Найти в Дзене

«Алые сердца»: такая разная любовь

Оглавление
"Не вечен мир, и все мы видим вновь, Как счастью вслед меняется любовь; Кому кто служит - мудрый, назови: Любовь ли счастью, счастье ли любви?" (здесь и дальше "Гамлет" в переводе Лозинского
"Не вечен мир, и все мы видим вновь, Как счастью вслед меняется любовь; Кому кто служит - мудрый, назови: Любовь ли счастью, счастье ли любви?" (здесь и дальше "Гамлет" в переводе Лозинского

Автор Натико

Любовь… Как много в этом слове… А и в самом деле – насколько много? Древние греки разделяли любовь на «виды»: семейную, дружескую, романтическую, жертвенную и три «производных», сочетающих черты нескольких «видов». Всего – семь. «Восторженная, пылкая влюбленность… Любовь-поклонение… Любовь-игра, любовь-состязание… Любовь-нежность… Любовь-дружба… Духовное притяжение, уважение и принятие… Мания – «безумие богов»… Бескорыстная любовь… Рациональная, рассудочная любовь «по расчёту»… И это далеко не всё.

Уж поскольку в фильме «Алые сердца Корё» упоминаются названия созвездий, восходящих к античности, почему бы не обратиться и к древнегреческому толкованию любви и посмотреть, до чего там договорились шкодники-греки? Дело в том, что в «Алых» сразу несколько параллельных любовных линий. И за каждой парой (или соло) – свой «вид». И где-то среди всех этих «видов» есть ли та самая, вечная?

Любовь сильнее смерти

То участь всех: все жившее умрет И сквозь природу в вечность перейдет (с)
То участь всех: все жившее умрет И сквозь природу в вечность перейдет (с)

Такая любовь в кино – у короля Тэджо и его любимой наложницы О Су Ён. Любовь жертвенная и «не требующая своего». Она никогда не пользовалась не то что титулом королевы, а даже привилегией «жить в отдельных покоях и ничего не делать», она всё время трудилась ради своего короля. Он вывел для себя формулу «отказываться от лишнего» ради государственных интересов. Но какое-то глубинное знание, известное двоим, было дороже короны.

Во всех обзорах по «Алым сердцам» прекрасной актрисе У Хи Джин уделяется не так уж и много внимания. В фильме прямо проводят параллель между ней и глав.героиней. Но это не так. Глав.героине до неё далеко. Она играла в ещё более стеснённых условиях – та же «форма одежды», та же скованность этикетом и, кроме того, меньше эфирного времени. Но сумела показать женщину хоть и сдержанную, но страстную, способную ради любви на многое. Её взгляд говорит красноречивее слов, в нём – ум, понимание и чувство собственного достоинства, а редкие минуты, когда дама О теряет свою знаменитую выдержку и проявляет эмоции, показывают её горячее и ранимое сердце, скрытое за бронёй безупречных манер.

И король тоже знает, кто на самом деле ему нужен посреди всех этих жен, наложниц, купален и политических интриг. Это – его островок спокойствия, человек, с которым он снова – прежний полководец Ван Гон.

Она не удалилась пестовать свои воспоминания, а предпочла поддерживать реального Тэджо. Это её выбор – быть рядом, и никто за это время не подсыпал королю яд в ванну или чай. Пострадала сама дама О – она многое положила на алтарь любви. Но то, что для неё являлось алтарём, и для её избранника стало драгоценностью. Только рядом с ней король забывал, что он король. Не случайно во время их последнего разговора, когда она фактически прощается, он спрашивает: «Ты бросаешь меня?» Обращается к ней, как ребёнок ко взрослому, как будто она вольна в выборе – уходить или не уходить. У него – вопрос потерявшегося в темноте, у неё – терпеливые слова утешения и разумные доводы. Хотя это она – всего лишь начальница над служанками, а он – король. Но кто на кого опирался, очевидно. Да, «незначимую жизнь» не жалко отдать за «значимую». И вот сидит перед ним самая значимая для него «незначимая жизнь» и прощается навсегда.

