Найти в Дзене
Автосовет Юрича

РОБОТ, Вариатор или АКПП?? Что брать?

Если вы хоть раз пытались выбрать подержанный автомобиль, вы наверняка участвовали в главном автомобильном "сраче" современности. Это битва похлеще, чем спор о том, кто круче, "Спартак" или "ЦСКА". Это война трансмиссий. В одном углу ринга, сверкая немецкой сталью, стоит Робот (например DSG). В другом, с самурайским спокойствием, притаился Вариатор CVT. А в третьем, тяжело вздыхая, кряхтит старый добрый Гидротрансформаторный "Автомат". Мы с командой автоподбора каждый год отсматриваем сотни машин — и здесь, в Москве, и новые из Китая, и свежие из Кореи. И я вам скажу так: коробка передач — это второе сердце автомобиля и второй же по важности критерий для клиента, который выбирает авто. И от того, как оно бьется, зависит, будет ли ваша жизнь с машиной долгой и счастливой, или превратится в бесконечные "кардио-процедуры" в сервисе. Сегодня мы без соплей и маркетинга разберем все три типа коробок. Вскроем их механические души, заглянем в гидроблоки и разберемся, что из этого — гениальна
Оглавление

Если вы хоть раз пытались выбрать подержанный автомобиль, вы наверняка участвовали в главном автомобильном "сраче" современности. Это битва похлеще, чем спор о том, кто круче, "Спартак" или "ЦСКА". Это война трансмиссий. В одном углу ринга, сверкая немецкой сталью, стоит Робот (например DSG). В другом, с самурайским спокойствием, притаился Вариатор CVT. А в третьем, тяжело вздыхая, кряхтит старый добрый Гидротрансформаторный "Автомат".

Мы с командой автоподбора каждый год отсматриваем сотни машин — и здесь, в Москве, и новые из Китая, и свежие из Кореи. И я вам скажу так: коробка передач — это второе сердце автомобиля и второй же по важности критерий для клиента, который выбирает авто. И от того, как оно бьется, зависит, будет ли ваша жизнь с машиной долгой и счастливой, или превратится в бесконечные "кардио-процедуры" в сервисе.

Сегодня мы без соплей и маркетинга разберем все три типа коробок. Вскроем их механические души, заглянем в гидроблоки и разберемся, что из этого — гениальная инженерия, а что — билет на дорогой ремонт.

Пациент №1: Робот DSG. Немецкий гений с двойным дном.

Идея: Инженеры Volkswagen взяли механическую коробку и решили научить ее переключаться самостоятельно, да еще и быстрее человека. Получилась гениальная конструкция: по сути, это две механические коробки в одном корпусе. Одна отвечает за четные передачи (2, 4, 6), другая — за нечетные (1, 3, 5, 7). Пока вы разгоняетесь на первой, умный "мозг" — мехатроник — уже подоткнул вторую. В момент Х одно сцепление размыкается, второе — мгновенно замыкается. Переключение занимает сотые доли секунды, поток мощности не прерывается. Динамика, экономия. На бумаге — идеал.

Реальность: А потом этот идеал выехал в реальный мир с его пробками. И тут выяснились нюансы.

Разновидности:

DSG "сухая" (DQ200 / 0AM / 0CW). Семиступка, которую ставят на все народные VAG с моторами до 1.5 TSI. "Сухая" — потому что ее двойное сцепление работает на воздухе. И в этом ее главный грех. В пробке, когда вы толкаетесь по 5 сантиметров, сцепления постоянно смыкаются-размыкаются, трутся и дико греются. Охлаждения-то нет! Отсюда — вибрации, рывки, и ускоренный износ дисков и выжимных вилок.

Технический факт: Внутри этой "сухой" коробки, на самом деле, есть ДВА разных контура масла: около 1.7 литра трансмиссионки для шестерен и 1 литр специальной гидравлической жидкости для мехатроника. Так что "сухая" она не совсем. Просто самое горячее место у нее без масляной ванны. Ебёныч, гениально.

-2

DSG "мокрая" (DQ250 / 02E; DQ381 / 0GC; DQ500 / 0BH). А вот это — совсем другой разговор. Здесь пакеты фрикционов (сцепления) купаются в масляной ванне объемом 6-7 литров. Масло их и смазывает, и, что самое главное, ОХЛАЖДАЕТ. Проблема перегрева в пробках решена. Эти 6- и 7-ступенчатые роботы ставят на более мощные моторы (от 2.0 TSI и дизели). Они гораздо надежнее и выносливее.

Технический факт: "Отец" всех "мокрых" DSG, 6-ступенчатая DQ250, была настолько удачной, что ее без особых изменений ставили на всё: от "Гольфа" до дизельного "Мультивэна". Это настоящий Калашников в мире роботов. А современная DQ381 — ее достойный преемник.

