12 января 1959 года в Москве открылась станция «Ленинские горы» — уникальное сооружение, которому не было аналогов в мире. Это была первая станция метро на планете, построенная прямо на мосту. Нижний ярус Лужнецкого метромоста отдали поездам, а по верхнему двигались автомобили.
Любите гулять по Москве, но не с кем? Бесплатные экскурсии Пешей Москвы в теплой компании. Канал в Телеграм с анонсами и расписанием встреч.
☑️ Факт 1. Самая большая станция своего времени
При длине в 282 метра и ширине почти 18 метров «Ленинские горы» стали самой протяжённой и широкой станцией метрополитена Москвы. Её простое, но выразительное оформление напоминало дизайн наземных станций Филёвской линии: асфальтовый пол, светильники вместо люстр и волнообразное перекрытие среднего нефа, создававшее ощущение движения даже в неподвижности.
☑️ Факт 2. Химия против мороза — и начало трагедии
Чтобы бетон не замерзал во время зимнего строительства, в смесь добавили нитрат натрия — обычную соль. Решение спасло сроки, но погубило саму станцию. Металл начал ржаветь, расширяясь и разрушая бетонные плиты изнутри. Уже через полгода после открытия, во время ливня, грязная вода текла прямо на платформы и в поезда.
️ ☑️ 3. Листы, падающие с неба
В июне 1960 года дюралевые листы карниза начали обрушаться с высоты 4 метров. Это был тревожный сигнал: мост стремительно терял прочность. Со временем он лишился 60 % несущей способности.
☑️ Факт 4. День, когда станция умерла
20 октября 1983 года (по другим данным — 25-го) бетонные перекрытия начали разрушаться. Станцию закрыли для пассажиров. С 1986 года поезда стали ходить по новым мостам, построенным по обе стороны от аварийного, а верхний ярус для автомобилей вскоре тоже закрыли.
«Ленинские горы» — не просто станция, а легенда московского метро, в которой соединились амбиции, инженерные смелости и ошибки, ставшие фатальными.
Что еще почитать на канале "Пешая Москва"?
Любите гулять по Москве, но не с кем? Бесплатные экскурсии Пешей Москвы в теплой компании. Канал в Телеграм с анонсами и расписанием встреч.