Итак. Говоря о размере военного судна, люди далёкие от истории парусного флота употребляют такие понятия, как «большой», «маленький», «много парусов» и «много пушек».
Вообще, с эволюцией кораблей менялись их размеры, и что бы отличать старые корабли от новых, им давали новые названия.
У кого ранг больше?
Первыми классификацию кораблей по размеру начали использовать аж древние греки, а за ними включились и римляне. Их классификация была проста и незатейливой – по количеству рядов вёсел. Унирема (один ряд), бирема (два ряда), трирема (три ряда) и так далее, до шести. Первую часть названия составляло число рядов вёсел, второе было или греческое «eres», «грести», или латинское «remus», весло. Всё просто и понятно.
Когда в XIV-XVI веках развитие парусного вооружения, бортовой артиллерии и вообще судостроительства сорвалось с места в карьер, потребность в более сложной классификации стала прям очевидна.
В начале XVII века на этом поприще отличились англичане. Вместо того, что бы просто характеризовать класс корабля по количеству пушек (как это делали голландцы, французы, испанцы и позже русские), англичане придумали систему рангов. Причем сначала они называли ранги словами:
Royal Ships (42-55 ор.),
Great Ships (38-40 ор.),
Middling Ships (30-32 ор.),
Small Ships (до 30 орудий).
За десять лет до англичан допёрло, что тема так себе, и вместо красивых названий начали писать номера рангов.
В 1677 году уже была принята новая система рангов, которая держалась почти до конца эпохи паруса.
В остальных странах, как правило, классификация была проще: количество пушек и тип корабля. Исключением были французы, которые иногда характеризовали свои корабли по количеству орудийных палуб.
Кстати, «орудийной палубой» стоит считать только крытую орудийную палубу, в английской терминологии «гандек». Открытая палуба (оппердек) за орудийную палубу не считалась.
На этом история с классификацией не закончилась.
Как видно из ещё «именных» рангов, в XVII веке первый ранг имел от 42 орудий. Достаточно было бы сказать, что к XIX веку 44 орудия носили фрегаты, а это уже пятый ранг, а не второй.
Со временем технологии строительства судов развивались, вместе с этим увеличивались размеры кораблей, а с ними и количество пушек.
Но и это не всё.
Кроме количества пушек менялся и их калибр, а с ним появилось ещё одно обозначение судна – по фунтам. Касалось это, правда, только фрегатов – так, к примеру, самый известный 24х фунтовый фрегат – USS «Constitution». Правда, на бриге «Меркурий» 1820 года постройки, стояли 24х фунтовые карронады. Но карронады не пушки, и их долгое время те же англичане вообще не учитывали в вооружении…
В общем, как можно понять, классификация парусных судов – штука странная. Если немного разобраться в теме, то можно понять суть этих рангов и прочего.
Линейный корабль.
1 ранг (к 1800 году от 100 орудий ) – Самое здоровое корыто. Имеет три орудийные палубы. Опора всей линии, самая ценная единица во флоте. В большом бою, по сути, «танчит» урон и неплохо раздаёт в ответ. Пример «танка» - HMS «Royal Sovereign» под руководством Коллингвуда в битве при Трафальгаре.
2 ранг (90-100 орудий) – непонятный класс. По мощности уступает стопушечным, по ходовым характеристикам уступает третьему рангу. Имел, как правило, три орудийные палубы, но при этом был чуть короче и чуть уже первого ранга – такой дисбаланс сильно бил по ходовым характеристикам.
3 ранг. (64-80 орудий) В принципе – рабочая лошадка «линии». Оптимальное сочетание ходовых характеристик и мощности залпа.
Померяемся стволами?
Сейчас, как правило, мы видим короткое описание того или иного судна. Ну, не будем ходить далеко – возьмём отечественный корабль. Линейный корабль «Азов».
Итак, первое что мы видим – он указан как 74х пушечный. Круто, прикольно, но пушек на нём восемьдесят. Это так, особенности классификации. Линейный корабль «Азов» относился к классу 74хпушечных линейных кораблей, фактически на нём стояло 80 орудий. Орудия ставили в таком порядке: на нижнюю орудийную палубу ставили самые крупные, самые тяжёлые орудия. Логично, так центр тяжести оказывался ниже, и это увеличивало остойчивость корабля. Палубой выше ставили орудия помельче, на оппердек (открытую палубу) ставили что-нибудь лёгкое.
