За многовековое свое существование Москва поглотила несколько сот деревень, сел и даже небольших городов, которые вошли в современные ее границы. Сейчас на их месте стоят новые московские кварталы, а о существовании прежних населенных пунктов напоминают лишь названия отдельных районов, улиц и площадей.
Что же было в Таганском районе?
История места, где сейчас находится Таганский район, началась задолго до появления слобод. Кстати тут, на левом берегу реки Москвы, возле устья Яузы, расположен Таганский холм — один из семи легендарных холмов.
Историки считают, что на этой возвышенности находилось одно из крупнейших домосковских поселений. После основания Москвы через эти территории прошли дороги на Владимир и Коломну, определившие появление двух главных улиц района: Николоямской и Верхней Радищевской. Отдельные склоны Таганского холма имели собственные названия: Лыщикова гора, Вшивая горка, Красный холм, Крутицы.
Крутицы были заселены еще в 9-11 веках, а в 1262 году здесь был основан мужской монастырь и подворье, сохранившееся до сих пор.
В 1357 году на территории района основали Андроников монастырь. Тут, в этом монастыре, находится древнейший из сохранившихся московских храмов — Спасский собор (постройка 1420-х гг.), расписанный Андреем Рублевым.
В 1490 году вблизи Крутиц основывают еще один монастырь — Новоспасский.
В 15-16 веках территория будущей Таганки называется Заяузьем. Именно с тех времен территория начала активно заселяться. Сюда перенесли слободы ремесленников, работавших с огнем: гончаров и кузнецов. А еще тут появились великокняжеские и боярские сёла.
В то время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом с единственными воротами — Таганскими. За воротами, на будущей Таганской площади начал складываться один из крупнейших городских рынков. Перед воротами тоже строилось множество лавок.
К середине 17 века на территории района сложилась целая система слобод, а плотность населения стала одной из самых высоких в Москве. Тут существовали Стрелецкая, Иноземная, Кошельная, Котельническая, Тетеринская, Черная, Семеновская, Алексеевская слободы, слобода серебряников и, конечно же, Рогожская слобода.
Слободы Таганского района Москвы
Болвановская слобода
Болвановская слобода располагалась поблизости от церкви Николая Чудотворца (Верхняя Радищевская улица, 20). Здесь жили мастера, которые делали болванки из дерева. Такие болванки использовались для придания формы мужским головным уборам. Но это всего лишь одна из версий. Есть и другая версия: “болванами” называли войлочные изображения ханов Золотой Орды. Московские князья давали им присягу перед татаро-монгольскими послами. В этих местах заканчивалась дорога, шедшая в Москву из Рязани и Орды, и именно здесь перед въездом в столицу останавливались восточные купцы, выплачивавшие тут необходимые таможенные и другие пошлины. Подтверждением этого является то, что летописью еще под 1380 г. упоминается проходившая здесь Болвановская дорога.
Певческая слобода
В районе улицы Солянка раньше находилась Певческая слобода. Сейчас от неё остался лишь небольшой одноимённый переулок, что ведёт на Хитровскую площадь. В этой слободе жили патриаршие певчие (люди исполняющие церковные песнопения в основном в храмах). Эти певчие частенько работали при царском дворе, лично для патриарха или же вовсе – по заказу частных высокопоставленных лиц. За свой труд певчие получали не только денежное вознаграждение (оно делилось на всех), но и продукты. Кроме этого, певчие получали и другие доходы — деньги славленые, служебные, пошлинные, милостынные и наградные за отдельные богослужения.
Стрелецкая слобода
К древнейшему поселению района Таганки можно отнести село Воронцово, которое находилось на правом берегу Яузы, рядом с ее устьем. Сейчас о том селе напоминает только название московской улицы - Воронцово поле. По предположению И.Е. Забелина, оно обязано своим происхождением роду московских бояр Воронцовых, которым и принадлежало на рубеже XIV—XV вв. Позднее оно оказалось у Андроникова монастыря. Во второй половине XV в. эти земли у обители выменял великий князь Иван III, приступивший к созданию здесь одной из своих пригородных великокняжеских резиденций. В 1504 г. он завещал своему сыну Василию среди прочих и «селцо Воронцовское на Яузе, где мой двор». Этот загородный двор упоминается и позднее, когда в 1515 г. Василий III, «приехав в Москву, летовал в Воронцове на своем дворе». Он же приказал приезжему архитектору Алевизу Фрязину возвести в селе одну из первых каменных в Москве Благовещенскую церковь, здание которой, хотя и с многими переделками, уцелело до сих пор. Впоследствии она была более известна по своему приделу во имя пророка Ильи.
