Найти тему
Лилия Габдрафикова

"У Алмуша были личные мотивы..."

В эти дни в Татарстане широко отмечают 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией. Безусловно, это очень важное историческое событие, оно определило основное направление развития татарского народа на многие века вперед. Между тем, мне кажется, немногие сумеют назвать имя человека, благодаря которому предки многих татар стали мусульманами еще в X веке. Задолго до повторной исламизации, осуществленной уже золотоордынским Узбек ханом.

Его звали Алмуш, а после принятия ислама он взял имя Джагфар. При этом некоторые ошибочно называют его ханом Волжской Булгарии. Вот как комментирует этот момент доктор исторических наук Искандер Измайлов:

"Его титул — ильтибер. Интересно, что часто от дилетантов приходится слышать о «ханах Булгарии» или даже «хане Алмуше».(...) Дело в том, что правителем Великой Булгарии был хан Кубрат, он и его род Дуло был каганским и мог претендовать на этот титул. И его сын Аспарух, основавший Болгарское ханство (царство) на Дунае, действительно являлся ханом по рождению. Но часть булгарских родов, которая стала править в Среднем Поволжье, не была ханского рода, поэтому их вожди носили титул «ильтибер». Это известный тюркский титул, которым обладали представители вассальных по отношению к кагану племен в Жужаньском и Тюркском каганатах…"

Дилетантов, называющих иногда Алмуша ханом, можно понять. Об этом правителе Волжской Булгарии информации крайне мало. Оно и понятно - жил не позавчера, а 1100 лет назад.

Так представляют Алмуша современные художники. "Царь Алмуш слушает проповедника". Художник Равиль Загидуллин. 2012 год.
Так представляют Алмуша современные художники. "Царь Алмуш слушает проповедника". Художник Равиль Загидуллин. 2012 год.

"Татарская энциклопедия" сообщает, что Алмуш был сыном Шилки.
В начале Х века он правил областью на Средней Волге (т.е. Волжской Булгарией), находившейся в зависимости от Хазарского каганата. Алмуш стремился объединить тюркские племена под своей властью и образовать независимое государство. Конечно же, в Хазарии были недовольны такой политикой. А средневековая дипломатия включала институт заложников и сложные семейные взаимоотношения. Поэтому хазарский каган женился на дочери Алмуша, а его сына содержал при своем дворе в качестве заложника.
У каждого времени свои санкции.

Все эти моменты способствовали принятию Алмушем и его народом новой веры - ислама. Высшие слои Хазарского каганата тем временем исповедовали иудаизм, лишь в конце Х века в этом государстве вновь будет доминировать ислам.

"У Алмуша были и личные мотивы для принятия ислама. Его семья страдала от власти хазарского кагана — представители его рода были в заложниках, - отмечает доктор исторических наук Радик Салихов. - Но главную роль сыграли его личные убеждения. Он был уже искренне веровавшим в Аллаха человеком, который просто не видел иного пути. (...).
В то время Арабский халифат являлся могущественным государством, которое во многом определяло политику на евразийском континенте. Это была мировая держава первого порядка, которая могла поддерживать государства и народы, принявшие ислам. Для эмира Алмуша крайне необходима была поддержка более сильного покровителя, который мог помочь Волжской Булгарии избавиться от кабальной вассальной зависимости. Хазарский Каганат слабел в бесконечных военных конфликтах, в том числе с Древнерусским государством. И в итоге именно Святослав Игоревич разбил Хазарский каганат. А для Волжской Булгарии, стремительно набиравшей силу, каганат стал, если так можно выразиться, обузой".

В мае 922 года, как известно, в Болгар прибыла делегация багдадского халифа, где секретарем был Ахмед Ибн Фадлан. Потом он напишет интереснейший репортаж о своем путешествии и уже спустя много веков записки Ибн Фадлана станут чуть ли не главным письменным источником для изучения истории Волжской Булгарии. Багдадская делегация оказалась на берегах Волги по приглашению булгарского правителя Алмуша. При этом сам он давно уже был мусульманином.

"Очевидно, мусульманство пришло в Поволжье, как подчеркнуто в самой булгарской исторической традиции, от «некоего факиха из Бухары», то есть под влиянием Саманидов. Так в Булгарию приходит ханафитский мазхаб, который по традиции существует вплоть до сегодняшнего дня, - говорит профессор Искандер Измайлов. - И уже в 920-е годы в Булгарии были крупные общины мусульман — сам Алмуш и его окружение, описана община баранджар числом 5 тысяч человек, у которых имелась деревянная мечеть.
То есть Булгария уже была мусульманской страной и ислам являлся вполне официальной религией. Тем не менее Алмуш отправляет посольство в Багдад, для того чтобы свою власть утвердить в глазах мусульман как внутри своей страны, так и за ее пределами. И здесь он делает гениальный ход — обращается с просьбой о признании к правителю всех мусульман. А это багдадский халиф. Это для нашего времени как признание со стороны ООН.
В этой истории удивительно, что он направил в Багдад своего посланника по имени Абдаллах ибн Башту (или Йаштава) ал-Хазари (то есть Хазарин). В Багдаде он нашел подход к придворным кругам, а именно: Назиру ал-Харами, и он его представил халифу. Ибн Башту вручил ему письма, и халиф велел отправить в Булгарию посольство, которое возглавил Сусан ар-Расси, секретарем был назначен Ахмед Ибн Фадлан, а в качестве переводчиков и телохранителей — двое тюрок: Тегинаат-Тюрки и Барса ас-Саклаби, очевидно, имевших отношение к Булгарии.
...если задуматься, то Абдаллах ибн Башту был явно гениальным государственным деятелем Булгарии, который проехал полмира, добился помощи и поддержки багдадского халифа и привез посольство обратно в Булгарию. Если только вдуматься в это, то мы поймем, насколько это был выдающийся и незаурядный человек. Причем незаслуженно забытый".

Таким образом официальное принятие ислама Волжской Булгарией в мае 922 года состоялось благодаря ильтиберу Алмушу и его посланнику Абдаллаху ибн Башту.

Кстати, по некоторым данным Алмуш правил Волжской Булгарией до 944 года.

"Окно в Булгарах". Художник Рашит Газеев. 2004 год.
"Окно в Булгарах". Художник Рашит Газеев. 2004 год.

При подготовке публикации использованы материалы газет "Бизнес-онлайн", "Реальное время" и энциклопедии "Tatarica", а также фотографии из музейных коллекций Татарстана.