У «Азова» было такое размещение орудий:
нижняя орудийная: 24 пушки 36х фунтовые;
верхняя орудийная: 24 пушки 24хфунтовые;
открытая палуба – 24хфунтовые карронады;
Так же на баке (носу) и шканцах (квартердек, кормовая надстройка) стояли 24х фунтовые орудия – 6 единиц. Где стояли «Единороги» - я так и не понял. Но их было четыре штуки.
Указание калибра орудия в фунтах – тоже не самое логичное решение. Фунтов было много, фунты были разные. Вместо того, что бы договориться о единой системе мер, страны придумывали свои значения для одного и того же термина, периодически уточняя – этот фунт военный, а этот торговый. Дичь, но суть не в этом.
Итак, давайте посмотрим на вооружение прославленного линкора. Нижние орудия били 36фунтовыми ядрами, это примерно от 14 до 17кг веса, в зависимости от источника. Возьмём грубое соответствие – 36 фунтов по 409 грамм – это 14,7 кг.
На следующей палубе стояли 24хфунтовки. У них масса ядра по тому же расчёту составляла 9,8 кг.
Ну, а теперь смотрим на бортовой залп «Азова». К счастью, только на бумаге, только в воображении. 12 пушек 36фунтовых (176 кг), столько же 24хфунтовых (117 кг), даёт совместно 293 кг. Почти три центнера чугуна, отправленного в противника.
Если вспомнить бриг «Speedy», на котором ходил Томас Кокрейн, то у него бортовой залп состоял из семи 4хфунтовых орудий, и общая масса залпа по тому же грубому расчёту была около одиннадцати с половиной килограмм, то есть меньше, чем масса одного выстрела с нижней палубы «Азова». Кроме 14 орудий по бортам на несчастном бриге ещё были две вертлюжные пушки.
По количеству орудий «Speedy» уступал «Азову» в пять раз (16 пушек против 80ти), а по массе бортового залпа – в двадцать пять.
Сравним тот же «Speedy» с более близким по классу и по времени судном, куттером «Меркурий» 1788 года (который, фактически, был парусно-гребным бригом). На «Меркурии» стояли 22 24хфунтовые карронады. Масса его бортового залпа составляла 108 кг (всё тот же грубейший подсчёт).
Получается при разнице в шесть орудий, разница в массе залпа была почти в десять раз в пользу «Меркурия».
Эти подсчёты массы залпа и количества пушек я провёл не для того, чтобы похвалиться умением пользоваться калькулятором. Даже при одинаковом количестве орудий нельзя забывать о массе залпа и о типе орудий и кораблей.
Канонерская датская лодка, пусть даже с одним 36фунтовым орудием могла изрядно попортить нервы тому же «Speedy». А вот шансы «Меркурия» 1788 года, превосходящий «Speedy» массой залпа почти в десять раз, были куда ниже. Карронады прекрасно работали на небольших дистанциях. Тридцатишестифунтовая пушка же имела куда большую прицельную дальность и убойную силу.
Одного ядра из тридцатишестифунтовки могло хватить, чтобы повредить бриг или даже линкор. Но вот потопить одним попаданием – это врядли.
А вот одного ядра из карронады «Меркурия» хватило бы «за глаза», чтобы отправить канонерку на дно.
В общем, надеюсь Вам понятно – с пушками, их количеством и калибрами всё ну очень неоднозначно.
Достаём линейки
О размерах и размерностях
Теперь, собственно, поговорим о размерах кораблей. Не о том, какой длины был тот или иной корабль, а о том, какие размеры указывались на чертежах, и что они значили.
Логично, что основными измерениями были длина, ширина, и высота корпуса. При этом высота не значила ровным счётом ничего – куда важнее была осадка судна.
Осадка судна – это расстояние от нижней точки киля до ватерлинии. Естественно, в зависимости от загруженности (и непредвиденных отверстий) осадка менялась, являясь динамической переменной, а не константой.
Немаловажным параметром являлся тоннаж судна. И тут начинается отдельное веселье.
До принятия в 1849 году в Британии системы Мурсома тоннаж судна измерялся не в полезном объёме грузового пространства, а в массе. Слово «тонна» происходит от английского «tun», старинной мере измерения объёма для количества вина. Там много разных значений – для английских галлонов, американских галлонов и прочего.
Эдуард I Длинноногий ввёл пошлину на фрахт, осознав, что на морской логистике можно неплохо заработать, если ты живёшь на острове.