По соседству с Воронцовом уже в XIV в. располагался небольшой Лыщиков монастырь, в котором, по преданию, впрочем не подтвержденному документально, принял постриг брат знаменитого Сергия Радонежского Стефан. Он упоминается в завещаниях Ивана III и его внука Ивана IV, а о его местоположении можно судить по современному Лыщикову переулку.
Если в XIV—XV вв. земли вблизи Яузы представляли собой обширное княжеское владение, то в XVI в. ситуация здесь меняется. Воронцово превращается в одну из многочисленных московских слобод, в которой жили стрельцы – стрелецкую слободу.
В конце XVII в. этот район уже считается землей стрелецкого полка приказа Степана Стрекалова. В XVII в. она насчитывала 135 дворов. Помимо стрельцов полка Стрекалова здесь известна и другая стрелецкая слобода, о существовании которой напоминает Николоворобинский переулок, получивший свое название от фамилии стрелецкого полковника Данилы Воробина, чей полк был поселен здесь, и приходской церкви Николая Чудотворца его стрельцов. Здешний деревянный храм документально известен с 1625 г. В 1688 г. он сгорел, но спустя два года начал строиться вновь, уже в камне, «на пожалованные из государевой казны для рождения царевича Алексея Петровича и за многие службы» стрельцам 550 рублей. Освящен храм был в июне 1693 г. и простоял на этом месте вплоть до 1932 г.
Иноземная слобода
Недолгое время в XVII в. здесь также существовала небольшая иноземная слобода, которую населяли, по данным 1638 г., поляки и литовцы. Тогда здесь было 52 двора. Позднее, во второй половине XVII в., здесь появились грузины, которые возвели церковь Грузинской иконы Божьей матери на Воронцовом поле (нынешний переулок Обуха когда-то именовался по ней Кривогрузинским переулком). Но постепенно стрельцы вытеснили отсюда старых жителей за Яузу, где образовалась Новая Воронцовская слобода (в районе нынешней одноименной улицы). Основным здесь являлось ремесленное население. Яуза была надежной преградой для пожаров, и тут поселяются ремесленники, деятельность которых так или иначе была связана с необходимостью применения огня.
Серебряническая слобода
Между Яузским бульваром и одноимённой рекой находилась Серебряническая слобода. В память о ней осталось название переулка и набережной. Жили здесь мастера, которые по большей части делали монеты. Однако в их обязанности входило также производство серебряной посуды для царского двора. Кроме того, на московских рынках можно было купить украшения, сделанные обитателями слободы. Интересно, что заказчики не только платили за работу мастеров, но и предоставляли им сам материал – серебро. Часть мастеров получала регулярное «государево» жалованье, часть была вольнонаемной. Крупные серебряные изделия чаще изготовлялись на заказ, а серебряную мелочь — кольца, серьги, нательные кресты — можно было приобрести на рынке. Поскольку своего серебра на Руси практически не было, можно отметить своеобразие расчетов с серебряниками. Мастеру выдавалось серебро, как правило, иностранной монетой, шедшей в передел, в количестве, равном по весу готовым изделиям, и, кроме того, отдельно оплачивалась стоимость работы.
Кошельная слобода
На Яузской улице, находилась Кошельная слобода. Некоторые исследователи считают, что здесь проживали люди, которые изготавливали кошельки. Однако другие историки полагают, что название связано с рыбалкой. То есть с мешками, в которых перевозили свежий улов. Их называли “кошелями”.
Котельническая слобода
Недалеко от Кошельной располагалась Котельническая слобода. Там жили котельники, то есть мастера производящие металлическую посуду. В отличие от кузнецов, вырабатывавших железные изделия, котельники работали с медью и оловом. Из их мастерских выходили предметы домашнего обихода: котлы «медные поваренные», блюда оловянные, а также всевозможная церковная утварь — кадила, паникадила и тому подобное. Так как месторождений своей меди в средневековой Руси не было, сырьем для котельников обычно служил медный лом.
Кузнецкая слобода
Здесь же была известная Кузнецкая слобода ведомства Оружейной палаты. Ее центром являлась церковь Космы и Дамиана «в Старых кузнецах». Поселение кузнецов впоследствии было перенесено в Замоскворечье, где образовалась Новая Кузнецкая слобода.
Таганская слобода
Была на территории района и слобода, которой он обязан своим названием, – Таганская. Она располагалась между Садовым и Бульварным кольцом. Её жители прославились изготовлением подставок для походных котлов на трёх ножках. Это приспособление получило название “таган”. От него произошло наименование слободы, затем района.
Также внутри Садового кольца располагались еще три слободы – Кузнецкая, Гончарная и Тетеринская слободы.
Гончарная слобода
Целый пласт названий, связанных с гончарами (Гончарные набережная, улица, проезд, два переулка), напоминают о существовавшей здесь в XVII в. Гончарной слободе. Ее главным храмом была церковь Воскресения Христова, «что в Гончарах». Она была восстановлена после Смуты около 1619 г., к 1649 г. ее перестроили в камне, а слобожане украсили изготовленными ими же изразцами. Рельефы изразцов содержали сюжетные композиции на тему обороны Троице-Сергиева монастыря от поляков. Хотя по существу храм являлся памятником одному из главных событий Смутного времени, он был разрушен в 1932 г. Слобода была одной из самых больших в Москве (в 1679 г. здесь отмечены 89 дворов) и здесь существовал второй приходский храм Успения Богородицы «в Гончарах, в Спасской слободе». По имеющимся данным он возник еще до Смутного времени начала XVII в., но затем довольно долго не восстанавливался и поэтому в 1632 г. был записан как «новоприбылый».
Тетеринская слобода
На месте современного Тетеринского переулка существовала небольшая (в 1632 г. всего 10 дворов) Тетеринская слобода, населенная дворцовыми каменщиками.
Семеновская торговая слобода
Церковь Симеона Столпника за Яузой на Николоямской улице обозначает место обширной Семеновской торговой слободы, получившей название по приходскому храму. По преданию, здешняя церковь была освящена 3 декабря 1600 г. Борисом Годуновым в память о дне своего венчания 1 сентября 1598 г., который пришелся на память этого святого. В 1657 г. этот храм показан каменным. В 1632 г. в слободе было зафиксировано 189 дворов, а к 1653 г. их число достигло 238 дворов.
Рогожская слобода
Слобода находилась между Рогожским валом и улицей Сергия Радонежского. Центральной дорогой поселения считалась современная Школьная улица. Своё название слобода получила по городу Рогожь (сейчас это Ногинск), куда извозчики доставляли государеву почту и некоторые товары. В 1628 г. в ней было 67 дворов, а в 1653 г. уже 142 двора. Центральной улицей слободы считалась 1-я Рогожская (ныне Школьная). По воспоминаниям современников, в первой половине XIX в. она вся сплошь состояла из постоялых дворов, в которых останавливались все обозы, проходившие по Владимирскому и Рязанскому трактам. Слобода, уже включенная в черту города, процветала до тех пор, пока не провели железную дорогу.
Алексеевская слобода
В районе нынешней Николоямской улицы располагалась Алексеевская слобода. Первые сведения о ней относятся к началу XVII в. Это была черная тяглая слобода, названная, вероятно, по церкви во имя св. Алексея, митрополита московского, здание которой стояло на Николоямской улице. Центральными здесь считались две улицы — Большая и Малая Алексеевские, в начале 1920-х годов переименованные в Коммунистические. В 1632 г. в слободе имелось 65 дворов, а в 1651 г. — уже 166 дворов.
