Найти в Дзене

Санкт-Петербург. Спас на Крови

Оглавление

Храм Воскресения Христова на крови, или Спас на Крови, так известен и так распиарен, что написать о нем что-то новое практически нереально. Еще более нереально сделать уникальный кадр. Да, туристу может повезти оказаться в нужном месте в нужное время, но таких везений раз-два и обчелся. Наверное поэтому, рассказывая об подобных местах, я все время немного стесняюсь, хотя и понимаю, что каждый из нас может не знать того, что известно другому. А что касается съемки, то опыт показал, что даже обычный технический кадр по принципу "Здесь был Вася!" иногда может оказаться не менее значимым, чем высокохудожественная картинка.

Первая встреча. Внешний облик

Со Спасом на Крови я познакомилась благодаря фото старшей дочери, которая в 2014 году ездила в Питер на фестиваль. Правда, увидев храм, словно сошедший со страниц русских сказок, я в первые секунды не могла взять в толк откуда в Санкт-Петербурге взялся московский собор.

Когда в 2015 году я на два дня сбежала в Питер, Спас на Крови был в списке мест, обязательных к посещению, но я даже представить не могла как неожиданно эта встреча произойдет. Моей первой целью был Русский музей, где у меня была запланирована встреча с моим первым фотоучителем. А поскольку приехала я на место часа за два до назначенного времени, то решила часть пути пройти пешком. Помню, как по дороге мне постоянно хотелось ущипнуть себя за руку, чтобы поверить, что все происходит наяву.

Наконец, вышла на искомый адрес и в очередной раз нервно сглотнула от увиденного ‒ настолько все было неописуемо красиво! Поразило ощущение камерности площади Искусств и ее совершенная сказочность ‒ словами мне это не описать.

Когда я вышла к музею, то у меня было полное ощущение дежавю. Виденный столько раз фасад здания с классическими питерскими львами я теперь могла потрогать, пощупать, погладить... И памятник любимому поэту ‒ вот он, наяву! Думая, чем занять время до встречи, поворачиваюсь в сторону и не верю своим глазам ‒ купола Спаса на Крови!!!

-2

Как конь поскакала в их сторону, и вот я уже стою на канале Грибоедова в своей классической позе ‒ с задранной головой и разинутым ртом! Такой красоты мне еще не приходилось видеть! Не буду писать о мыслях, которые бурлили в моей голове относительно истории собора ‒ Бог весть почему так происходит... Я просто впитывала в себя это великолепие.

Храм Воскресения Христова, или Спас на Крови, возводился по указу императора Александра III в 1883-1907 годах на берегу Екатерининского канала (ныне канала Грибоедова), где 1 (13) марта 1881 года смертельно ранили императора Александра II.

Храм совершенно не вписывается в архитектурный стиль классического Петербурга, тем самым еще больше подчеркивая свою исключительность. Но он так пышен, так избыточно украшен, как дворцы времен елизаветинского барокко, что мог возникнуть только здесь. Мне нужно было уходить, а я была не в силах оторваться от этой мощи и роскоши!

Вторая встреча. Внутреннее убранство

В остальные мои приезды в Питер, дороги к этому храму не случалось. Но, признаться, я не сильно туда стремилась. И если бы не мои подружки, пристыдившие меня за "православный снобизм", то кто знает, попала бы я туда еще когда-нибудь. Только сейчас понимаю, как много могла потерять, если бы тогда не пошла с ними за компанию!

Когда я из солнечной улицы зашла в притвор, то из-за резкого перепада освещенности сначала ничего не увидела, а уже через несколько секунд буквально потеряла дар речи от открывшегося великолепия! Но как только мое дыхание выровнялось, я снова онемела ‒ то, что по причине плохого зрения я поначалу приняла за роспись, оказалось мозаикой! Мои глаза отказывались верить в реальность происходящего! Я и сейчас не смогу подобрать слов, чтобы передать охватившие меня восторг и трепет.

-5

Я забыла про гудящую толпу, про фотоаппарат, висящий на шее, про время, подруг, вообще про все... Я зачарованно смотрела как все вокруг сияло, переливалось, словно дышало... Не очень люблю высокопарные речи, но другими говорить невозможно!

До сих пор не представляю как в то время архитекторы умудрялись рассчитать каждый сантиметр, каждую деталь! А цвет?! У меня еще с советских времен сохранился атлас, где собрано 280 образцов цвета, и мне это количество казалось огромным. Но думаю, что здесь их значительно больше. Кроме того, плиточки за счет угла скола по-разному отражают свет, из-за чего возникает удивительный эффект сияния.

Я медленно перемещалась по храму и пыталась понять, чего здесь для меня больше ‒ храма или музея? На тот момент, наверное, было больше музея ‒ слишком силен был восторг, слишком много вокруг бойкой торговли и вообще суеты в целом. Но если раньше меня отталкивал статус музея, то теперь я бы очень хотела побывать здесь на службе.

В настоящее время богослужения совершаются в утреннее время, до начала работы музея, а также вечером, после окончания его работы. В дневное время храм открыт как музей. Правда, я не очень понимаю, как в этих условиях сюда попадают прихожане, ведь надо проходить через турникеты. Или у них у всех есть персональный QR-код и человеку со стороны в храм просто не попасть? А если посетитель вдруг решит помолиться, позволят ли ему остаться на службе? Или наоборот, человек, пришедший помолиться, решит после службы остаться для изучения экспозиции музея, пофотографировать и так далее, сможет ли он это сделать бесплатно? Тогда эти вопросы меня не волновали, а сейчас прям интересно стало.

Одно из важных мест в храме занимает Сень над местом ранения Александра II, под которой сохранили часть мостовой и ограждение набережной. Над ней расположена колокольня с большим золотым куполом.

Пока стояла возле Сени и ждала момента, чтобы сделать кадр без людей, мимо меня прошли три экскурсии. И каждый раз одно и тоже событие и место интерпретировалось по-разному в зависимости от мировосприятия говорящего. Иногда это было забавно, иногда грустно.

-9

Несколько интересных фактов о Спасе на Крови

Я понимаю, что об истории храма написано очень и очень много, а еще больше пересказано теми, кто там побывал, я все же отмечу то, что меня наиболее зацепило, заставило что-то переосмыслить и переоценить.

  • Спас на Крови изначально строился как храм-памятник и не был приходским. Он был в ведении Министерства внутренних дел и находился на государственном содержании. Храм не был рассчитан на массовые посещения, вход осуществлялся по пропускам.
  • Для выбора проекта храма было организовано два конкурса, но Александр III отклонил все предложения. После разработки новых вариантов император выбрал проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). По преданию, образ храма показала архимандриту Игнатию во сне сама Богородица. По благословению архимандрита было решено освятить храм в честь Воскресения Христова. Проект был одобрен в 1883 году с условием его последующей доработки и окончательно утверждён в 1887 году.
  • Высота центрального купола 81 метр. Не знаю, намеренно это было сделано или получилось случайно, но и в годе рождения, и в годе смерти императора присутствуют только эти две цифры – "1" и "8". Родился Александр II в 1818 году, а скончался в 1881.
  • Площадь мозаичных фресок составляет 7065 квадратных метров. На их монтаж потребовалось более десяти лет.
В храме стоит витрина с образцами смальты, которая использовалась для мозаики
В храме стоит витрина с образцами смальты, которая использовалась для мозаики
  • Мозаика создавалась в мастерской художника-мозаичиста В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были Виктор Васнецов, Фирс Журавлёв, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов.
  • Работы по созданию храма велись по последнему слову науки и техники того времени. В храме была применена уникальная система воздушного отопления, а освещение изначально было полностью электрическим. Для укрепления фундамента досыпали набережную почти на 8 метров, чтобы сделать бетонную подушку.
  • Мост через Екатерининский канал (после 1923 года канал Грибоедова) изначально был сооружен для удобства строительства. Он неоднократно перестаивался и менял свои имена. По чьей-то злой иронии в 1975 году его назвали в честь террориста, убившего императора, мостом Гриневицкого. Лишь в 1998 году название сменили на Ново-Конюшенный.
  • В начале 1930 храм был закрыт и обсуждались планы по его разбору, так как он якобы не представляет никакой ценности. В 1938 году вопрос был решен положительно, и взрыв запланировали на лето 1941 года.
  • В годы блокады здесь находился морг, куда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций. После в храме находилось овощехранилище.
  • В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд, застрявший в перекрытии свода. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен в районе Пулковских высот.
  • В 1968 году храм был, наконец, взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников, а в 1970 году передан на баланс музея "Исаакиевский собор". Большую роль в этом событии сыграл директор музея Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации, которая началась в начале 1980-х годов.
  • Храм-памятник открылся для посетителей в 1997 году, ровно через 90 лет после освящения в день Преображения Господня.
  • Первая литургия после времени запустения была отслужена в храме в 2004 году. В 2014 года зарегистрирован приход храма Воскресения Христова.

Можно по-разному относиться к религии, Александру II, к монархии вообще, но невозможно отрицать, что этот храм является шедевром мировой архитектуры. Поднять руку на такую красоту способен лишь тот, у кого вместо души адская бездна. И в том, что он, несмотря на годы поругания и забытья, все еще стоит в центре Санкт-Петербурга определенно есть Божий Промысл. И мне очень хочется, чтобы для его посетителей он все же был больше храмом, чем музеем.

Алтарная часть храма Воскресения Христова
Алтарная часть храма Воскресения Христова

Почитать еще: