Многие сегодня учат языки понемногу: смотрят короткие ролики, проходят уроки в Duolingo, читают статьи на Дзене. Такой формат называют микрообучением — это занятия по 5–15 минут, посвящённые конкретной цели: повторить правило, выучить пару слов или разобрать идиому.
Но есть ли в этом смысл? Например, в комментариях к моей статье о Duolingo некоторые делились, что занимаются уже какое-то время, но особого прогресса не видят. Я и сама с этим столкнулась. Я учила японский по 5-10 минут в день три года подряд, но пришла к выводу, что мой потолок с таким подходом — это А2.
Значит ли это, что микрообучение не работает? Давайте разбираться. Поговорим о том, что это за метод, почему он может не давать результатов и как сделать так, чтобы он всё-таки работал на нас, а не превращался в пустую трату времени.
А в качестве бонуса в конце я собрала несколько полезных ресурсов для изучения английского, которые подойдут для микрообучения.
Эффективно ли микрообучение?
На первый взгляд может показаться, что такие короткие занятия — это просто баловство. Однако у такого формата есть несколько преимуществ:
- Мозг не перегружается. Согласно теории когнитивной нагрузки, разработанной психологом Джоном Свеллером, мозг лучше запоминает информацию, когда она подаётся небольшими порциями, а не огромными, монотонными блоками.
- Выше мотивация и вовлечённость. Гораздо легче уговорить себя позаниматься 5 минут, чем сесть за учебник на час. А маленькие успехи (посмотрел видео, прошёл тест) дают ощущение прогресса и поддерживают интерес.
- Можно заниматься где угодно. Такой формат легко встроить в повседневность: можно пройти урок, пока стоишь в очереди или едешь в автобусе, не выделяя отдельное окно в расписании.
- Это удобно для интервального повторения. Психолог Герман Эббингауз открыл интересную закономерность: мы забываем более 50% информации уже через час, если не возвращаемся к ней. А короткие занятия идеально подходят для того, чтобы регулярно освежать материал в памяти.
Есть даже исследования, которые доказывают эффективность микрообучения.
Например, Е. Н. Горячева и И. Н. Горячева провели эксперимент в МГУ им. Ломоносова, чтобы проверить эффективность микрообучения. В нём участвовали 16 студентов, которые в среднем делали 35% ошибок в сложной теме по испанскому. Этих ребят поделили на 2 группы. Одна группа училась традиционно, а другая смотрела короткие видеоуроки и выполняла практические задания по 5-7 минут дважды в день.
За 2 недели студенты, которые занимались по коротким видеороликам, стали делать значительно меньше ошибок: 1,75% вместо изначальных 35%, тогда как у контрольной группы процент ошибок снизился всего до 21,25%.
Почему тогда мы не видим прогресса?
Если микрообучение действительно так эффективно, то почему мы не видим значительного прогресса, занимаясь по 5-15 минут в день?
Причин может быть несколько:
- Поверхностные знания. «Микроуроки» дают небольшие отдельные фрагменты информации. Это удобно, если нужно быстро познакомиться с новой темой или повторить изученное, но для глубокого понимания этого недостаточно.
- Нет системности. Сложно добиться видимого прогресса, когда мы учим разрозненные кусочки информации и не понимаем, как они связаны между собой.
- Пассивное потребление контента. Часто мы слушаем видео краем уха или листаем посты об английском, не проговаривая вслух, не записывая и не пытаясь применить новое. В итоге материал остаётся на уровне «я что-то об этом слышал».
- Иллюзия прогресса. Это особенно касается приложений типа Duolingo. Мы видим свою «ударную серию» в 300 дней и считаем, что здорово придвинулись в изучении языка. Это мотивирует продолжать пользоваться приложением. Вот только большое количество пройденных уроков не всегда означает большой результат. Есть риск начать гнаться за цифрами, а не за реальными знаниями.
Но главная причина в том, что микрообучение — это не замена полноценным занятиям. Это вспомогательный метод, который делает традиционную учёбу эффективнее и приятнее. Так что несмотря на то, что идея выучить язык или освоить любой другой новый навык всего за 15 минут в день звучит очень привлекательно, на деле так не получится.
Если хотите заниматься только микрообучением — готовьтесь получать микрорезультаты.
Как выжать максимум из микрообучения
И всё же: 15 или даже 5 минут — это лучше, чем ничего. В конце концов, именно благодаря такому подходу у меня хотя бы какие-то знания по японскому есть. А мог бы быть полный ноль.
И чтобы эти 5-15 минут в день не проходили зря, вот несколько простых правил, которые помогут выжать из них максимум:
- Ставьте конкретные учебные цели. Поскольку время ограничено, нужно чётко понимать, на что вы побираетесь его потратить: закрепить правила использования Present Perfect? Потренировать произношение? Выучить 6 новых слов? Решите заранее.
- Будьте активным. Смотрите видео? Ведите заметки по ходу просмотра. Читаете статью про новую идиому? Проговорите примеры с ней вслух. Занимаетесь на Duolingo? Поставьте себе режим, где нужно вводить английский текст с клавиатуры.
- Комбинируйте разные форматы: тексты, тесты, видео, аудио. Это, во-первых, позволяет тренировать разные языковые навыки, а, во-вторых, помогает не заскучать.
- Измеряйте свой прогресс. Я имею в виду реальный прогресс, а не «ударный режим» в Дуолинго. Например, возьмите картинку и посмотрите, можете ли вы её описать. Или включите видео на английском и оцените, как много из него вы можете понять.
И напоследок: не ограничивайтесь микрообучением. Выполнение упражнений из учебника, вдумчивое чтение аутентичных статей и книг с разбором незнакомой лексики, общение с носителями, написание собственных текстов, просмотр сериалов в оригинале — всё это здорово помогает выучить язык, но занимает явно больше 15 минут.
Бонус: ресурсы для микрообучения английскому языку
Обещала вам подборку полезных ресурсов — держите:
- Busuu — мобильное приложение с короткими уроками и упражнениями. Мне оно нравится больше, чем известный Дуолинго. Здесь объясняется грамматика, есть задания для тренировки письма и говорения, а проверяют ваши выполненные упражнения другие пользователи — в том числе носители.
- engVid — сайт с короткими видео, где англоязычные учителя объясняют грамматику, лексику и прочие аспекты английского языка. Видео вставлены на сайт из YouTube, поэтому работать могут не у всех.
- Activities for ESL Students — сайт с множеством тестов по лексике и грамматике, разделённых по уровням.
- Language Guide — сайт с двумя разделами: в одном собраны визуальные словари по разным темам, а второй — это тренажер неправильных глаголов.
- ELSA Speak — приложение для тренировки произношения. Здесь есть и видео с объяснением, как произносить конкретные звуки, и упражнения с автоматической обратной связью. Бесплатная версия довольно ограничена, но пользоваться всё равно можно.
- Лингуст — сайт с текстовыми уроками по грамматике английского языка. В конце каждого есть практическое задание для закрепления материала.
А вы пробовали учить иностранный язык, тратя на занятия не больше 15 минут в день? Если да, поделитесь в комментариях, каких результатов вам удалось достичь.
Читайте также: