Найти в Дзене
GuitarGearFinder.ru

Гитарное оборудование Тома Морелло: Rage Against The Machine

В этом руководстве мы разберем гитарный комплект (сет) Тома Морелло времен Rage Against the Machine. Его комплект немного изменился во время работы с Audioslave, поэтому, поскольку он немного другой, я напишу еще пару статей на эту тему. Внимание: на некоторые гитары, фурнитуру и другие товары я оставил партнерскую ссылку — вы можете перейти и ознакомиться с продуктом поближе. Покупая что-то по моей партнерской ссылке, вы поддерживаете развитие этого канала. Вам, возможно, будет интересно узнать, что Том не особо заботится о дорогих гитарах. Как он объясняет сам, многие гитары, на которых он играл на протяжении всей своей карьеры, были куплены за копейки и оснащались самой простой фурнитурой. Это важный момент, поскольку многие слишком зацикливаются на покупке самого лучшего гитарного оборудования. Как Том объясняет во многих интервью, чрезмерная забота о железе отвлекает от мыслей о самой музыке. Гитара «Arm the Homeless» (на фото выше) активно использовалась при записи альбома Rage A
Оглавление

В этом руководстве мы разберем гитарный комплект (сет) Тома Морелло времен Rage Against the Machine. Его комплект немного изменился во время работы с Audioslave, поэтому, поскольку он немного другой, я напишу еще пару статей на эту тему.

Внимание: на некоторые гитары, фурнитуру и другие товары я оставил партнерскую ссылку — вы можете перейти и ознакомиться с продуктом поближе. Покупая что-то по моей партнерской ссылке, вы поддерживаете развитие этого канала.

Гитары Тома Морелло во времена RATM

Вам, возможно, будет интересно узнать, что Том не особо заботится о дорогих гитарах. Как он объясняет сам, многие гитары, на которых он играл на протяжении всей своей карьеры, были куплены за копейки и оснащались самой простой фурнитурой.

Это важный момент, поскольку многие слишком зацикливаются на покупке самого лучшего гитарного оборудования. Как Том объясняет во многих интервью, чрезмерная забота о железе отвлекает от мыслей о самой музыке.

Гитара «Arm the Homeless»

Гитара «Arm the Homeless» (на фото выше) активно использовалась при записи альбома Rage Against the Machine. Это гитара, собранная Томом вручную, с бриджем Ibanez Edge (система типа Floyd Rose), переключателем в стиле Les Paul и неоригинальным грифом от Kramer. В неё установлены звукосниматели EMG HZ (H4) в неке и EMG 85 в бридже. *(Прим. пер.: В оригинале опечатка/неточность - "EMG H" не существует, скорее всего, имеется в виду EMG HZ (H4), которые как раз ставились в такие гитары)*.

Другая гитара Тома, о которой стоит упомянуть, — это недорогой Fender Telecaster, который он использовал для строя Drop D. Как он объясняет в видео выше, он обменял на неё усилитель, чтобы иметь гитару, которую можно было бы легко настроить в Drop D.

Главный урок, который можно извлечь из опыта Тома и его гитар, заключается в том, что добиться отличного звука можно практически на чём угодно. Если вы читаете это, чтобы узнать, какую гитару купить для звучания в стиле RATM, вот несколько моментов, которые стоит иметь в виду:

  • Вам понадобится либо гитара с переключателем в стиле Les Paul (с отдельными регуляторами громкости для каждого звукоснимателя), либо инструмент с кнопочным переключателем (объясню позже).
  • Выбор между бриджем типа Floyd Rose и фиксированным бриджем остаётся за вами. Рекомендую узнать больше о бриджах Floyd Rose в моём полном руководстве (ссылка), прежде чем решать, покупать ли гитару с такой системой.
  • Звукосниматели не имеют такого большого значения, как вы думаете.

Killswitch / Тумблер-глушитель

Важным аспектом уникального стиля Тома является использование функции Killswitch (глушителя). Идея Killswitch заключается в том, что с её помощью можно мгновенно заглушить звук гитары или быстро включать и выключать его. Это создаёт эффект, похожий на тремоло, но Killswitch позволяет полностью контролировать скорость и ритмический рисунок этого эффекта.

