Ровно два года назад, 26 августа 2023 года, ушёл из жизни замечательный кинорежиссёр Глеб Анатольевич Панфилов.
За полгода до этого он похоронил свою супругу Инну Чурикову, с которой вместе прожил более полувека. И смерть любимой жены сильно подкосила здоровье уже немолодого режиссёра.
Этот творческий союз подарил нашим зрителям целую коллекцию замечательных фильмов, многие из которых входят в Золотой фонд отечественного кинематографа.
Оба артиста при жизни получили не только заслуженное признание и любовь зрителей, но и звания, премии, ордена.
Но не всегда творческая деятельность этого выдающегося режиссёра нравилась властям. В 1979 году Глеб Панфилов снял фильм, который не на шутку разозлил не только чиновников из «Госкино», но и Союз писателей СССР, и даже Министерство внутренних дел.
А ведь в это время в Министерстве культуры уже лежали документы на присвоение Глебу Анатольевичу Панфилову уже давно заслуженного звания Народного артиста РСФСР. И всего один фильм стал причиной отмены этого решения.
К слову, через пять лет, во времена Горбачева, он это звание всё же получил. Хотя все коллеги были убеждены в том, что в середине 80-х он уже должен был получить звание Народного СССР. Но, как говорится, не судьба.
Вот так один из лучших советских режиссёров в истории нашего кино так и остался лишь с республиканским званием. Хотя его супруга, которая не раз говорила, что именно муж её сделал кинозвездой, была народной артисткой СССР.
Так что так разозлило высокопоставленных чиновников в конце 70-х? А причиной стала остросоциальная кинодрама «Тема», которую режиссёр снял по собственному сценарию.
Сюжет картины на первый взгляд выглядит вполне безобидным. Главный герой, некий заслуженный советский писатель и драматург Ким Есенин (Михаил Ульянов) переживает духовный кризис. В поисках вдохновения он приезжает из Москвы на собственной «Волге» в провинциальный городок под Владимиром в компании своей любовницы (Наталья Селезнёва) и старого друга Игоря (Евгений Весник).
Там писатель знакомится с местным искусствоведом Сашей (Инна Чурикова) которая, как оказалось, была поклонницей его творчества. Но в последние годы она разочарована его произведениями. К слову, Ким Есенин и сам осознаёт свою бездарность и ангажированность в последние годы.
В душе он ощущает, что, добившись высшего почёта и всех благ, ему уже не хватает мотивации создавать что-то новое и интересное. Тем более его московское окружение по-прежнему поёт ему дифирамбы, и его имя уже вошло в число советских классиков.
И вот тут, в провинциальной глуши, он встречает женщину, которая откровенно раскрывает ему всю правду о нём. Ту неприятную правду, которую он и сам давно уже старается в себе спрятать. Он злится, но в глубине души осознаёт её правоту. И он вдруг понимает, что хочет завоевать её любовь и доверие. И быть с ней рядом.
У фильма достаточно драматический финал, и в целом сюжет похож на сложную и интересную мелодраму, которая не претендовала на расшатывание государственных устоев и власти. Поэтому, когда утверждался сценарий, он не вызывал вопросов у цензуры.
Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. В фильме есть несколько эпизодов, которые несут острую сатиру именно на власть имущих. Точнее, фильм практически весь состоит из таких эпизодов.
Первым возмутилось руководство Союза писателей СССР и значительная часть его членов - патентованных советских писателей средней руки. В то время именно такие писатели составляли большинство в советской литературе.
Они жили на широкую ногу, имея все возможные блага от власти: квартиры, дачи, машины, «спецпайки» и заказы. Многие из них без таланта, но умеющие писать на заказ нужные и идеологически выдержанные произведения.
На примере главного героя Панфилов ярко и убедительно раскрывает истинную сущность таких писателей и тупиковость их развития, как творцов.
Чиновники из Союза писателей сделали всё, чтобы фильм не дошел до зрителей. Ведь это был не просто камень в их огород, а настоящий булыжник, который мог бы разрушить их нынешнее комфортное существование. Были подключены все возможные связи, включая отдел культуры ЦК КПСС, чтобы заблокировать прокат этой картины.
К ним присоединились начальники из МВД. Вскоре директор киностудии «Мосфильм» получил следующее письмо:
Министерство внутренних дел СССР.
Управление по политико-воспитательной работе
гор. Москва 11.ХII.78 г.
Управление по политико-воспитательной работе МВД СССР ознакомилось со сценарием Г. Панфилова и А. Червинского «Тема» и считает необходимым сделать некоторые замечания. Эпизод встречи писателя с инспектором ГАИ, введенный, по-видимому, для «оживления» действия, на наш взгляд, дискредитирует работника милиции.
А эпизод с призывами в свидетели дедушки Федора воспринимается как фарс, как откровенная насмешка.
В связи с вышеизложенным УПВР МВД СССР не может согласиться с такой трактовкой образа милиционера и возражает против показа его как представителя власти в нелепом и унизительном положении.
Зам. начальника Управления Я. М. Дуюнов
Дело в том, что в фильме инспектор ГАИ Синицын (Сергей Никоненко) штрафует знаменитого писателя за незначительное нарушение, но при этом, преклоняясь перед его талантом, просит на память автограф. Встаёт вопрос: что именно не понравилось руководству МВД? То, что простой инспектор наказывает человека из высшей касты? Или то, что он просит у него автограф? В каком месте происходит «дискредитация работника милиции»? Это не поняли многие. Но, тем не менее, была выражена отрицательная оценка фильма.
Следует помнить, что конец 70-х годов – это расцвет «телефонного права» и верховенства блата в служебных отношениях. И Панфилов незаметно, в мелких деталях подчеркнул наличие таких неприглядных взаимоотношений. Возможно, именно это разозлило чиновников больше всего.
В итоге фильм так и не дошел до зрителей в 1979 году. Не помог даже авторитет народного артиста СССР Михаила Ульянова, который ради этого ходил на приём к руководителю Госкино. Премьера картины состоялась лишь в 1986 году, в период перестройки и гласности. И хотя в кинотеатрах кинолента прошла почти незамеченной, на следующий год её послали на кинофестиваль в Берлин, где фильм завоевал сразу несколько призов.
Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.
______________
Опубликованы кадры из фильма "Тема" (1979 год).