Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Истории на каждый день: 26 августа в классической музыке

От северных ветров Голландии до парижских афиш и сыктывкарской премьеры — 26 августа в истории классической музыки. 26 августа 1687 года В голландском Алькмаре появляется на свет Виллем де Феш — будущий виртуоз-скрипач и композитор. Юность проходит между амстердамскими нотными лавками и церковными хорами, а в 1725-м он уже капельмейстер кафедрального собора Антверпена. В 1732-м де Феш перебирается в столицу английской моды: тут он пишет ораторию «Юдифь», премьера которой состоялась в 1733-м, и «Иосиф», прозвучавшую на сцене Ковент-Гарден в середине 1740-х. Его стиль — смесь вивальдиевской искры и лондонской театральности — быстро находит публику: де Феш играет в оркестре Генделя, дирижирует концертами в садах Марилебон и, кажется, наслаждается редкой для эмигранта свободой сочинять «по-английски». Часть его музыки утеряна, но сохранившиеся концерты и сонаты возвращают нам портрет: северянин с южным светом в звуке. 26 августа 1708 года в горном Аматриче, по данным музыкальных справочник
Оглавление
Скрипач и композитор эпохи барокко Виллем де Феш, 1687–1761 гг.
Скрипач и композитор эпохи барокко Виллем де Феш, 1687–1761 гг.
От северных ветров Голландии до парижских афиш и сыктывкарской премьеры — 26 августа в истории классической музыки.

От ветров Алькмара к оркестру Генделя

26 августа 1687 года

В голландском Алькмаре появляется на свет Виллем де Феш — будущий виртуоз-скрипач и композитор. Юность проходит между амстердамскими нотными лавками и церковными хорами, а в 1725-м он уже капельмейстер кафедрального собора Антверпена. В 1732-м де Феш перебирается в столицу английской моды: тут он пишет ораторию «Юдифь», премьера которой состоялась в 1733-м, и «Иосиф», прозвучавшую на сцене Ковент-Гарден в середине 1740-х. Его стиль — смесь вивальдиевской искры и лондонской театральности — быстро находит публику: де Феш играет в оркестре Генделя, дирижирует концертами в садах Марилебон и, кажется, наслаждается редкой для эмигранта свободой сочинять «по-английски». Часть его музыки утеряна, но сохранившиеся концерты и сонаты возвращают нам портрет: северянин с южным светом в звуке.

От Аматриче до Неаполя: Маттео Капраника

Маттео Капраника за работой над будущей оперой, Неаполь.
Маттео Капраника за работой над будущей оперой, Неаполь.

26 августа 1708 года в горном Аматриче, по данным музыкальных справочников, рождается Маттео Капраника — будущий композитор неаполитанской школы. Юноша уезжает в Неаполь и учится в консерватории Сант-Онофрио-а-Капуана у Никколо Порпоры, Игнацио Проты и Франческо Фео — три кита, на которых держится весь «неаполитанский звук» середины XVIII века. Первые аплодисменты он получает в 1736-м в «Театро Нуово» с оперой-буффа «Il Carlo», а в 1748-м вместе с либреттистом Пьетро Тринкера выпускает там же «L’Aurelio» — живую комедию с быстрыми ансамблями и разговорной интонацией улиц Неаполя. Позже Капраника служит органистом второго хора в сокровищнице Сан-Дженнаро — знак признания в церковной капелле города. Умер он в Неаполе после 1776 года; рукописи его опер, кантат и клавирных пьес сегодня разбросаны по европейским библиотекам — тихая слава композитора, которого когда-то знали гораздо шире.

«Александр в Индии»: штурм Парижской оперы

Премьера оперы «Александр в Индии», 1783 г.
Премьера оперы «Александр в Индии», 1783 г.

26 августа 1783 года в зале Академии королевской музыки в Париже зажигают люстры. На афише — новая премьера, трёхактная лирическая трагедия «Александр в Индии» о встрече Александра Македонского с царём Пором. Композитор — Никола Жан Лефруа де Меро, либретто Этьена Мореля де Шедевиля. Париж слышит знакомый конфликт милосердия и славы из Расина и Метастазио, но в чисто оперной риторике: хоры, балеты, торжественные ансамбли — весь арсенал «высокого» жанра. Премьеру ведут звёзды Оперы — Этьен Ланэ и Анри Ларриве. Спектакль проживёт недолго, но эта дата остаётся важной вехой — последней в XVIII веке попыткой парижской сцены переосмыслить «классическую» трагедию.

Женские хитрости Чимарозы: Неаполь смеётся и подпевает

Премьера оперы-буффа «Женские хитрости» Доменико Чимарозы, 1794 г.
Премьера оперы-буффа «Женские хитрости» Доменико Чимарозы, 1794 г.

Летний вечер в Неаполе, 26 августа 1794 года. Театр деи Фьорентини — легендарная колыбель оперы-буффа. На афише — новая «комедия под музыку» Доменико Чимарозы «Женские хитрости». Автор либретто Джузеппе Паломба создал образ ловкой Беллины, которая ведёт за нос и жадного нотариуса, и ревнивцев, и саму судьбу. А музыкой Чимароза раздвигает границы жанра: быстрые ансамбли, упругие финалы, разговорная интонация улицы, переложенная на оркестр. Премьера прошла на ура — и вскоре хитрые неаполитанские мелодии покорили Барселону, Лиссабон, Вену, Париж и Лондон. Сегодня опера возвращается на сцены как напоминание: когда смешное написано с умом, оно стареет медленнее серьёзного.

Голос Мариинки: Ольга Шрёдер-Направник

-5

26 августа 1844 года в Петербурге рождается Ольга Шрёдер — будущая звезда контральтового репертуара Мариинского театра. Выпускница Петербургского театрального училища, она дебютирует на сцене Мариинки в 1863 году в партии Вани из «Жизни за царя» Глинки. Критик Александр Серов отмечал редкий природный дар и сценическую правду молодой певицы. В 1869 году Ольга выходит замуж за главного капельмейстера театра Эдуарда Направника; их дом станет центром музыкальной жизни столицы и дружеским кругом Петра Чайковского. Карьера певицы длилась в Мариинском до 1884 года. Имя Шрёдер-Направник — это голос «золотого века» русской оперы.

История дня: «Онегин» открывает сцену в Сыктывкаре

Премьера «Евгения Онегина» в Республике Коми.
Премьера «Евгения Онегина» в Республике Коми.

Поздним летом 1958-го Сыктывкар ещё только учился произносить слово «опера» как своё. Годом ранее Совет Министров Коми АССР принял постановление об организации музыкального театра, и вот 26 августа кулисы впервые разошлись: премьера «Евгения Онегина». Без помпезной ленты и речей — но с оркестром в яме, дрожью первого аккорда и постановкой приглашённого из Ленинграда режиссёра Алексея Киреева. Так началась история Республиканского музыкального театра Коми АССР — с классики, которая сразу сделала новую сцену «своей».

Первый сезон собирали из людей, готовых буквально строить театр плечами: коллектив насчитывал чуть больше сотни человек, художественным руководителем стал баритон Борис Дейнека. В «Онегине» публика слышала привычные строки Пушкина и музыку Чайковского, но в них добавлялась очень местная интонация — уверенность, что и здесь, на северной окраине огромной страны, возможен большой оперный дом. Это чувство закрепилось: «Онегин» остался в репертуаре на десятилетия, в 1990-е оперу по-новому поставила Ия Бобракова, а позже театр вырос в Государственный театр оперы и балета Республики Коми. От той августовской премьеры тянется прямая нить к сегодняшним постановкам: одно произведение стало первой фразой целой сцены.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #26Августа #Музыка #Барокко #Опера #Оратория #ВиллемДеФеш #МаттеоКапраника #Чимароза #ОльгаШредер #ЭдуардНаправник #Чайковский #ЕвгенийОнегин #МариинскийТеатр #РеспубликаКоми #Гендель

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.