Найти в Дзене
Экзамен - это про100

Как шалость превращается в трагедию: разбор произведения Б. Васильева «Великолепная шестерка»( идеальный рассказ для Итогового сочинения)

«Они покатались и отпустили. Это всего лишь шалость», — говорит начальник лагеря Кира Сергеевна. А за оврагом — шесть мёртвых лошадей. Этот рассказ Бориса Васильева часто кажется школьникам простым: дети поиграли в ковбоев — и всё. Но на самом деле «Великолепная шестёрка» — одно из самых острых и трагичных произведений о потере совести, формализме и безразличии к жизни. Именно поэтому он идеально подходит для итогового сочинения. Почему «шалость» — не шалость?! На первый взгляд, всё выглядит как безобидная детская выходка. Мальчишки мчатся сквозь лес, кричат: «Погоня, погоня!», называют себя Вэл, Роки, Дэн — как настоящие ковбои. Никакого зла в их поступке нет. Но когда игра сталкивается с реальностью, последствия оказываются ужасающими. Дети угнали шестерых лошадей у ветерана войны. Покатались. А потом просто уехали домой. А лошади? Они умерли от голода и жажды, привязанные за уздечки к деревьям. Не могли дотянуться до травы, не могли освободиться. Их тела нашли туристы — облепл

«Они покатались и отпустили. Это всего лишь шалость», — говорит начальник лагеря Кира Сергеевна. А за оврагом — шесть мёртвых лошадей.

Этот рассказ Бориса Васильева часто кажется школьникам простым: дети поиграли в ковбоев — и всё. Но на самом деле «Великолепная шестёрка» — одно из самых острых и трагичных произведений о потере совести, формализме и безразличии к жизни. Именно поэтому он идеально подходит для итогового сочинения.

Почему «шалость» — не шалость?!

На первый взгляд, всё выглядит как безобидная детская выходка. Мальчишки мчатся сквозь лес, кричат: «Погоня, погоня!», называют себя Вэл, Роки, Дэн — как настоящие ковбои. Никакого зла в их поступке нет. Но когда игра сталкивается с реальностью, последствия оказываются ужасающими.

-2

Дети угнали шестерых лошадей у ветерана войны. Покатались. А потом просто уехали домой.

А лошади? Они умерли от голода и жажды, привязанные за уздечки к деревьям. Не могли дотянуться до травы, не могли освободиться. Их тела нашли туристы — облеплённые мухами, с застывшими в глазах слезами.

Вот где заканчивается «шалость» и начинается трагедия.

-3

Как использовать рассказ в итоговом сочинении?

Рассказ отлично подходит для таких тем, как:

  1. Можно ли оправдывать жестокость, называя её шалостью?
  2. Что важнее: победа или совесть? 
  3. Почему общество забывает ветеранов? 
  4. Может ли формальное воспитание заменить настоящую нравственность?

Ключевые проблемы рассказа

Первая проблема — подмена нравственности показухой. Кира Сергеевна не интересуется, что чувствует старик, что стало с лошадьми. Её волнует только одно — не потерять знамя в соревновании лагерей. Она говорит: «Это всего лишь шалость. Пятно с коллектива не смоешь». В этом и суть: когда форма важнее содержания, общество теряет человечность.

Вторая проблема — потеря памяти о войне. Старик — фронтовик, контуженный, с орденом на рубашке. Но для начальства он «неудобный», «пьяный», «неадекватный». Его не слышат, его стыдятся, его прогоняют. А ведь он рассказывает, как лошадь спасла ему жизнь: «Кучум… зубами за гимнастерку… и выволок». Если мы не помним, как нас спасали, мы перестаём быть благодарными.

Третья проблема — жестокость без злого умысла. Дети не злодеи. Но они не научены состраданию. Их не научили, что жизнь — не игра. Их не научили, что за поступок нужно отвечать. Самое страшное зло — не злоба, а равнодушие.

-4

Готовые тезисы для сочинения

🔹Шалость, которая ведёт к смерти, — уже не шалость, а проявление жестокости и безответственности. 

🔹Общество, которое ценит грамоты больше, чем жизнь лошади, давно потеряло меру человечности. 

🔹Формальное воспитание без сердца превращает детей в равнодушных потребителей, а не в личностей. 

🔹Забвение ветеранов — не просто несправедливость, а нравственная катастрофа.

Сильные цитаты из текста для аргументации

«Кони пали от голода и жажды» — холодное признание ужаса. 

«Кони, они жалеть умеют» — горькая ирония: животные человечнее людей. 

«Закопайте поскорее… нечего детей травмировать» — лицемерие системы. 

«Чем он хуже тех, которые под мрамором? Тем, что помереть не успел?»— удар по лицемерию.

Почему этот рассказ даст высокие баллы?

У произведения актуальная проблема: нравственность, память, воспитание. 

В нём — глубокая трагедия, переданная без кровавых сцен, но с огромной силой. 

Есть яркие, запоминающиеся образы: старик, лошади, фотографии. 

Чётко выражен конфликт: человечность против бюрократии. 

И, главное, рассказ подходит под большое количество тем итогового сочинения. Да и, конечно, в сочинении ЕГЭ его также можно использовать для своей аргументации.

Совет: не пишите про «детскую шалость». Пишите про потерю совести, формализм, ответственность. Тогда ваше сочинение выделится.

Сохраните этот материал — он пригодится в декабре. Делитесь с теми, кто ещё не знает, как написать сильное сочинение.

Подробный анализ рассказа и пример сочинения на одну из тем можно найти в моей Телеграмм канале. Ссылка ниже.

Надеюсь, что материал был вам полезен. Всегда рада вашим адекватным и положительным откликам 😊!Не забудьте поставить лайк автору за старания, мне будет приятно, а вам несложно!

А тем, кому хочется покритиковать, желаю побольше позитива и радости от жизни! И спасибо, что читаете!

Подписывайтесь на канал, если еще этого не сделали. Буду радовать вас интересным и полезным контентом. Всем добра!

P.s. Еще больше материалов для подготовки к экзаменам на моем Телеграмм-канале! Буду рада каждому!