Вступление к «Know Your Enemy» — отличный пример того, как Том использует глушитель:

Еще один отличный пример — соло в «Bulls on Parade», где Том использует кнопку глушителя, чтобы имитировать скретч диджея:

Добиться этого эффекта можно двумя основными способами:

1. Используйте гитару с переключателем в стиле Les Paul и независимыми регуляторами громкости.

Если на вашей гитаре есть отдельные регуляторы громкости для каждого звукоснимателя и трёхпозиционный переключатель, вы можете просто убавить громкость одного звукоснимателя до нуля, а другого — выкрутить на максимум. Тогда при переключении между ними звук будет резко прерываться и появляться. Именно так Том и делает на своей красно-чёрной гитаре Ibanez Artstar.

2. Установите отдельный выключатель-глушитель (Killswitch)

Установить такой выключатель на гитару довольно просто. Том поступил именно так со своими гитарами, у которых нет двух отдельных ручек громкости (на фотографии гитары «Arm the Homeless» выше видно, что он установил тумблер).

Если вы хотите установить собственный глушитель, у вас есть два основных варианта: двухпозиционный тумблер или кнопку мгновенного действия. Оба варианта выполняют одну и ту же функцию, но ощущения от игры разные. Тумблер нужно быстро перебрасывать вверх-вниз, как это делает Том. Кнопка же просто нажимается для прерывания звука. Все люди разные, поэтому я рекомендую попробовать поиграть на гитаре с уже установленной кнопкой и сравнить ощущения с тумблером, чтобы понять, что вам больше подходит.

По ссылке ниже показан пример такой кнопки. Как видите, модифицировать гитару, добавив глушитель, можно довольно недорого. Узнать цену, схему подключения и характеристики хромированной кнопки-глушителя можно здесь

Усилитель и кабинет Тома Морелло

На протяжении всей своей карьеры в RATM и Audioslave Том использовал ламповый усилитель Marshall JCM 800 2205 мощностью 50 Вт. Хотя в предыдущем видео видно, что в его студии используются разные усилители, на концертах он всегда выступает с JCM 800. У JCM 800 два канала, но Том использует только канал с перегрузом (как будет объяснено ниже).

Том использует гитарный кабинет Peavey 4×12 с прямой передней панелью, похожий на этот кабинет Peavey, показанный ниже.

-2

На самом деле, добиться звучания Тома Морелло можно практически с любым гитарным усилителем и кабинетом. Как Том объяснил в видео к песне «Tire Me», удостоенной премии «Грэмми», эта композиция была записана на 20-ваттном транзисторном усилителе с дешёвой гитарой без названия.

Итак, если у вашего усилителя хороший перегруз (овердрайв), вы сможете приблизиться к звучанию Тома Морелло. Конечно, если у вас есть Marshall, вы окажетесь ближе к цели, но не думайте, что вам строго необходим точно такой же усилитель.

Разбор педалборда Тома Морелло в RATM

На фото ниже показан педалборд Тома Морелло времён его выступлений с Rage Against the Machine. Давайте разберём каждую педаль, то, как он объединяет эффекты (что очень важно), и то, как он их использует.

Учитывая невероятное разнообразие звуков, которые он создавал на этих альбомах, вас может удивить, насколько минималистичным на самом деле является его педалборд.

-3

А: Ibanez DFL Flanger

-4

Ibanez DFL Flanger был первым цифровым флэнжером, созданным в 1984 (а не 1999) году, и хорошо известен поклонникам Тома Морелло. К сожалению, сегодня его довольно сложно найти, а если вам всё же удастся, то, скорее всего, придётся заплатить за это высокую цену.

Том использовал флэнжер в таких песнях, как:

  • «Killing in the Name» (первый вступительный аккорд)
  • «Guerrilla Radio»
  • «Wake Up»
  • «Freedom»

Флэнжер был настроен на медленную скорость и широкую глубину (slow and wide). Прослушивание начала «Killing in the Name» — отличный способ понять и настроить свой флэнжер на нужную скорость.

Альтернативы Ibanez DFL Flanger:

  • Boss BF-3 Flanger – очень популярный флэнжер с плотным звучанием. Он предлагает множество режимов и настроек, так что вы точно сможете подобрать нужный эффект. Это моя главная рекомендация, если у вас ещё нет флэнжера.
  • MXR M152 Micro Flanger — эта педаль имеет только две ручки управления, поэтому вы не получите такого же уровня контроля, как с BOSS.
  • MXR Phase 90 — это не флэнжер, а фэйзер, но он создаёт отдалённо похожий модуляционный эффект. Он упомянут здесь только потому, что в какой-то момент карьеры Тома в Audioslave он заменил Ibanez DFL на MXR Phase 90. Так что, хотя это два совершенно разных эффекта, его можно рассмотреть. Однако имейте в виду, что у MXR Phase 90 всего одна ручка управления, поэтому тонкой настройки добиться не получится. Я рекомендую приобрести полноценный флэнжер, а фэйзер рассматривать как дополнительную педаль на будущее.

Хотя флэнжер используется не в каждой песне, он создаёт очень характерный и узнаваемый звук. Я настоятельно рекомендую приобрести его, если вы хотите добиться аутентичного гитарного звучания Тома Морелло. Сыграйте начало «Killing in the Name» с флэнжером — и вы сразу почувствуете эту мощную разницу.

B: Эквалайзер DOD FX40B

-5

Немногие гитаристы используют педали эквалайзера на своей плате, и удивительно видеть её на педалборде Тома. Что ещё более интересно, он не использует её по прямому назначению. Он выставляет все полосы эквалайзера в нейтральное положение (плоско), а затем поднимает общий слайдер уровня (Level), чтобы просто усилить сигнал. Таким образом, Том использует эту педаль исключительно как бустер для соло. Эту же технику он применял на протяжении всей своей карьеры в Audioslave.

Хотя для этой цели можно использовать любую педаль эквалайзера, я бы порекомендовал приобрести специальную педаль-бустер. Это даст вам больше контроля над типом усиления и характером звука.

Крупный план из предыдущего видео демонстрирует настройки, которые Том использует на своём DOD FX40B:

Настройки Тома Морелло на DOD FX40B

-6

Как видите, кривая эквалайзера практически плоская. Виден небольшой провал на пятом слайдере слева (это соответствует полосе 800 Гц), но в целом настройка максимально нейтральна и предназначена исключительно для усиления сигнала. Пластиковая крышка над педалью, скорее всего, служит для защиты от попадания пота или дождя в пазы слайдеров во время живых выступлений.

Альтернативы DOD FX40B:

  • Yerasov BB-10 — невероятно популярная педаль-бустер, обеспечивающая чистое усиление до 20 дБ. Встроенные DIP-переключатели позволяют точно настроить характер буста под себя. Это моя главная рекомендация.
  • Ibanez PTEQ — если вы всё же хотите использовать педаль эквалайзера, то её огромным плюсом является универсальность: вы можете использовать её как бустер, а в любой момент перенастроить для тонкой коррекции тембра.

Поэтому я рекомендую купить именно педаль-бустер, если ваша цель — просто усилить громкость соло, как это делал Том. В качестве альтернативы, педаль графического эквалайзера невероятно полезна сама по себе, так как позволяет и усилить сигнал, и точно подстроить общий тон.

C: BOSS DD-2 Digital Delay (позже перешел на DD-3)

Задержка (дилей) — очень распространённый эффект, но Том всё равно умудряется использовать его по-своему. В такой песне, как «Testify», он применяет очень короткую задержку (слэпбэк) с высоким уровнем повторов (Feedback), создавая плотный и размазанный эффект, отдалённо похожий на реверберацию. Слэпбэк-задержка встречается в его звуке довольно часто, так как это отличный способ сделать звук более массивным и насыщенным.

