Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

Две татарские мечети: от Казани до Харбина

Для татарской диаспоры в Харбине открытие второй мечети в 1937 году было большим событием. Ждали открытия целых пятнадцать лет. Не хватало финансов, сменялись муллы, но махалля все же надеялась, что здание будет достроено. Даже название мечети указывало на её важное символическое значение - в честь 1000-летия принятия ислама. Собственно и задумка о строительстве мечети возникла в 1922 г., аккурат в год 1000-летия принятия ислама предками татар (в Волжской Булгарии) в 922 году. "Татарский поэт-эмигрант Хусаин Габдюш в статье «В объятиях века» в тюрко-татарской иммигрантской газете "Милли Байрак" писал: «В момент празднования окончания строительства мечети в голову может прийти шальная мысль о том, зачем небольшой махалле тюрко-татар в Харбине такая огромная мечеть... Но ведь событие 1000-летней давности принятия ислама нашими предками - событие немаленькое. «Праздник тысячелетия», который проведен для того, чтобы вспомнить еще раз об этом, вспомнить, с чего началась наша жизнь, - со

На прошлой неделе востоковед Лариса Усманова на российско-китайском форуме "РОСТКИ" рассказала про одну татарскую мечеть в Харбине. На самом деле их там было несколько, но её научный интерес связан больше с одной из них. Планировали её построить еще в 1922-м, только вот и в Китае тогда времена были сложные и мечеть открылась лишь в 1937-м...

Это первая мечеть Харбина. Она работала еще с 1904 г. Несколько раз реставрировалась. Фото: https://humus.livejournal.com/9219306.html
Это первая мечеть Харбина. Она работала еще с 1904 г. Несколько раз реставрировалась. Фото: https://humus.livejournal.com/9219306.html

Для татарской диаспоры в Харбине открытие второй мечети в 1937 году было большим событием. Ждали открытия целых пятнадцать лет. Не хватало финансов, сменялись муллы, но махалля все же надеялась, что здание будет достроено. Даже название мечети указывало на её важное символическое значение - в честь 1000-летия принятия ислама. Собственно и задумка о строительстве мечети возникла в 1922 г., аккурат в год 1000-летия принятия ислама предками татар (в Волжской Булгарии) в 922 году.

"Татарский поэт-эмигрант Хусаин Габдюш в статье «В объятиях века» в тюрко-татарской иммигрантской газете "Милли Байрак" писал: «В момент празднования окончания строительства мечети в голову может прийти шальная мысль о том, зачем небольшой махалле тюрко-татар в Харбине такая огромная мечеть... Но ведь событие 1000-летней давности принятия ислама нашими предками - событие немаленькое. «Праздник тысячелетия», который проведен для того, чтобы вспомнить еще раз об этом, вспомнить, с чего началась наша жизнь, - событие не маленькое, а грандиозное»" (цитата - Лариса Усманова).

Та самая татарская мечеть в Харбине, получившая название в честь 1000-летия.  Иллюстрация из татарской газеты "Милли байрак", издавалась на Дальнем Востоке. Фото: https://ulr.livejournal.com/17137.html
Та самая татарская мечеть в Харбине, получившая название в честь 1000-летия. Иллюстрация из татарской газеты "Милли байрак", издавалась на Дальнем Востоке. Фото: https://ulr.livejournal.com/17137.html
Первым имамом Харбинской мечети был Гиниятулла Селихметов (Ахмеди), который был приглашен на этот пост общиной в 1907 году в 18-летнем возрасте после окончания стерлитамакского медресе Джиганхира Абизгилди (Jihandir Abizgildi) в 1908-м и прослужил имамом Харбинской общины до своей смерти в 1926 году, - отмечает Лариса Усманова. - После него имамом стал Мунир Хасбиуллин, который прослужил имамом до своей смерти в феврале 1944 года. Он-то и достроил Харбинскую мусульманскую мечеть. После него имамом стал Ахметов.
Другой ракурс той же мечети.
Другой ракурс той же мечети.

Сегодня, конечно, больше вспоминается 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией, т.к. оно широко отмечалось в России всего несколько лет назад.

А могло быть широкое празднование и в 1922 году, но размеренный ход истории уже с 1914 г. принял неожиданный оборот.

Именно тогда, вернее еще до начала Первой мировой войны, было принято решение о строительстве в Казани очередной мечети.

Она имела такое же название - в честь 1000-летия принятия ислама. Только это решение было принято чуть раньше харбинского проекта. В итоге, реализация казанского проекта тоже затянулась на двенадцать лет. Мечеть строили в 1924-1926 гг., а в народе её больше знают как Закабанную мечеть. Первым имамом новой мечети стал Абдулхалик Кулеев, сын муллы Бурнаевской мечети.

Кстати, место это на другом - противоположном от Старо-Татарской слободы стороны озера Кабан - было выбрано неслучайно. По преданию там во времена Казанского ханства стояла деревянная мечеть имама Кульмамета, сподвижника князя Кабанбека (видимо, в честь него и название озера). А топонимическим напоминанием легендарного Кульмамета служат расположившийся чуть дальше жилой район и название метро - Аметьево.

Но действовала Закабанная мечеть в советское время совсем недолго, т.к. тогда уже начиналась политика воинствующего атеизма и гонений на религиозных деятелей.

Закабанная мечеть в Казани или в честь 1000-летия принятия ислама. Фото: https://protatarstan.ru/news/vechnoe/zakabannaia-mecet-v-kazani
Закабанная мечеть в Казани или в честь 1000-летия принятия ислама. Фото: https://protatarstan.ru/news/vechnoe/zakabannaia-mecet-v-kazani

Вот такая татарская история между Казанью и Харбином. Интересно, что, несмотря на географическую отдаленность и идеологический разрыв той эпохи, татары продолжали жить общей исторической памятью, в единых религиозных и культурных координатах.