Автор Натико
Любовь… Как много в этом слове… А и в самом деле – насколько много? Древние греки разделяли любовь на «виды»: семейную, дружескую, романтическую, жертвенную и три «производных», сочетающих черты нескольких «видов». Всего – семь. «Восторженная, пылкая влюбленность… Любовь-поклонение… Любовь-игра, любовь-состязание… Любовь-нежность… Любовь-дружба… Духовное притяжение, уважение и принятие… Мания – «безумие богов»… Бескорыстная любовь… Рациональная, рассудочная любовь «по расчёту»… И это далеко не всё.
Уж поскольку в фильме «Алые сердца Корё» упоминаются названия созвездий, восходящих к античности, почему бы не обратиться и к древнегреческому толкованию любви и посмотреть, до чего там договорились шкодники-греки? Дело в том, что в «Алых» сразу несколько параллельных любовных линий. И за каждой парой (или соло) – свой «вид». И где-то среди всех этих «видов» есть ли та самая, вечная?
Любовь сильнее смерти
Такая любовь в кино – у короля Тэджо и его любимой наложницы О Су Ён. Любовь жертвенная и «не требующая своего». Она никогда не пользовалась не то что титулом королевы, а даже привилегией «жить в отдельных покоях и ничего не делать», она всё время трудилась ради своего короля. Он вывел для себя формулу «отказываться от лишнего» ради государственных интересов. Но какое-то глубинное знание, известное двоим, было дороже короны.
Во всех обзорах по «Алым сердцам» прекрасной актрисе У Хи Джин уделяется не так уж и много внимания. В фильме прямо проводят параллель между ней и глав.героиней. Но это не так. Глав.героине до неё далеко. Она играла в ещё более стеснённых условиях – та же «форма одежды», та же скованность этикетом и, кроме того, меньше эфирного времени. Но сумела показать женщину хоть и сдержанную, но страстную, способную ради любви на многое. Её взгляд говорит красноречивее слов, в нём – ум, понимание и чувство собственного достоинства, а редкие минуты, когда дама О теряет свою знаменитую выдержку и проявляет эмоции, показывают её горячее и ранимое сердце, скрытое за бронёй безупречных манер.
И король тоже знает, кто на самом деле ему нужен посреди всех этих жен, наложниц, купален и политических интриг. Это – его островок спокойствия, человек, с которым он снова – прежний полководец Ван Гон.
Она не удалилась пестовать свои воспоминания, а предпочла поддерживать реального Тэджо. Это её выбор – быть рядом, и никто за это время не подсыпал королю яд в ванну или чай. Пострадала сама дама О – она многое положила на алтарь любви. Но то, что для неё являлось алтарём, и для её избранника стало драгоценностью. Только рядом с ней король забывал, что он король. Не случайно во время их последнего разговора, когда она фактически прощается, он спрашивает: «Ты бросаешь меня?» Обращается к ней, как ребёнок ко взрослому, как будто она вольна в выборе – уходить или не уходить. У него – вопрос потерявшегося в темноте, у неё – терпеливые слова утешения и разумные доводы. Хотя это она – всего лишь начальница над служанками, а он – король. Но кто на кого опирался, очевидно. Да, «незначимую жизнь» не жалко отдать за «значимую». И вот сидит перед ним самая значимая для него «незначимая жизнь» и прощается навсегда.
Это стало для него потрясением. Неудивительно, что он ушёл через год после своей возлюбленной, туда, где солнце, цветы, поля, ни казней, ни болезней, ни короны, и где ждёт его любимая травница. Почему-то сценаристы подарили встречу «за чертой» только этой паре – взрослой, зрелой, понимающей, что не всё в мире подвластно королевскому указу.
Смерть ради любви
Догнал ли десятый принц Ын своего «медвежонка», как собирался? Многим нравится именно эта пара – ребяческая и мудрая не по годам, трагическая и смешная, искренняя в чувствах, которые пробудились далеко не сразу.
Пак Сун Док – дочь генерала, девушка-воин и охотница на медведей. Принц Ын – самый младший и балованный отпрыск многодетного короля Тэджо. Брак – по решению отцов. Этого брака желает невеста, воинственная и влюбленная, и не желает жених, который думает, что любит Хе Су. Но первая влюблённость – не всегда к счастью: обстоятельства заставляют повзрослеть, он взрослеет – и женится. И Сун Док сразу принимает эти отношения: он – муж, ему виднее, она – жена и должна слушаться. Но нервов своей жене из-за своей влюблённости он намотал изрядно. Понимая, откуда дует ветер, Сун Док даже в сердцах заявляет Хе Су, решившей её поучать: мол, либо иди второй женой и утешай его, либо не лезь в нашу семью.