Том начинал с цифровой задержки BOSS DD-2, а позже перешёл на DD-3, которая, по сути, является её прямой наследницей и очень похожа по звучанию. Так что нет необходимости охотиться именно за DD-2 — DD-3 отлично справится с той же задачей.

Крупный план из предыдущего видео демонстрирует типичные настройки, которые Том использует на своём BOSS DD-3:

-7

Настройки задержки DD-3 Тома Морелло

Наклейка показывает приблизительные параметры, хотя они, скорее всего, меняются в зависимости от конкретной песни и помещения. Поэтому используйте эти настройки как хорошую отправную точку, а затем экспериментируйте, подстраивая их под каждую композицию. Интересно отметить, что уровень эффекта (Effect Level) установлен довольно высоким, а режим задержки выбран «Long» (L).

Ознакомьтесь с ценой и подробностями модели BOSS DD-3 здесь.

D: Digitech WH-1 Whammy

Это незаменимая педаль, если вы хотите звучать как Том Морелло. Это культовый эффект, и Том действительно раскрыл весь его потенциал. Соло в таких песнях, как «Know Your Enemy», «Bullet in the Head», «Ashes in the Fall» и «Killing in the Name», обязаны своим уникальным звучанием именно педали Digitech Whammy.

-8

Если у вас ещё нет педали Digitech Whammy, её действительно стоит приобрести. Когда дело доходит до сочинения музыки и поиска новых идей, это неисчерпаемый источник вдохновения. Как видно выше, педаль предлагает широкий спектр режимов: от простого изменения высоты тона до сложной гармонизации и эффекта расстройки. Воспроизвести многие уникальные соло Тома без Whammy практически невозможно.

Существует несколько версий Whammy, но та, что на фото выше — это переиздание оригинальной модели WH-1, которую и использует Том. Хотя её безусловно достаточно для всех его фирменных эффектов, я также рекомендую обратить внимание на DigiTech Whammy DT. Она обладает дополнительными функциями, которых нет у классической модели, например, встроенным дитоуном.

Ознакомьтесь с ценой и подробностями модели Whammy здесь.

E: Dunlop Cry Baby

Если бы вам пришлось выбрать всего две педали, чтобы воспроизвести звучание Тома, это были бы Digitech Whammy и педаль «вау». Вау-педаль, которую можно услышать в таких песнях, как «Bulls on Parade», «Guerrilla Radio» и «No Shelter», — неотъемлемая часть его фирменного звука. Том использует классическую Dunlop Crybaby, хотя, в принципе, подойдет любая качественная педаль «вау» для достижения схожего результата.

-9

Я рекомендую выбрать вау-педаль, которая подходит именно вам по эргономике и звуку, а не покупать Cry Baby только потому, что ей пользуется Том. Например, я предпочитаю модели с дополнительным контролем тембра, поэтому использую Vox Big Bad Wah.

Ознакомьтесь с ценой и подробностями модели Dunlop Cry Baby здесь.

Какие педали Том Морелло НЕ использует

Удивительно видеть, как мало педалей использует Том, если учитывать невероятно широкий спектр звуков, которые он создает в песнях RATM. Хотя Том, без сомнения, экспериментировал с множеством разных педалей на протяжении лет, свою базовую педалборд-конфигурацию он практически не менял последние несколько десятилетий (за исключением небольших изменений во времена Audioslave).

Важно отметить, что у Тома нет педалей дисторшна или овердрайва. Его высокогейновый звук достигается за счет канала перегруза на его усилителе. Вы также можете заметить, что у него нет ножного переключателя каналов (footswitch) для его усилителя. Это важно помнить, потому что это означает, что для достижения чистого звука он использует канал перегруза на усилителе и затем убавляет громкость на гитаре. Так что, хотя у JCM 800 и есть два канала, Тон использует только один.

Например, чтобы воспроизвести чистый звук в начале «Bombtrack», вместо использования чистого канала на вашем усилителе, используйте ваши обычные высокогейновые настройки, а затем убавьте громкость на гитаре. Вы получите более тёплый звук, который может быть как абсолютно чистым, так и с лёгкой примесью перегруза — в зависимости от того, сколько усиления вы используете. В студии он, скорее всего, использовал чистый канал, так что вы можете поступить так же — но с точки зрения живого выступления, всё делается на одном канале.

Схема подключения педалей Тома Морелло в RATM

Вот как Том соединял все свои педали во времена RATM:

Гитара > Усилитель

Возврат FX петли (FX Send) > Dunlop Crybaby > Digitech Whammy > BOSS DD-2 > DOD FX40B > Ibanez DFL > Вход FX петли (FX Return)

Этот подход сильно отличается от того, как многие гитаристы строят свою систему. Данная конфигурация полностью задействует петлю эффектов (FX loop) усилителя, и все педали размещены именно в ней. Большинство гитаристов размещают одни педали перед входом усилителя, а другие — в петле эффектов.

Если у вашего усилителя есть петля эффектов, попробуйте сначала разместить все педали в ней, а затем все педали перед усилителем, чтобы услышать, как это меняет звук. Возможно, вам больше понравится звучание педалей перед усилителем, а возможно — в петле эффектов.

Также стоит поэкспериментировать с размещением отдельных педалей перед усилителем. Например, большинство гитаристов ставят педаль «вау» именно перед входом. Попробуйте оба варианта её размещения, чтобы услышать, как она влияет на ваш звук в разных позициях.

Ключевые принципы, которые стоит запомнить

Вот несколько ключевых принципов, которые стоит иметь в виду, пытаясь воссоздать звучание, подобное звуку Тома Морелло. Понимание того, как Том мыслит о своем оборудовании и музыке, также поможет вам расти как гитаристу.

Качество не так уж важно

Гитаристы часто слишком зацикливаются на поиске лучшего оборудования и супер-качественных гитар. Том открыто признаёт, что многие его гитары далеки от идеала. В одном из видео он рассказывает, что записал весь первый альбом RATM на гитаре из ломбарда через 20-ваттный транзисторный усилитель. Он также оставляет родные звукосниматели на многих гитарах и открыто признаёт, что некоторые гитары не держат строй или имеют испорченный тон из-за его модификаций. Этот подход почти полностью противоположен подходу многих гитаристов, которые одержимы апгрейдом своих звукоснимателей или другой аппаратуры.

Качество оборудования не так важно, как то, что вы с ним делаете. Выжимайте максимум из того оборудования, которое у вас есть. Экспериментируйте с каждой педалью, пытайтесь найти как можно больше различных творческих способов её применения. Если вы купили Digitech Whammy, не используйте её только для поднятия pitch на октаву. Поэкспериментируйте с режимами гармоний или детьюна. Комбинируйте эффект с другими педалями и посмотрите, что из этого можно получить.

Не ищите идеальный тон

Если вы сейчас пытаетесь купить правильное оборудование, чтобы получить идеальный тон — остановитесь. Как объясняет Том, после того как он перестал искать идеальный тон, это дало ему большую свободу для сосредоточения на сочинении музыки. Именно поэтому его комплект оставался практически неизменным последние несколько десятилетий.

Попробуйте подход, отличный от других

Уникальный подход Тома Морелло к гитаре — это результат того, что он видел группы хэир-метала 80-х и хотел отличаться от них. Вместо того чтобы играть быстрые арпеджио свипом и тэппинг, Том экспериментировал, заставляя свою гитару звучать как вертушка диджея. Посмотрите, что вам нравится и не нравится в современных гитаристах и музыке, и экспериментируйте, пробуя что-то другое.

Вскоре я создам несколько уроков и руководств по конкретным песням RATM, так что подпишитесь на мою рассылку, чтобы быть в курсе новых уроков.

Показалось это руководство полезным? Пожалуйста, поделитесь им в социальных сетях, чтобы поддержать этот канал.

-10

Подписывайтесь:  | Telegram | ВКонтакте

Вам так же будет интересно: