривую склейку, оно было на разных страницах. Подсчёт тоннажа «индийца», из книги «The Elements and Practice of Naval Architecture» Дэвида Стила, 1805 года, стр.212/213.

Размерности на чертежах.

Подводя итог, можно назвать основные параметры, используемые при обмере кораблей.

Длина
Длина указывалась общая – именно длина корпуса, иногда с шлюпбалками и бушпритом.
Длина по главной палубе (верхняя крытая) – спорный момент, возможно – по длине покрытия палубы.
Длина по килю (для тоннажа). Считалась от «пятки» киля до шпунта форштевня или до места, где нижняя кромка киля начинала уходить вверх от «горизонта».

Ширина.
Ширина максимальная – ну, и так понятно. В основном измерялась по мидельшпангоуту (центральному шпангоуту). Иногда указывалась с учётом бархоутов.
Ширина палубы – В зависимости от палубы, измерялась по мидельшпангоуту, без учёта обшивки корабля.

Высота
Глубина трюма – от верхней (открытой) палубы до киля, без его учёта, по мидельшпангоуту.
Осадка – от нижнего края киля до ватерлинии, глубина, на которую судно погружено в воду.

В общем, когда вам говорят, что фрегат длиной 35,49 метра, и шириной 9,79 метра должен иметь осадку 4,96 метра при глубине трюма 4,1 метр - это явно описывают подводную лодку, у которой 80см воды над палубой. А когда говорят о том, что осадка 2,25м у разоружённого судна 38/8м – это осадка пироги, и нормальная-то осадка должна быть 4,96 – то тут же вспоминается и ныне стоящий на воде фрегат «Тринкомали» с осадкой 3,8 метра (длина – 53,7 м, ширина 12,5м).

Фрегат «Trincomalee», 1817 год спуска на воду. Самый старый английский корабль, остающийся на плаву.
Фрегат «Trincomalee», 1817 год спуска на воду. Самый старый английский корабль, остающийся на плаву.

На самом-то деле, вопрос о размерах и размерности кораблей во времена, когда на мерной верёвке с футами сложно было найти одинаковые футы, а уж двух одинаковых «измерительных приборов» и вовсе было не найти, стоит странно. Об этом, кстати, неплохо говорится в книге «The Elements and Practice of Naval Architecture» Дэвида Стила, 1805 года. Именно эту книжечку я и использовал автор для уточнения вопросов к размерности. Так же использовалось издание «Корабельные чертежи, рисунки : альбом : [1-я четверть XVIII в.]. Т. 8. - Масштабы разные. -[Б. м. : б. и., 1700-1725]» из Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.

Отдельная благодарность всем тем ребятам из Италии, Бельгии, Англии и России, которые мне помогали разобраться с чертежами и кучей значений, а также набрасывали ссылки на источники.

... и напоследок.

Уважаемый читатель) Я всегда рад ответить на вопросы в комментариях, и приветствую обратную связь.
Мои статьи на остальные темы, а так же статьи других авторов и многое другое можно найти в паблике
"Исторический Угар" в соцсети "Вконтакте.
Поддержать автора можно лайком, подпиской или
чеканной монетой.
В формате книги мои статьи (и не только про флот, и не только статьи) можно прочитать на моей
авторской странице на author.today.
Спасибо за внимание!