Но постепенно Ын понимает, насколько глубоко она любит, как заботится, и не может остаться равнодушным. Правда, в трудную минуту инерция всё равно приведёт его к порогу Хе Су, а жена послушается. И это будет стоить ему и ей жизни. Но перед уходом он поймёт главное: «Она – это всё, что есть у меня, а я – всё, что есть у неё». И не отпустит её «туда» одну. Не сам, конечно – братец, третий король, подсобит чем может. Хотя мы видим, что жизнь 10-го принца выпало прервать 4-му, но одна моя мудрая подруга назвала это «ударом милосердия» и не осудила. Ына подтолкнули к краю другие люди. Но важнее то, что он успел сделать правильный выбор.
Даму О убила болезнь и желание защитить Хе Су. Принц Ын попадает в ловушку и делает выбор остаться рядом со своей женой. А вот У Хи – наследница павшего государства Пэкче и воинственная кисен –добровольно шагает со стены. Чувства 13-го принца Бэк А к ней светлы и искренни, эта любовь пришла к нему как награда вслед за утратой другой возлюбленной, которую он любил «издалека». У Хи отвечает ему взаимностью. Но у неё слишком много «скелетов в шкафу». Тут и участие в заговорах, и шпионаж, и подрывная деятельность среди соотечественников. Но вот она полюбила, причём её возлюбленный – тоже наследник проигравшей стороны, государства Силлы. Но У Хи не может, как он, вписаться в мирную жизнь. А тут ещё это восстание… И она решается. Я считаю, что эта жизнь оборвалась из-за всего сразу: попытка пресечь дальнейшие восстания, защитить Бэк А от войны и от собственного прошлого. Но он обвинил брата – четвёртого короля, хотя фундамент для происходящего заложили другие короли, и от столкновения политики с любовью в очередной раз проиграла любовь.
Сердце и разум
Нет, мы здесь не о выгодных браках. Хотя и о них тоже. Но это другой расчёт: разум чувства – «умное сердце», помогающее объединиться с любимым и действовать в его интересах.
Любовь не спасает от смерти, но она оправдывает жизнь. Чувства Мюнхи, жены 8 принца Ван Ука – и бескорыстные, и партнёрские, и рассудочные. Все ее действия – в пользу избранника. Она заботится о нём, его статусе, душевном благополучии, здоровом сне. Ей хочется, чтобы он расправил крылья и парил свободно и уверенно, достигая желанных целей. Но к себе она излишне строга: не сумела подарить ему наследника, да вот ещё и заболела. А хочется любви. Но отклика ей дождаться так и не было суждено.
Что заставило её усиленно подталкивать Ван Ука к браку с «младшей кузиной». Только лишь то, что она желала счастья мужу? Разумная женщина с чувством собственного достоинства, знатная дама из могущественного клана? Потом этот клан из-за поведения «младшей кузины» свое могущество растеряет. Но в начале истории – совершенно другая расстановка сил. Мюнхи – настоящая жена политика. Как бы ей ни было больно от вида этой парочки (а ей было больно), она понимала, что с её уходом и связь кланов Ван и Хе будет разорвана. А она желает и в будущем поддерживать своего принца и подталкивает Ван Ука и Хе Су к браку.
Спойлер: не сделали. Как назло, после ухода Мюнхи на Ука снисходит просветление: «Я думал, что она удобная, а она была любимая». Неизвестно, что хуже: то, что она не стала слушать его «спасительную ложь» в последние минуты земной жизни, или то, что его спасительная ложь оказалась правдой, которая теперь убивает, потому что не с кем ею поделиться?
Он мучается от позднего зажигания и не обращает внимания на то, что в его доме живёт взрослая девица без сопровождения старшей родственницы. Таким образом, и Хе Су не даёт должной защиты, которую может обеспечить выгодный брак. Мог бы жениться ещё при жизни Мюнхи – он совершенно не постеснялся ей сказать, что «Хе Су делает его счастливым». Мог бы действовать более прямо, чем поздние визиты, стихи-признания, прятки и стесняшки. Но «действовать прямо» – это не про Ука. В результате активизировались корыстные дядюшки-свахи, и это привело к череде печальных последствий, разрушивших всё, что Мюнхи для них создала.
Платон мне друг, но женщина дороже
«Платоническую любовь», основанную на духовном родстве, «любовь ради любви», здесь испытывает один человек – конечно же, художник Бэк А, натура возвышенная и утончённая. Если бы его семья была более могущественной, он бы поборолся за любовь в другой «весовой категории». Но пришлось уступить – и обстоятельствам, и чувствам самой Мюнхи, не скрывающей своей любви к мужу – Ван Уку. Поэтому Бэк А делает то, что ему дозволено: дарит ей свои рисунки и музыку, бережёт её покой и репутацию, ведёт себя безупречно вежливо. Характерно, что вслед за такой любовью приходит чувство вполне вещественное, которое можно обнять – к принцессе У Хи, но об этом мы уже говорили…
Можно было бы считать духовным родством и чувства Чжона к Хе Су, ему досталась в этих отношениях только её заколка придворной дамы. Но она столько раз пыталась засунуть его голову в петлю братской войны, вызывая во дворец из ссылки, что впору было бы говорить о жертве, если бы Ван Со был тиран. Но Ван Со не тиран, а Чжон рад рискнуть ради неё. Она же смотрит на него, как на дитё в песочнице, изредка отвлекаясь от видений. Он устраивает ей жильё, заботится о её ребёнке и даже передаёт её письма во дворец. «Ты хочешь рассказать ему о ребёнке?» - тревожится Чжон. Хе Су, по своей привычке, отмалчивается, так как не знает, чего хочет. Но он рад оказывать ей заботу и покровительство в качестве ненастоящего, но мужа.
Безумная любовь
Мания – любовь-одержимость, которую древние греки называли «безумием богов» и считали скорее наказанием, чем благословением. Таковы неуёмные и неудержимые чувства королевы Ю к своему супругу. Актриса Пак Чи Ён тут совершенно огненная. В отличие от дамы О, муж-король её вполне устраивает. Но она против методов, которыми он это делает. Она не склонна молча наблюдать, как он берёт себе всё новых и новых жён. Правда, это был бы не король, если бы позволял женщинам управлять собой… Дама О даже не пытается. Королева Ю не оставляет попыток. Она ревнует его не только к жёнам, но и к собственному ребёнку, она ненавидит всё, что он любит, если это не она сама. Она бросается в заговоры, чтобы доказать королю, что лучший наследник – выбранный ею. «Домивон, Домивон – от них одни неприятности!» – кричит она в гневе, когда даже воля небес против неё.
При этом у неё есть всё, и власть, и богатство. В этом мире, где всё решает выбор мужчин – отличный результат. Первая королева нескончаемого «гарема» Тэджо и королева-мать – её царственные амбиции удовлетворены. Прямые преступления сходят с рук, вседозволенность и безнаказанность. Потому что, как бы ни гневался король, её жизнь «важна». Она избавилась от главной соперницы и посадила на трон любимого сына. Но над сердцем короля она не имеет власти, и это сводит с ума своевольную королеву. И против звёзд ничего не может поделать: один её любимец не вынес тяжести короны, а другой на трон даже не поднялся, и всё досталось тому, кого она не хотела видеть на троне. Королева уходит разочарованная: всё пошло не так, как она хотела. А ведь она боролась, а не плыла по течению. И всё – зря.
Любовь и преступление
И душу мне не раздирай,
Когда молчать необходимо.
Умри, как верный самурай,
Не переживший господина… (с)
Ещё один человек, способный ради любви на преступление – служанка Чхе Рён. Но, в отличие от королевы, она бьётся не за свои выгоды, а за чужие. Ей в этой борьбе ничего не достанется, она знает об этом, но не может отказать любимому принцу, даже когда то, чего он хочет – преступно.
Чхе Рён – служанка. Казалось бы – кому нужны служаночьи переживания? Если, разумеется, это не Хе Су. Впрочем, если посмотреть на Чхе Рён, Хе Су и О Су Ён, то в этом фильме любовь служанок значит не меньше, чем любовь королев – она влияет на политику и вектор развития целого государства. Поэтому не будем сбрасывать со счетов чувства «неважных людей».
Чхе Рён стала для Хе Су проводником в новом мире и подругой. Правда, я не знаю, как можно считать подругой человека, который не может ослушаться твоего приказа, одевает тебя, сушит волосы, и вообще у тебя «на посылках». Какие-то отношения в одни ворота, которые свободный человек с психологией XXI века называет дружбой. Впрочем, дальнейший ход событий «подруг» немножко уравнял и сделал обеих служанками. Чхе Рён даже по-своему заботится о Хе Су, будучи ещё в доме Ука – узнав, что хозяйку обвиняют в покушении на принца и хотят казнить, а Ук ее спасать не собирается, она валится в ноги принцам и просит помочь её «агасси».
Что не помешало ей подставить «подругу и сестрёнку» с ртутными ваннами. Возможно, она и сама не ожидала такого: сказали отнеси – отнесла. «И грянул гром»: на троне сменился король, Хе Су снова стала обвиняемой в отравлении, а у короля Чонджона появился рычаг давления на Ван Со. И всё это – из-за чувств одной маленькой служанки.
Но постепенно жизнь налаживается, король на троне сменяется снова и обещает Чхе Рён свободу. Надо сказать, что Хе Су только на первый взгляд кажется типичной «попаданкой». Обычно в наших понятиях это современный прогрессивный человек, глазами которого мы «видим» непонятные нам древние века и другие миры. Но здесь получается с точностью до наоборот: ее взгляд замутнён иллюзиями, в этом смысле она скорее дремуча, чем прогрессивна, её водят за нос служанки. И там, где человек с современной психологией постарался бы дать подруге свободу, Хе Су идёт и просит короля оставить Чхе Рён с ней – компаньонкой. Да, просила об этом Чхе Рён, но характерно, что Хе Су даже не уговаривает её покинуть «это ужасное место – дворец», взять своё жалованье и идти к семье.
Когда всё выясняется – уже поздно. Но, что важно, Чхе Рён никого не предавала, даже её – потому что никогда не была ей предана. Она изначально была человеком 9 принца Ван Вона, который, видя это, вертел ею, как хотел. И она делала – ведь этого хотел любимый принц, и все механизмы морали и самосохранения отключались напрочь. Она была «агентом» в доме Ука, затем – «двойным агентом» в Домивоне. Её слова из прощального письма «я ни о чём не жалею», думаю, не относятся к смертям принцев. Скорее они относятся к тому, что она всё время слепо выполняла распоряжения любимого человека, лишь бы он был доволен. Эх, эту бы преданность – да в мирных целях… Или если бы Ван Вон хотел хорошего.
Хе Су наговорила и сделала много глупостей, но в одном оказалась права (вернее, это сценаристы прописали ей правильную реплику): «Она просто любила». Интересно, ёкнуло ли у неё самой, что можно любить вот так – слепо и преданно, не интригуя, не пряча от любимого мысли и информацию, не играя «втёмную» против него? Скорее всего, нет. Характерно, что, жалея Чхе Рён и придавая значение её любви, сама Хе Су поступает ровно наоборот – играет против своего короля: сначала по незнанию, уговаривая его оставить во дворце «засланного казачка», затем – сознательно, не принимая его решения относительно «влюблённой отравительницы». А если бы Чхе Рён и ему что-нибудь подсыпала? Хе Су говорила бы – нет, это ни в коем случае не ты, я тебе верю? Поэтому её поставили в известность «постфактум». Масштабы её самодеятельности Ван Со уже примерно представлял.
А что же Ван Вон? Нам показывают, как его лицо на мгновение омрачилось, когда он услышал от Хе Су о смерти Чхе Рён. Но он тут же делает свой самый гадский вид и говорит: ну и что? Мы видим кадры из прошлого – воспоминания его и Чхе Рён, как он позаботился о ней, маленькой и голодной, как потом учил письму, как она любуется им спящим. Много ли надо для преданности на всю жизнь? В случае Чхе Рён – немного.
Если Чхе Рён можно назвать самураем этой дорамы, то Бэк А – безусловно, Купидоном. Он разбирается во всех хитросплетениях сердец и присутствует при всех событиях. Неудивительно, что именно он отдаёт Ван Вону последнее послание Чхе Рён, написанное кровью. Слёзы раскаяния 9 принца перед уходом подсвечивают всю его предыдущую роль, прошедшую в тени интригующих братьев: одной последней сценой актёры, сыгравшие Ван Ё и Ван Вона, если не оправдывают, то, во всяком случае, показывают своих героев страдающими и ошибающимися людьми. Людьми, которым не чуждо ничто человеческое, в том числе и запоздалое понимание девичьих чувств.
***
О том, что делает и какому из «видов» любви относится главная пара, точнее, «любовный четырехугольник» - Ван Со, Ван Ук, Енхва и Хе Су – в следующей серии.
Вторая часть
#алыесердцакорё #актёрыироли #дорамыкореи #фильмы #сагык #историческийсериал