***
Земли за Таганской заставой начали заселяться с XVII в., когда сюда переселили слобожан из Воронцовской слободы на Яузе и из Семеновской слободы в начале Таганской и Николоямской улиц. В 1639 г. они образовали Новую Воронцовскую и Семеновскую слободы. После перевода столицы в Петербург многих обитателей этих слобод переселили в начале XVIII в. на берега Невы, и, как следствие этого, здесь начали селиться купцы и мещане, не имевшие отношения к занятиям прежних обитателей этих мест. Во второй половине XVIII в. бывшая черная Семеновская слобода уже именовалась купеческой, а Воронцовская — «слободой разных чинов людей».
Также известным местом в Таганском районе является Крутицкое подворье. Оно расположено у одноимённой набережной. Своим названием обязано монастырю, который возник здесь в начале 14 века. Рядом проходил участок дороги из Золотой Орды в Москву. Сюда приезжали епископы из города Сарай в низовьях Волги, столицы государства татаро-монголов. Там было много пленников разных славянских народов. Правители Орды решили, что лучше всего управлять ими через священнослужителей. Поэтому в Сарай разрешили отправить православного епископа. А поскольку визиты епископа из Сарая в Москву были частыми, князь Даниил ещё в конце 13 столетия выделил кусок земли для строительства подворья. Там и появился впоследствии монастырь.
В начале 18 века, после отмены слободской системы, территорию района в основном заняли купцы и ремесленники. Здесь было несколько больших рынков. Один из них располагался на месте современной Таганской площади. Потом уже в 19 веке здесь даже появились торговые ряды, которые спроектировал известный архитектор Осип Бове. Кстати, сооружение простояло вплоть до 1960-х, когда начали реконструкцию площади.
В начале 18 века район оказался заселен весьма неравномерно: крупные жилые дворы в основном сосредоточились на Вшивой горке, на Яузе стояли многочисленные бани, пивоварни и мельницы, а в низине, ближе к валу преобладали большие дворы с огородами, почти без застройки.
При императрицах Елизавете и Екатерине в западной части района активно начали строиться каменные дворянские усадьбы, а в остальной части — дома купцов и мещан, на окраинах стали селиться купцы-раскольники.
Самые крупные городские усадьбы того времени — усадьба Тутолмина на Гончарной (сейчас это здание Института философии РАН) и усадьба Баташева (ныне — Яузская больница). Дом Тутолмина, поставленный на вершине Вшивой горки, представлял собой трёхэтажное здание в стиле классицизма с шестиколонным портиком и треугольным фронтоном. Он сыграл важную роль в формировании архитектурного облика района.
Усадебный комплекс Баташева занимал площадь в три гектара («шесть переулков») и являлся одним из крупнейших домовладений в тогдашней Москве. Главный дом также был решен в классическом стиле и представлял собой роскошный дворец с богатым наружным декором и внутренним убранством.
К сожалению, Заяузье почти полностью выгорело во время пожара 1812 года.
В 19 веке Таганка сохраняла торговый характер, но в конце века стало появляться много промышленных производств. Например, в районе Воронцовской улицы. Большое количество фабрик (за счёт рабочих) сыграло немалую роль во время революций 1905 и 1917 годов. Интересно, что Таганский район стал первым в Москве, где в советское время построили новые дома. Здания появились на Динамовской улице (№9). И предназначались для работников завода “Динамо”.
Ещё одной, пусть и своеобразной достопримечательностью района, была Таганская тюрьма. Её открыли в 1804 году по указу Императора Александра I. Располагалось учреждение на современной улице Малые Каменщики. Даже в советские времена там содержалось несколько тысяч заключённых. Закрыли тюрьму только в 1960 году. Сами постройки уничтожили, за исключением пары хозяйственных. На освободившемся участке построили несколько пятиэтажек.
В 1936 году впервые появился Таганский район. Правда в те времена он не являлся центральным. Но его границы частично совпадали с тем, что мы видим сегодня. В 1960 район превратился в Ждановский. Местность, которая располагалась в пределах Садового кольца, отошла Кировскому району. В 1978 году территорию современного района разделили между Пролетарским и Ждановским. Нынешние границы Таганский приобрёл после административно-территориальной реформы 1995 года. Сегодня район является частью Центрального округа Москвы.
Понравилась статья? Ставь лайк. Подпишись на канал и жди новые публикации.