Найти в Дзене
Дельные советы

На пути к двухдвигательной версии. Российско-американский проект самолета Ил-96М

Представьте себе: начало 90-х. СССР только что распался, словно огромный пряник, который не поделили. В воздухе витает дух свободы, надежды и… полной неразберихи. В карманах у всех пусто, но в головах идеи грандиознее, чем сиквел Терминатора. И вот в этой атмосфере всеобщего а что, если? Родился один из самых амбициозных и трагикомичных проектов в истории авиации Ил-96М. Это история о том, как советский авиалайнер отправился на американский тюнинг, подружился с западными двигателями и почти покорил мир. История, в которой было всё: и братство инженеров, и политические баталии, и надежда на светлое будущее, которое в итоге упорхнуло, оставив нам лишь красивую идею. Ил-96: Скромный советский труженик Чтобы понять масштаб произошедшего, давайте познакомимся с главным героем. Ил-96 это не просто самолет. Это последний широкофюзеляжный долгожитель советского неба, аристократ с четырехдвигательной установкой и принципами. Летает он надежно, безопасно, с достоинством. Но есть один нюанс…

Автор Игорь Гладников
Автор Игорь Гладников

Представьте себе: начало 90-х. СССР только что распался, словно огромный пряник, который не поделили. В воздухе витает дух свободы, надежды и… полной неразберихи. В карманах у всех пусто, но в головах идеи грандиознее, чем сиквел Терминатора. И вот в этой атмосфере всеобщего а что, если? Родился один из самых амбициозных и трагикомичных проектов в истории авиации Ил-96М.

Это история о том, как советский авиалайнер отправился на американский тюнинг, подружился с западными двигателями и почти покорил мир. История, в которой было всё: и братство инженеров, и политические баталии, и надежда на светлое будущее, которое в итоге упорхнуло, оставив нам лишь красивую идею.

Ил-96: Скромный советский труженик

Чтобы понять масштаб произошедшего, давайте познакомимся с главным героем. Ил-96 это не просто самолет. Это последний широкофюзеляжный долгожитель советского неба, аристократ с четырехдвигательной установкой и принципами. Летает он надежно, безопасно, с достоинством. Но есть один нюанс… точнее, четыре. Четыре двигателя НК-86, а затем ПС-90, которые были прожорливее, чем студент во время сессии.

В эпоху, когда весь мир уже вовсю переходил на экономичные двухдвигательные лайнеры (вспомним Boeing 767 и Airbus A330), наш Ил-96 с его четверкой моторов выглядел этаким ретроградом. Авиакомпании хватались за голову, подсчитывая расход на керосин. Нужно было что-то делать. И решение пришло оттуда, откуда его совсем не ждали.

Давайте его переоденем!: Идея на стыке эпох

В 1992 году ОКБ им. Ильюшина и американская компания Pratt Whitney заключили договор. Идея была на удивление простой и гениальной: взять проверенную, сверхнадежную платформу Ил-96 и провести ей комплексный апгрейд.

Что входило в этот пакет тюнинга?

1. Новые крылья. Не просто новые, а удлиненные! Фюзеляж тоже вытянули, добавив секции. Из скромного лайнера он превращался в долговязого красавца.

2. Сердце из США. Самое главное вместо четырех советских двигателей ПС-90 предлагалось установить два (вы не ослышались, всего два!) американских Pratt Whitney PW2337. Эти моторы были настолько экономичны, что, казалось, просили добавки не в виде топлива, а в виде легкого салата.

3. Бортовое железо. В кабину пилотов приехала современная авионика от Rockwell Collins. Вместо сотен стрелочных приборов многофункциональные дисплеи. Советские пилоты смотрели на это как мы на первый смартфон: вроде бы понятно, но очень непривычно.

4. Интерьер. Салон должны были облагородить по последнему слову техники, чтобы пассажиры летали с комфортом, а не как в легендарной Катюше.