Это стало для него потрясением. Неудивительно, что он ушёл через год после своей возлюбленной, туда, где солнце, цветы, поля, ни казней, ни болезней, ни короны, и где ждёт его любимая травница. Почему-то сценаристы подарили встречу «за чертой» только этой паре – взрослой, зрелой, понимающей, что не всё в мире подвластно королевскому указу.

Смерть ради любви

Мой  добрый  принц,  в  чем  причина  вашего  расстройства?  Вы же сами
заграждаете дверь своей свободе, отстраняя вашего друга от ваших печалей (с)
Мой добрый принц, в чем причина вашего расстройства? Вы же сами заграждаете дверь своей свободе, отстраняя вашего друга от ваших печалей (с)

Догнал ли десятый принц Ын своего «медвежонка», как собирался? Многим нравится именно эта пара – ребяческая и мудрая не по годам, трагическая и смешная, искренняя в чувствах, которые пробудились далеко не сразу.

Пак Сун Док – дочь генерала, девушка-воин и охотница на медведей. Принц Ын – самый младший и балованный отпрыск многодетного короля Тэджо. Брак – по решению отцов. Этого брака желает невеста, воинственная и влюбленная, и не желает жених, который думает, что любит Хе Су. Но первая влюблённость – не всегда к счастью: обстоятельства заставляют повзрослеть, он взрослеет – и женится. И Сун Док сразу принимает эти отношения: он – муж, ему виднее, она – жена и должна слушаться. Но нервов своей жене из-за своей влюблённости он намотал изрядно. Понимая, откуда дует ветер, Сун Док даже в сердцах заявляет Хе Су, решившей её поучать: мол, либо иди второй женой и утешай его, либо не лезь в нашу семью.

Но постепенно Ын понимает, насколько глубоко она любит, как заботится, и не может остаться равнодушным. Правда, в трудную минуту инерция всё равно приведёт его к порогу Хе Су, а жена послушается. И это будет стоить ему и ей жизни. Но перед уходом он поймёт главное: «Она – это всё, что есть у меня, а я – всё, что есть у неё». И не отпустит её «туда» одну. Не сам, конечно – братец, третий король, подсобит чем может. Хотя мы видим, что жизнь 10-го принца выпало прервать 4-му, но одна моя мудрая подруга назвала это «ударом милосердия» и не осудила. Ына подтолкнули к краю другие люди. Но важнее то, что он успел сделать правильный выбор.

Из жалости я должен быть жесток; Плох первый шаг, но худший недалек (с)
Из жалости я должен быть жесток; Плох первый шаг, но худший недалек (с)

Даму О убила болезнь и желание защитить Хе Су. Принц Ын попадает в ловушку и делает выбор остаться рядом со своей женой. А вот У Хи – наследница павшего государства Пэкче и воинственная кисен –добровольно шагает со стены. Чувства 13-го принца Бэк А к ней светлы и искренни, эта любовь пришла к нему как награда вслед за утратой другой возлюбленной, которую он любил «издалека». У Хи отвечает ему взаимностью. Но у неё слишком много «скелетов в шкафу». Тут и участие в заговорах, и шпионаж, и подрывная деятельность среди соотечественников. Но вот она полюбила, причём её возлюбленный – тоже наследник проигравшей стороны, государства Силлы. Но У Хи не может, как он, вписаться в мирную жизнь. А тут ещё это восстание… И она решается. Я считаю, что эта жизнь оборвалась из-за всего сразу: попытка пресечь дальнейшие восстания, защитить Бэк А от войны и от собственного прошлого. Но он обвинил брата – четвёртого короля, хотя фундамент для происходящего заложили другие короли, и от столкновения политики с любовью в очередной раз проиграла любовь.

Сердце и разум

Вот, Гамлет, мой платок; лоб оботри; За твой успех пьет королева, Гамлет (с)
Вот, Гамлет, мой платок; лоб оботри; За твой успех пьет королева, Гамлет (с)

Нет, мы здесь не о выгодных браках. Хотя и о них тоже. Но это другой расчёт: разум чувства – «умное сердце», помогающее объединиться с любимым и действовать в его интересах.

