Сборная Абхазии 7 сентября играет с футбольным клубом «Чертаново» в Медиалиге. Футболисты буквально запрыгнули в движущийся на всём ходу поезд. Но абхазским спортсменам не привыкать к такой экстренности. Футбол в новой Абхазии так и рождался прямо на бегу.
Постоянный автор @wargonzo Марианна Котова разузнала, как формировались первые футбольные команды после грузино-абхазской войны.
Весна 1994-го. Полгода как в Абхазии закончилась война с Грузией. Жизнь налаживается, и поэтому вместо вопроса как выжить встаёт проблема, как построить свою страну. Вояки возвращаются к своим мирным профессиям. Рафаэль Ампар и Шамиль Адзынба, несмотря на недавние ранения, начинают собирать городскую команду из всех желающих для игры в мини-футбол. Футболист с образованием и стажем игры в сухумском Динамо Рафаэль Ампар становится тренером первой футбольной команды независимой Абхазии.
«Чтобы быстрее вернуться к мирной жизни, нужно было заняться чем-то очень мирным, тем, что обычно делают, когда нет никаких проблем, и конечно это спорт»,
– рассказывает Ампар.
Свидетелем одной из тренировок стал Владислав Ардзинба, глава республики. По словам Рафаэля Ампара, он очень удивился, когда увидел бывшего танкиста с футбольным мячом в окружении подростков. Но поддержал идею возрождения спорта буквально в то же мгновение.
«Я ему рассказал, что у нас в планах провести чемпионат Абхазии по футболу, и Владислав очень позитивно отреагировал. Сказал, мол это очень похвально, что вы хотите переключиться на мирную жизнь буквально через несколько месяцев после окончания войны. И спросил, чем он может нам помочь»,
– рассказал Ампар.
Так экипировку, мячи и сетки первой сухумской команде профинансировал Владислав Ардзинба.
«Давая мне деньги, он говорил: вот я тебя прошу, вот эти деньги, ты знаешь, что лучше всего приобрести, поезжай куда считаешь нужным и купи все, что нужно»,
– рассказывает Ампар.
Ведь в то время даже простая еда была на вес золота, люди получали зарплату хлебом, который не всегда просто было достать. Трата на спорт могла показаться ненужным расточительством. Однако президент Ардзинба понимал, что потратить деньги на спорт было нужно, чтобы показать, – страна переходит из режима выживания в стадию развития.
В первом чемпионате Абхазии приняло участие 12 команд. По словам Ампара тогда хорошо сработал комитет по спорту и главы администраций городов и районов.
«Конечно, все команды были собраны на бегу и качество игры понимаете сами какое было, но сам факт того, что через полгода после войны мы собрали целый чемпионат говорил о том, что страна живет и будет жить»,
– рассказал Ампар.
Сегодня ощущение развития дает возможность абхазским футболистам играть с российскими командами. А учитывая, что это медиалига, то есть все матчи идут при мощном информационном сопровождении, это ещё и огромная возможность рассказать вообще об Абхазии. Большая Россия знает о нас не всё, и очень многое в совершенно искаженном виде. Спорт может исправить это.