Практически вся Москва выгорела в наполеоновском пожаре, когда огонь уничтожил практически все деревянные в массе своей постройки. Город пришлось отстраивать заново.
В открытом доступе есть интересные фото старой Москвы XIX столетия. Можно посмотреть на фотографии и понять как люди жили много лет назад и что изменилось с того времени, а что осталось прежним.
Почти все фото до 1875 года, за исключением снимков, не поддающихся датировке, и видов из железнодорожных альбомов.
Первые дагерротипные снимки Москвы были сделаны ещё в 1839 году:
«5 июля 1839 года в прибавлении №53 к газете "Московские ведомости" москвичи прочитали удивительное сообщение владельца магазина Карла Андреевича Беккерса: ДАГЕРРОТИП. Сия машина, изобретенная г-ном Даггером в Париже, посредством коей не умеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью, уже везде известна по многочисленным описаниям во всех газетах и журналах; магазину братьев Беккерс на Кузнецком мосту препоручено (одному в Москве) принимать подписки на сию машину. Цена всему аппарату с наставлением – 550 руб. асс., кроме пошлины и провозу из Парижа в Москву, с платою половины денег вперед; она получится еще до конца навигации...».
Вид с только что отстроенной колокольни церкви Николы на Берсеневке. Из комментариев:
"Древние набережные палаты при церкви (с кокошниками, на переднем плане) в перестроенном виде стоят и сейчас. Справа – первоначальный Большой Каменный мост (постройки 80-х годов XVII века). В 1857-59 он будет заменён новым, который, в свою очередь, простоит до 1938. Крупные, значимые городские объекты ещё не тонут в плотной застройке. Слева направо на горизонте: портик гимназии Кирпичниковой по Знаменке, 12 (теперь – муз. школа им. Гнесиных); правее – дворовый фасад д. 9 на той же Знаменке (перестроен); ещё правее – собор и колокольня Крестовоздвиженского женского монастыря (если кто не знает – стоял напротив Военторга, Воздвиженка, 7); в центре кадра – Пашков дом и перед ним – колокольня ц. Николы Стрелецкого; затем – ц. Знамения на Шереметевом дворе; у правого края – комплекс зданий Университета – Моховая, д. 9 (ещё с боковым портиком) и Моховая, 11 (виден только купол). Пречистенская набережная застроена домишками так тесно, что даже не читается (как и соседняя Ленивка). Над парапетом моста – ныне существующий особняк по Кремлёвской наб., 1 (только с первоначальным, более приличным мезонином)".
"Вид из-за Москвы-реки (от Устьинского моста) в сторону Таганки. На фотографии распознаны (слева направо): усадьба Тутолмина; несохранившаяся церковь Космы и Дамиана, а возле нее – усадьба Шапкиных/В.П. Щукина/М.Ф. Михайлова; затем (на переднем плане) идет Мазуринская богадельня, и за ней – церковь Св. Николая в Котельниках; несохранившаяся церковь Спаса Всемилостивого в Чигисах; несохранившаяся церковь Воскресения Христова в Гончарах; Новоспасский монастырь".
Купола церквей в Кремле. Снова Фентон и снова 1852-й. Из комментариев:
"В отличие от дагерротипов Леребура 1842 г., эта фотография была сделана по новой тогда технологии – на вощеной бумаге, а не на посеребренной металлической пластине. Время выдержки существенно сокращалось, но четкость изображения была значительно хуже, чем у дагерротипов".
В 1860 году наружные леса были разобраны, и храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте.
Какое-то время памятник Пушкину (он был установлен в 1880 году) стоял перед надвратной церковью. Вот что вспоминал Валентин Катаев:
"Памятник [Пушкину] в то время ещё стоял на своем законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, и удивительно подходил к его маленьким золотым луковкам. [Мы] привыкли также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склоненной курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря".
С приходом советской власти монастырь был превращён в Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР, а в 1937 году все постройки монастыря были снесены при реконструкции ул. Горького (Тверской) и Пушкинской площади. Со времён империи сохранилось лишь название Страстной бульвар.
Из очерка Петра Богатырёва "Московская старина":
"Линейки – это достопримечательность тогдашней Москвы. Никакой жестокий инквизитор не мог бы выдумать более мучительной пытки, как езда в этих экипажах, но терпеливые москвичи ездили и платили ещё деньги за свою муку. Такого безобразия, как эти линейки, вряд ли где можно найти. Линейки эти были до невозможности грязные, с постоянно звенящими гайками, с расшатанными колёсами, с пьяными дерзкими ямщиками, часто с искалеченными лошадьми, худыми и слабосильными до того, что они шатались на ходу". А должно было быть, как водится, несколько иначе – из газеты "Московские ведомости" за 1847 год: "...с сентября сего 1847 года у нас открывается езда в публичных экипажах и при том на следующих основаниях; вмещая от 6-ти до 10-ти пассажиров, каждый экипаж будет возим двумя сильными, красивыми лошадьми...".
Вот выдержка из правил работы линеек:
"Экипаж не дожидается полного числа пассажиров, но отправляется тотчас, если займёт место хотя бы один только человек; во время следования, по данному кондуктором знаку, экипаж тотчас останавливается и принимает пассажира. Каждый пассажир, доехав до того места, до которого ему нужно, имеет право остановить экипаж и выйти...".
Кстати, линейки катались не только по окраинам, но и в самом центре. Например, "маршрутки" парковались прямо у собора Василия Блаженного.
Большинство фотографий для этого поста взяты с сайта Pastvu, крупнейшего архива исторических снимков.
Открой дебетовую карту Альфа-банка и получи 500 рублей на счет
Понравилась статья? Ставь лайк. Подпишись на канал и жди новые публикации.