Формула расчёта тоннажа вызвала бы нервный тик у любого современного преподавателя точных наук. Умножая длину на ширину и глубину трюма, разделив получившееся на сто, получали примерный тоннаж судна. Так как в те времена тоннаж был именно мерой перевозимой массы, то получалось, что перемножая футы, получали таны. Грубо говоря, умножая метр на метр на метр, получали килограммы.
Система обмера менялась долго и муторно. Постепенно вводились и новые параметры обмера.
Так, к примеру, на чертежах неоднократно мелькает параметр «Длина по килю для тоннажа».
За ширину для тоннажа принималась максимальная ширина судна по обшивке, без бархоута. Но на российских чертежах порой указывали размер и «с досками».
Но это английские налоги и стандарты. К примеру, Датско-Норвежская уния на зундской таможне таможенный сбор вела по другим расчётам. Для них главным фактором была ширина палубы, и уже в самом конце 16 века появился такой класс кораблей, как «флейт». На этих судах впервые был установлен голландский штурвал, облегчающий поворот, эти суда делали длиннее и уже, что увеличивало ходовые качества. Но миру они запомнились в первую очередь узкой палубой. Так что параметр «ширина открытой палубы» тоже неоднократно можно было увидеть как в голландских, так и в российских чертежах. К слову, зауженная относительно максимальной ширины палуба давала ещё два приятных «дополнения». Центр тяжести судна оказывался ниже, что уменьшало «валкость» корабля и уменьшало крен и качку при сильном ветре или шторме. И покатые борта встречали ядра под более острым углом, что порой приводило к рикошету. Покатые борта неоднократно использовались на боевых кораблях – одним из самых ярких тому примеров был французский фрегат «La Renomee» (1767 год). Так что характерное «пузико» было не только у торговцев, но и у вполне себе военных парусников.
Размерности на чертежах.
Подводя итог, можно назвать основные параметры, используемые при обмере кораблей.
Длина
Длина указывалась общая – именно длина корпуса, иногда с шлюпбалками и бушпритом.
Длина по главной палубе (верхняя крытая) – спорный момент, возможно – по длине покрытия палубы.
Длина по килю (для тоннажа). Считалась от «пятки» киля до шпунта форштевня или до места, где нижняя кромка киля начинала уходить вверх от «горизонта».
Ширина.
Ширина максимальная – ну, и так понятно. В основном измерялась по мидельшпангоуту (центральному шпангоуту). Иногда указывалась с учётом бархоутов.
Ширина палубы – В зависимости от палубы, измерялась по мидельшпангоуту, без учёта обшивки корабля.
Высота
Глубина трюма – от верхней (открытой) палубы до киля, без его учёта, по мидельшпангоуту.
Осадка – от нижнего края киля до ватерлинии, глубина, на которую судно погружено в воду.
В общем, когда вам говорят, что фрегат длиной 35,49 метра, и шириной 9,79 метра должен иметь осадку 4,96 метра при глубине трюма 4,1 метр - это явно описывают подводную лодку, у которой 80см воды над палубой. А когда говорят о том, что осадка 2,25м у разоружённого судна 38/8м – это осадка пироги, и нормальная-то осадка должна быть 4,96 – то тут же вспоминается и ныне стоящий на воде фрегат «Тринкомали» с осадкой 3,8 метра (длина – 53,7 м, ширина 12,5м).
На самом-то деле, вопрос о размерах и размерности кораблей во времена, когда на мерной верёвке с футами сложно было найти одинаковые футы, а уж двух одинаковых «измерительных приборов» и вовсе было не найти, стоит странно. Об этом, кстати, неплохо говорится в книге «The Elements and Practice of Naval Architecture» Дэвида Стила, 1805 года. Именно эту книжечку я и использовал автор для уточнения вопросов к размерности. Так же использовалось издание «Корабельные чертежи, рисунки : альбом : [1-я четверть XVIII в.]. Т. 8. - Масштабы разные. -[Б. м. : б. и., 1700-1725]» из Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.
Отдельная благодарность всем тем ребятам из Италии, Бельгии, Англии и России, которые мне помогали разобраться с чертежами и кучей значений, а также набрасывали ссылки на источники.
... и напоследок.
Уважаемый читатель) Я всегда рад ответить на вопросы в комментариях, и приветствую обратную связь.
Мои статьи на остальные темы, а так же статьи других авторов и многое другое можно найти в паблике "Исторический Угар" в соцсети "Вконтакте.
Поддержать автора можно лайком, подпиской или чеканной монетой.
В формате книги мои статьи (и не только про флот, и не только статьи) можно прочитать на моей авторской странице на author.today.
Спасибо за внимание!