А вы знаете, что Уинстон Черчилль был лауреатом Нобелевской премии?
В какой номинации? А вот угадайте! Уверен, многие из вас удивятся, узнав правильный ответ.
Напоминаю, что первоначально, начиная с 1901 года, премия присуждалась за достижения в области:
1. Физики.
2. Химии.
3. Физиологии и медицины.
4. Литературы.
5. В деле укрепления мира.
Позднее, в 1969 году, Нобелевский комитет добавил ещё и Экономику. То есть, достижения в области экономики, сам Нобель таковыми не считал, хотя сам был очень успешным бизнесменом и имел непосредственное отношение к экономике.
Из того, что Нобель посчитал нужным "премировать", премия за достижения в области литературы от изобретателя динамита, вроде как выпадает из всего остального списка. По логике. Вроде как. Это если не знать того, что сам Нобель выделялся среди современников своим образованием. Он свободно владел французским, немецким, английским и русским языками, любил литературу, обладал огромной библиотекой. Он даже собирался посвятить себя литературной деятельности. Но интерес к химии всё-же возобладал. Поэтому премия в области литературы от выдающегося химика своего столетия уже не кажется чем-то чужеродным.
Как вы уже, наверняка, догадались, Уинстон Черчилль был лауреатом Нобелевской премии именно в этом, в области литературы. Но о самом известном английском премьер-министре, как лауреате, и за что он им стал, я напишу в следующий раз. Может быть. Всё же тема специфическая, не всем она зайдёт. Сегодня же речь пойдёт о Нобеле и его премии. А именно, о премии по литературе. Что мне, как поэту, как-то ближе. У меня уже выходила статья на эту тему под названием "Глюк Нобелевского комитета". Ссылка на неё вот тут. "Глюк Нобелевского комитета".
Теперь про премию напишу поподробней. Нобелевская премия в области литературы - это как высшая оценка, своеобразный знак качества литературной деятельности того или иного литератора. Но зачастую решения Нобелевского комитета вызывают удивление у любителей и профессионалов своей "необычностью".
Я бы разделил, условно, разумеется, лауреатов литературной премии на четыре категории.
Первая, и самая многочисленная, писатели, получившие премию за свои литературные достижения. Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Альберт Камю, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, Эрнест Хемингуэй, Габриель Гарсия Маркес... И множество других замечательных авторов, тех, кто и создавал мировую классическую литературу.
Вторая категория - это "свои". То есть, представители Скандинавии. Норвежка Сингрид Унсет, датчане Йоханнес Йенсен и Карл Адольф Гьеллеруп, швед Вернер фон Хейденстам и другие, популярные в своё время и у себя, теперь же практически забытые за пределами своих стран.
Третья категория - "политическая". Это когда премия присуждалась из политических соображений. Наиболее известная фигура из таких лауреатов - Александр Солженицын. Надо ли говорить, почему он получил премию? Или вот, финский писатель Силланпяя, получивший премию в 1939 году, во время Финской войны. Война, как вы знаете была против России. Вернее - Советского Союза.
Йосифа Бродского я к таким лауреатам не отношу, хотя его диссидентская позиция тоже сыграла свою роль в присуждении ему премии. Но всё же, считаю, Бродский получил её заслуженно.
И четвёртую категорию лауреатов я бы назвал так - "непонятно за что". Правда, это самая малочисленная группа, но за последнее время она сильно расширилась. Луиза Глюк, лауреат 2020 года, как раз из этой самой категории. А наиболее ярким её представителем я считаю немецкого писателя Пауля Хейзе. К моменту вручения ему премии в 1910 году, этот лауреат был практически забыть даже у себя на родине.
Можно ещё одну категорию выделить. Это те из великих, не побоюсь этого слова, кто, к сожалению, так и не получил премию, хотя и выдвигался на неё. Как тут не вспомнить Льва Николаевича Толстого, который был выдвинут на Нобелевку в самый первый раз, в 1901 году. Но не получил её. А премию тогда вручили Сюлли-Прюдом Франсуа Арману, французскому поэту. Которого я хотя и не отношу к четвёртой категории, но всё же, где Толстой и где Арман? И тогда, да и сейчас, в мире литературы, эти фигуры несопоставимы.
Может стоит исправить историческую несправедливость? Да и присудить премию Льву Николаевичу? Тут правда есть один нюанс. Согласно завещанию Альфреда Нобеля, премия может вручаться только при жизни лауреата. (Чтобы он её успел использовать, а не его наследники. Так? Так! Ха-ха-ха.) Но... Из всякого правила есть свои исключения. Поэтому, одному из категории "своих", Эрику Карлфельдту, который какое-то время работал в составе Нобелевского комитета, премия была вручена... Гм-м-м, вручена? Короче, была присуждена через полгода после его смерти. За что? А вот тут как раз этот товарищ-господин из двух категорий. Из "своих" и "непонятно за что". А вот Толстому в нынешние времена, времена антирусской истерии, уж точно никакая премия не светит. Если и присудят в ближайшее время её кому-то русскоязычному, то уж типа госпожи Улицкой. И именно за "обо ср.ние" своей родины (пишу Родина с маленькой буквы, для неё она именно такая и есть). Но, мы же не о политике сейчас говорим? Мы о литературе. А потому сейчас немного стихов. Четверостиший. Почти литературных. Не против?
------
Знай и не попадай впросак.
О чём писал Оноре Бальзак.
Хотя О норе писал не он,
А Льюис, как его… Кэрролл!
-------
Верно, слово, не воробей,
Но при этом знаю я,
Что вообще никто не воробей,
Кроме самого воробья!
------
Разберись сам с собой,
Не крути, твою мать,
Как воробей головой.
Скажи, что хотел сказать.
------
А в завершение, так, пофилософствую чутка. Вернее, пофилософичествую. Всё же стихи из "Философических стихов" мною взяты.
------
«Поэт в России больше, чем поэт»,
Но мы не замечаем уж поэтов,
Пиетета былого больше нет,
И не читаем их стихи поэтому.
-----
Здоровья вам! Вам и вашим близким!
И на этом всё!