Вердикт: DSG — это как спорткар. На треке (на трассе) — он король. Но в пробке он капризничает. "Мокрую" DSG брать можно и нужно, если готовы платить за своевременную замену дорогого масла (каждые 60 тыс. км). "Сухую" DQ200 — только если вы живете за городом и пробки видите только по телевизору.

Короче это всё не только "Симпли Клевер", но еще и дохера "Дас Ауто".

Пациент №2: Вариатор CVT. Бесступенчатое спокойствие.

Идея: Японские инженеры решили, что ступени — это прошлый век. И создали коробку без передач. Вообще. Внутри — два конусовидных шкива и прочный металлический ремень между ними. Изменяя диаметр шкивов, коробка плавно и непрерывно меняет передаточное отношение. Идеально ровный разгон, мотор всегда работает на самых эффективных оборотах. Плавность, комфорт, экономичность.

Реальность: А потом на этой машине попытались выехать из сугроба "в раскачку" или "дать угла" на парковке.

-3

Разновидности:

Старые вариаторы (до 2010-х). Это были нежные создания. Их ремень боялся ударных нагрузок. Резкий старт, пробуксовка — и на конусах появлялись задиры. Ремонт — только замена.

Современные вариаторы (Jatco, Aisin, Honda). Они сильно поумнели. Чтобы уберечь ремень, на входе почти всегда стали ставить гидротрансформатор. Он сглаживает все рывки при старте. Электронный блок управления (ЭБУ) научился имитировать переключение передач, чтобы убрать занудное "зависание" мотора на одних оборотах.

Технический факт: Ремень в современном вариаторе — это не резиновая лента. Это сложнейшая конструкция из сотен тонких металлических пластин (сегментов), стянутых стальными лентами. Он работает не на растяжение, а на толкание. То есть сегменты со стороны ведущего шкива "проталкивают" остальные сегменты, которые вращают ведомый шкив. Звучит дико, но это так.

-4

Вердикт: Современный вариатор — идеальный городской житель. Плавный, экономичный. Но он не любит три вещи: агрессивной езды, буксировки тяжелых прицепов и грязного масла. Если вы ездите спокойно и меняете специальную дорогущую жидкость (например, Nissan NS-3 или Honda HCF-2) каждые 40-50 тысяч км — он будет служить вам верой и правдой. Но если в вашей душе живет гонщик, вариатор этого не оценит.

Пациент №3: "Автомат". Старый солдат.

Идея: Идея проста, как кирпич. Есть двигатель, есть колеса. Между ними — гидротрансформатор (две турбинки в масле, "бублик") и набор планетарных редукторов. "Бублик" плавно передает момент без жесткой связи, шестеренки — меняют передачи. Никаких тебе изнашивающихся сцеплений, никаких ремней. Только честная гидравлика и механика.

-5

Реальность: Старая школа оказалась настолько живучей, что до сих пор правит балом.

Разновидности:

Древние 4-ступенчатые "автоматы" (Aisin, ZF). Это автомобильные динозавры. Неубиваемые. Их ставили на "Тойоты" и "Мерседесы" 90-х. Да, они "тупые", задумчивые, жрут топливо. Но их надежность — легенда.

Технический факт: Легендарный 4-ступенчатый автомат Aisin A340 ставился на всё: от Toyota Mark II до Jeep Cherokee и Volvo 960. Это была самая универсальная и надежная коробка своего времени.

Современные 6-8-9-10-ступенчатые "автоматы". А вот тут инженеры, Ебёныч, усложнили всё до предела. В погоне за экономичностью они начали пихать в "автоматы" все больше передач. Гидроблоки стали сложнее, чем схема московского метро. Соленоиды — нежнее. Они стали быстрее, экономичнее, но потеряли ту самую железобетонную надежность. Они требуют чистого и свежего масла еще сильнее, чем вариатор. Блокировка гидротрансформатора теперь включается почти с первой передачи, чтобы убрать потери, и это приводит к ее ускоренному износу, если масло грязное. Перегрев гидроблока — их главный враг.

Вердикт: "Автомат" — это как старый, надежный друг. Да, он может быть немного медлительным и любить "прибухнуть" (бензина). Но он не предаст. Старые 4-5-6-ступенчатые версии (привет, Aisin 09G на "Поло" и "Рапидах") — это эталон надежности. Современные многоступки — это уже компромисс. Они комфортнее и экономичнее, но требуют к себе уважения и качественного обслуживания.

Так что же выбрать?

-6

А нет простого ответа. Война продолжается.

Хотите драйва и экономии и живете на трассе? Берите VAG на "мокрой" DSG.

Нужна плавность и комфорт для города, и вы ездите спокойно? Ваш выбор — современный вариатор.

Хотите предсказуемости, надежности и готовы за это платить расходом? Ищите машину на классическом 6-ступенчатом "автомате".

Главное — помните: идеальных коробок не существует. Существуют только те, которые подходят под ваш стиль езды и толщину кошелька. Думайте головой. И удачи на дорогах.