Любовь не спасает от смерти, но она оправдывает жизнь. Чувства Мюнхи, жены 8 принца Ван Ука – и бескорыстные, и партнёрские, и рассудочные. Все ее действия – в пользу избранника. Она заботится о нём, его статусе, душевном благополучии, здоровом сне. Ей хочется, чтобы он расправил крылья и парил свободно и уверенно, достигая желанных целей. Но к себе она излишне строга: не сумела подарить ему наследника, да вот ещё и заболела. А хочется любви. Но отклика ей дождаться так и не было суждено.

Что заставило её усиленно подталкивать Ван Ука к браку с «младшей кузиной». Только лишь то, что она желала счастья мужу? Разумная женщина с чувством собственного достоинства, знатная дама из могущественного клана? Потом этот клан из-за поведения «младшей кузины» свое могущество растеряет. Но в начале истории – совершенно другая расстановка сил. Мюнхи – настоящая жена политика. Как бы ей ни было больно от вида этой парочки (а ей было больно), она понимала, что с её уходом и связь кланов Ван и Хе будет разорвана. А она желает и в будущем поддерживать своего принца и подталкивает Ван Ука и Хе Су к браку.

Спойлер: не сделали. Как назло, после ухода Мюнхи на Ука снисходит просветление: «Я думал, что она удобная, а она была любимая». Неизвестно, что хуже: то, что она не стала слушать его «спасительную ложь» в последние минуты земной жизни, или то, что его спасительная ложь оказалась правдой, которая теперь убивает, потому что не с кем ею поделиться?

Он мучается от позднего зажигания и не обращает внимания на то, что в его доме живёт взрослая девица без сопровождения старшей родственницы. Таким образом, и Хе Су не даёт должной защиты, которую может обеспечить выгодный брак. Мог бы жениться ещё при жизни Мюнхи – он совершенно не постеснялся ей сказать, что «Хе Су делает его счастливым». Мог бы действовать более прямо, чем поздние визиты, стихи-признания, прятки и стесняшки. Но «действовать прямо» – это не про Ука. В результате активизировались корыстные дядюшки-свахи, и это привело к череде печальных последствий, разрушивших всё, что Мюнхи для них создала.

Платон мне друг, но женщина дороже

Сударыня, могу я прилечь к вам на колени? (с)
Сударыня, могу я прилечь к вам на колени? (с)

«Платоническую любовь», основанную на духовном родстве, «любовь ради любви», здесь испытывает один человек – конечно же, художник Бэк А, натура возвышенная и утончённая. Если бы его семья была более могущественной, он бы поборолся за любовь в другой «весовой категории». Но пришлось уступить – и обстоятельствам, и чувствам самой Мюнхи, не скрывающей своей любви к мужу – Ван Уку. Поэтому Бэк А делает то, что ему дозволено: дарит ей свои рисунки и музыку, бережёт её покой и репутацию, ведёт себя безупречно вежливо. Характерно, что вслед за такой любовью приходит чувство вполне вещественное, которое можно обнять – к принцессе У Хи, но об этом мы уже говорили…

Это,  конечно,  глупости; но это словно какое-то предчувствие, которое,
быть может, женщину и смутило бы (с)
Это, конечно, глупости; но это словно какое-то предчувствие, которое, быть может, женщину и смутило бы (с)

Можно было бы считать духовным родством и чувства Чжона к Хе Су, ему досталась в этих отношениях только её заколка придворной дамы. Но она столько раз пыталась засунуть его голову в петлю братской войны, вызывая во дворец из ссылки, что впору было бы говорить о жертве, если бы Ван Со был тиран. Но Ван Со не тиран, а Чжон рад рискнуть ради неё. Она же смотрит на него, как на дитё в песочнице, изредка отвлекаясь от видений. Он устраивает ей жильё, заботится о её ребёнке и даже передаёт её письма во дворец. «Ты хочешь рассказать ему о ребёнке?» - тревожится Чжон. Хе Су, по своей привычке, отмалчивается, так как не знает, чего хочет. Но он рад оказывать ей заботу и покровительство в качестве ненастоящего, но мужа.

Безумная любовь

Ни бурный стон стесненного дыханья, Нет, ни очей поток многообильный, Ни горем удрученные черты И все обличья, виды, знаки скорби Не выразят меня (с)
Ни бурный стон стесненного дыханья, Нет, ни очей поток многообильный, Ни горем удрученные черты И все обличья, виды, знаки скорби Не выразят меня (с)

Мания – любовь-одержимость, которую древние греки называли «безумием богов» и считали скорее наказанием, чем благословением. Таковы неуёмные и неудержимые чувства королевы Ю к своему супругу. Актриса Пак Чи Ён тут совершенно огненная. В отличие от дамы О, муж-король её вполне устраивает. Но она против методов, которыми он это делает. Она не склонна молча наблюдать, как он берёт себе всё новых и новых жён. Правда, это был бы не король, если бы позволял женщинам управлять собой… Дама О даже не пытается. Королева Ю не оставляет попыток. Она ревнует его не только к жёнам, но и к собственному ребёнку, она ненавидит всё, что он любит, если это не она сама. Она бросается в заговоры, чтобы доказать королю, что лучший наследник – выбранный ею. «Домивон, Домивон – от них одни неприятности!» – кричит она в гневе, когда даже воля небес против неё.

При этом у неё есть всё, и власть, и богатство. В этом мире, где всё решает выбор мужчин – отличный результат. Первая королева нескончаемого «гарема» Тэджо и королева-мать – её царственные амбиции удовлетворены. Прямые преступления сходят с рук, вседозволенность и безнаказанность. Потому что, как бы ни гневался король, её жизнь «важна». Она избавилась от главной соперницы и посадила на трон любимого сына. Но над сердцем короля она не имеет власти, и это сводит с ума своевольную королеву. И против звёзд ничего не может поделать: один её любимец не вынес тяжести короны, а другой на трон даже не поднялся, и всё досталось тому, кого она не хотела видеть на троне. Королева уходит разочарованная: всё пошло не так, как она хотела. А ведь она боролась, а не плыла по течению. И всё – зря.

Любовь и преступление

Убийство, хоть и немо, говорит Чудесным языком (с)
Убийство, хоть и немо, говорит Чудесным языком (с)

И душу мне не раздирай,

Когда молчать необходимо.

Умри, как верный самурай,

Не переживший господина… (с)

Ещё один человек, способный ради любви на преступление – служанка Чхе Рён. Но, в отличие от королевы, она бьётся не за свои выгоды, а за чужие. Ей в этой борьбе ничего не достанется, она знает об этом, но не может отказать любимому принцу, даже когда то, чего он хочет – преступно.

Чхе Рён – служанка. Казалось бы – кому нужны служаночьи переживания? Если, разумеется, это не Хе Су. Впрочем, если посмотреть на Чхе Рён, Хе Су и О Су Ён, то в этом фильме любовь служанок значит не меньше, чем любовь королев – она влияет на политику и вектор развития целого государства. Поэтому не будем сбрасывать со счетов чувства «неважных людей».

Чхе Рён стала для Хе Су проводником в новом мире и подругой. Правда, я не знаю, как можно считать подругой человека, который не может ослушаться твоего приказа, одевает тебя, сушит волосы, и вообще у тебя «на посылках». Какие-то отношения в одни ворота, которые свободный человек с психологией XXI века называет дружбой. Впрочем, дальнейший ход событий «подруг» немножко уравнял и сделал обеих служанками. Чхе Рён даже по-своему заботится о Хе Су, будучи ещё в доме Ука – узнав, что хозяйку обвиняют в покушении на принца и хотят казнить, а Ук ее спасать не собирается, она валится в ноги принцам и просит помочь её «агасси».

Что не помешало ей подставить «подругу и сестрёнку» с ртутными ваннами. Возможно, она и сама не ожидала такого: сказали отнеси – отнесла. «И грянул гром»: на троне сменился король, Хе Су снова стала обвиняемой в отравлении, а у короля Чонджона появился рычаг давления на Ван Со. И всё это – из-за чувств одной маленькой служанки.

Но постепенно жизнь налаживается, король на троне сменяется снова и обещает Чхе Рён свободу. Надо сказать, что Хе Су только на первый взгляд кажется типичной «попаданкой». Обычно в наших понятиях это современный прогрессивный человек, глазами которого мы «видим» непонятные нам древние века и другие миры. Но здесь получается с точностью до наоборот: ее взгляд замутнён иллюзиями, в этом смысле она скорее дремуча, чем прогрессивна, её водят за нос служанки. И там, где человек с современной психологией постарался бы дать подруге свободу, Хе Су идёт и просит короля оставить Чхе Рён с ней – компаньонкой. Да, просила об этом Чхе Рён, но характерно, что Хе Су даже не уговаривает её покинуть «это ужасное место – дворец», взять своё жалованье и идти к семье.

Когда всё выясняется – уже поздно. Но, что важно, Чхе Рён никого не предавала, даже её – потому что никогда не была ей предана. Она изначально была человеком 9 принца Ван Вона, который, видя это, вертел ею, как хотел. И она делала – ведь этого хотел любимый принц, и все механизмы морали и самосохранения отключались напрочь. Она была «агентом» в доме Ука, затем – «двойным агентом» в Домивоне. Её слова из прощального письма «я ни о чём не жалею», думаю, не относятся к смертям принцев. Скорее они относятся к тому, что она всё время слепо выполняла распоряжения любимого человека, лишь бы он был доволен. Эх, эту бы преданность – да в мирных целях… Или если бы Ван Вон хотел хорошего.

О, мой принц, если моя преданность слишком смела, то это моя любовь так
неучтива (с)
О, мой принц, если моя преданность слишком смела, то это моя любовь так неучтива (с)

Хе Су наговорила и сделала много глупостей, но в одном оказалась права (вернее, это сценаристы прописали ей правильную реплику): «Она просто любила». Интересно, ёкнуло ли у неё самой, что можно любить вот так – слепо и преданно, не интригуя, не пряча от любимого мысли и информацию, не играя «втёмную» против него? Скорее всего, нет. Характерно, что, жалея Чхе Рён и придавая значение её любви, сама Хе Су поступает ровно наоборот – играет против своего короля: сначала по незнанию, уговаривая его оставить во дворце «засланного казачка», затем – сознательно, не принимая его решения относительно «влюблённой отравительницы». А если бы Чхе Рён и ему что-нибудь подсыпала? Хе Су говорила бы – нет, это ни в коем случае не ты, я тебе верю? Поэтому её поставили в известность «постфактум». Масштабы её самодеятельности Ван Со уже примерно представлял.

А что же Ван Вон? Нам показывают, как его лицо на мгновение омрачилось, когда он услышал от Хе Су о смерти Чхе Рён. Но он тут же делает свой самый гадский вид и говорит: ну и что? Мы видим кадры из прошлого – воспоминания его и Чхе Рён, как он позаботился о ней, маленькой и голодной, как потом учил письму, как она любуется им спящим. Много ли надо для преданности на всю жизнь? В случае Чхе Рён – немного.

Если Чхе Рён можно назвать самураем этой дорамы, то Бэк А – безусловно, Купидоном. Он разбирается во всех хитросплетениях сердец и присутствует при всех событиях. Неудивительно, что именно он отдаёт Ван Вону последнее послание Чхе Рён, написанное кровью. Слёзы раскаяния 9 принца перед уходом подсвечивают всю его предыдущую роль, прошедшую в тени интригующих братьев: одной последней сценой актёры, сыгравшие Ван Ё и Ван Вона, если не оправдывают, то, во всяком случае, показывают своих героев страдающими и ошибающимися людьми. Людьми, которым не чуждо ничто человеческое, в том числе и запоздалое понимание девичьих чувств.

***

О том, что делает и какому из «видов» любви относится главная пара, точнее, «любовный четырехугольник» - Ван Со, Ван Ук, Енхва и Хе Су – в следующей серии.

Вторая часть

#алыесердцакорё #актёрыироли #дорамыкореи #фильмы #сагык #историческийсериал