Проект назвали Ил-96МО (Модифицированный, с Отечественными двигателями? Как бы не так! Скорее уж Международный Олигарх). А его версия с американскими моторами получила гордое имя Ил-96М.

Рождение гибрида: Иван Васильевич меняет профессию по-авиационному

Самолет собрали в Воронеже. И вот он, момент истины! Союз советского металла и американской микроэлектроники. Представьте себе эту картину: на заводе стоят ящики с логотипом Pratt Whitney, инженеры из США в чистых комбинезонах что-то объясняют на пальцах нашим специалистам, которые за пять минут понимают то, над чем янки бились полгода.

Первый полет Ил-96М состоялся 6 апреля 1993 года. И он полетел! И летал хорошо. Очень хорошо. По всем параметрам дальность, экономичность, комфорт он на голову превосходил базовую модель. Он даже получил сертификаты типа и в России, и в США (FAA), что было неслыханным успехом.

Казалось, вот он, прорыв! Продукт сотрудничества, который откроет российским самолетам дорогу на мировой рынок. Авиакомпании, в том числе и зарубежные, проявляли живой интерес. Мечтали о покупках аж 20 машин!

Почему же не взлетело? Или пять причин, по которым проект остался на земле

А вот здесь начинается драма, которую мы обернем в легкую иронию, чтобы не плакать.

1. Цена вопроса. Самолет оказался слишком международным. Чтобы не зависеть от санкций и политиков, нужно было локализовать производство. А это снова деньги, время и нервы. А их как раз ни у кого не было.

2. Политика, сэр. Начиналась эпоха, когда западные авиагиганты (Boeing и Airbus) не очень-то хотели видеть нового конкурента, да еще и с таким потенциалом. Пошли разговоры о нечестной конкуренции и господдержке. Звучит знакомо, не правда ли?

3. Кризис, батенька. 1998 год. Дефолт. Рубль падает, авиаперевозки сокращаются. Авиакомпаниям было не до покупки новых лайнеров, пусть и самых лучших. Им бы старые хоть как-то в воздухе удержать.

4. Смена приоритетов. России пришлось делать тяжелый выбор: вкладываться в глубокую модернизацию старого проекта или начинать с чистого листа (что в итоге вылилось в проект МС-21). Выбор пал на второе.

5. Парадокс доверия. Ирония судьбы: западные авиакомпании в глубине души побаивались, что самолет, собранный в России, даже с их двигателями и авионикой, могут не принять пассажиры. Стереотипы страшная сила.

В итоге был построен всего один летный экземпляр Ил-96М и несколько планеров. Уникальный гибрид, мечта о сотрудничестве, долгие годы простоял на заводе в Воронеже, медленно покрываясь пылью забвения.

Наследие мечты: что осталось за кадром

Но не будем заканчивать на грустной ноте! Проект Ил-96М не прошел даром. Многие наработки, технологии и, главное, опыт были использованы в других моделях.

Ил-96-300. Базовая модель получила усовершенствования, появившиеся в проекте М.

Ил-96-400. Это уже дальнейшее развитие идей, заложенных в 90-х, но с отечественными двигателями ПС-90А1 и авионикой.

А что если?..

Ил-96М так и остался прекрасной мечтой, символом эпохи, когда всё казалось возможным. Своеобразным а что если бы Гагарин полетел не на Востоке, а на шаттле?

Он показал, что российские инженеры способны создавать конкурентоспособную технику мирового уровня, когда им дают доступ к современным технологиям и не мешают работать. Это был не просто самолет. Это был мост. Мост между двумя великими авиационными державами, который, увы, так и не был до конца перейден.

А представьте, если бы он пошел в серию? Как бы сейчас выглядел наш авиапарк? Летали бы мы на надежных, экономичных гибридах через океан? Дискуссии об этом могли бы быть жарче, чем споры о вкусе ананасов на пицце!

А как вы думаете, был ли у проекта реальный шанс? Или его судьба была предопределена? Делитесь своим мнением в комментариях! Давайте поспорим, это же интересно!