Уильям Моррис. Поэт, художник, дизайнер, социалист… и, да, пусть и не совсем мебельный магнат, но человек, чьи идеи оказали огромное влияние на мебельное искусство! Забудьте на минутку скучные каталоги IKEA и представьте себе человека, который мечтал преобразить мир через красоту каждого предмета, от обоев до табуретки. Готовы окунуться в эту историю, полную искусства, ремесла и борьбы с проклятыми машинами?
Викторианская Англия. Эпоха промышленной революции, когда заводы дымят, города растут как на дрожжах, а качество жизни (и мебели) стремительно падает. Именно в это время на сцену выходит Уильям Моррис, разочарованный машинным производством и стремящийся возродить ручное искусство. Он был, знаете ли, эдаким "эко-активистом" своего времени, только вместо пластика он боролся с бездушными станками.
Что вдохновляло Морриса? Природа, конечно! Он обожал рассматривать цветочки, листочки, травинки и превращать их в узоры для обоев и тканей. Еще его вдохновляло средневековое искусство, с его простотой, честностью и вниманием к деталям. Он был уверен, что каждый предмет в доме должен быть не просто функциональным, но и красивым, радующим глаз.
В 1861 году (совместно с друзьями-художниками) Моррис основывает компанию "Morris, Marshall, Faulkner & Co.", которая занималась производством всего, что связано с оформлением интерьера: мебель, обои, ткани, витражи, ковры и даже вышивка. Это была, по сути, такая "лавка чудес", где рождалась красота ручной работы.
Моррис не делал мебель сам, своими руками (у него, знаете ли, были другие дела). Но он разрабатывал дизайн и руководил производством, требуя от мастеров высочайшего качества. Так что же выходило из-под крыла "Morris & Co."?
"Sussex Chair": Простой, но элегантный стул, ставший символом движения "Искусства и ремесла" (Arts and Crafts). Сделанный из бука и ротанга, он был удобным, прочным и, главное, красивым. Моррис считал, что такая мебель должна быть в каждом доме, чтобы люди могли сидеть с достоинством и размышлять о прекрасном.
Обои с растительными узорами: Пожалуй, самое известное наследие Морриса. Замысловатые узоры из листьев, цветов и ягод, выполненные в приглушенных тонах, создавали атмосферу уюта и гармонии. Кстати, говорят, что Моррис сам часами ползал по саду, изучая растения, чтобы потом перенести их на бумагу.
Ткани с ручной вышивкой: Моррис был убежден, что самая красивая ткань – это та, что сделана руками. Поэтому в его мастерской трудились талантливые вышивальщицы, создававшие настоящие произведения искусства. Представляете, сколько терпения нужно было, чтобы вышить, например, целого павлина на подушке?
В жизни Морриса было место не только красоте и гармонии, но и противоречиям. Он был социалистом, но его изделия были слишком дорогими для простых рабочих. Он критиковал машинное производство, но при этом использовал некоторые машины в своей мастерской (хотя и неохотно). И да, говорят, что он был довольно вспыльчивым человеком, так что его работникам тоже приходилось несладко.
Уильям Моррис не стал мебельным магнатом в привычном понимании этого слова. Он был скорее пророком, призывавшим к возвращению к ручному труду и красоте в повседневной жизни. Его идеи оказали огромное влияние на развитие дизайна и, несмотря на все противоречия, его наследие до сих пор вдохновляет нас создавать вещи, которые не только функциональны, но и прекрасны.