Если вы истинно правду говорите, то по правде судите, сыны человеческие. Ибо в сердце беззаконие делаете на земле: неправду руки ваши сплетают. (Пс. 57, 2-3).
Очень глубокая и важная мысль, которая открывает главный смысл всего псалма. Некоторые толкователи предполагают, что прежде чем Саул начал открыто преследовать Давида и поднял для этого армию, он, согласно закону, устроил над ним суд.
Судьи, чтобы не входить в конфликт с Саулом, признали Давида виновным в государственной измене. Повторюсь, что это одно из предположений некоторых экзегетов, поскольку прямо о таковом суде в Священном Писании не упоминается, но некоторые слова и события, и в частности этот псалом, дают повод предполагать о нем.
Таким образом и в этих обстоятельствах, как и во многих других, Давид уподобляется Христу, над Которым тоже устроили суд только ради внешнего соблюдения правил, а не для поиска истины и справедливого решения. У Саула решение убить Давида созрело в его ожесточенном сердце, а судьи должны были лишь дать этому решению внешнюю законность. Поэтому Давид обращается не только к Саулу, но и к его окружению, называя их сынами человеческими и говорит им: “Если вы истинно правду говорите, то по правде и судите”.
Что означают эти слова? Когда на суде свидетели искренно говорят о том, что видели и слышали, а судьи искренне ищут правды, то тогда вероятнее всего этот суд будет правдив, во всяком случае он максимально приблизится к справедливому решению. Сам факт поиска истины и объективного вердикта - это признак здорового суда.
Но когда суд не ищет истины, а организовывается лишь для утверждения прежде вынесенных страстных решений, то такой суд теряет свое название. В более мягкой форме его можно назвать предвзятым или пристрастным, а по сути это - судилище и сатанинское собрание. Поскольку если Господь назвал себя Истиной, то сборище, где борются с истинной и идут против нее, можно назвать только одним словом - сатанинским.
“Если вы истинно правду говорите, то по правде и судите”. Можно и по иному посмотреть на эти слова.
Часто само заседание суда может сказать о том, истину здесь говорят или ложь. Например, суд над Христом проводили ночью, тайно от людей, не пригласив всех участников синедриона, но только тех, кто был подкуплен или придерживался линии первосвященников. Суд не имел должных доказательств вины и свидетелей. В целом, все процессуальные нормы были нарушены, и от суда осталось лишь одно название. И все это явно свидетельствовало о том, что все слова, произнесенные на этом суде, и и само его решение были ложью. То есть, если вы право судите, то вам и скрывать нечего, но если ваш суд превратился в фарс, то как доверять и вашим словам?
Поэтому этот вопрос Давида: “А́ще вои́стинну у́бо пра́вду глаго́лете”, - по сути можно назвать риторическим. Он знал ответ на него, поэтому и говорит далее: “Ибо в сердце беззаконие делаете на земле: неправду руки ваши сплетают”.
Судьи Давида не могли говорить правду по одной простой причине, поскольку их решение созрело не на законном судебном собрании, а в их страстных сердцах. Если мы говорим о Давиде, то решение о его смерти созрело в сердце Саула, а если о Христе, то - в сердцах первосвященников. Ни там, ни там решение выносилось не судом беспристрастным и объективным, но страстным сердцем человека.
К сожалению, в нашем мире это не редкость. Часто суд может не только ошибаться, но сознательно руководствоваться в своем решении страстями и беззакониями. Что же в таких случаях делать несправедливо осужденным и гонимым, таким как, например, Давид?
Конечно, если у тебя есть возможность бороться и искать справедливости, то нужно использовать эти шансы. Но когда этой возможности нет, когда сила и власть человеческая перекрыли все пути для истины, тогда-то и нужно вспомнить, что верховный суд это суд не человеческий, но Божий. Конечно, такой ответ покажется банальным, но история и примеры многих людей, в том числе и Давида, который написал эти слова будучи изгнанником, но в итоге стал царем, доказывают его действенность.
Нужно утверждать свой ум и свое сердце в той истине, что конечное слово и решение будет за Господом. Именно Он - настоящий верховный суд и последняя инстанция. И ожидать этого решения нужно не только в будущей жизни, как воздаяние за понесенные притеснения, но часто уже и в этой жизни. Причем, Господь воздаст не только притесненному, но и его притеснителям. Именно об этом и говорит Давид в оставшейся части псалма.
“Бог сокрушит зубы их в устах их: челюсти львов сокрушил Господь. Уничтожатся, как вода мимотекущая: Он натянет лук Свой, доколе не изнемогут. Как растаявший воск, они пропадут: пал огонь на них, и они не увидели солнца. Прежде, нежели вырастут ваши тернии в терновник, Он как бы живых, - как бывает во гневе, - поглотит их. Возвеселится праведник, когда увидит отмщение: руки свои омоет в крови грешника. И скажет человек: итак, есть плод для праведника, итак, есть Бог, творящий им суд на земле!”
Услышав такие слова, многие соблазняться, как праведник и святой может говорить и желать подобного другим людям, пусть даже своим врагам и гонителям? Но мы не должны удивляться подобным словам Давида.
Во-первых, давайте быть честными. Не возникают ли и у нас подобные мысли и слова, когда нас притесняют и несправедливо гонят? Именно поэтому мы и любим Давида, он без лицемерной елейности и показной святости в простоте открывает перед Богом свое сердце.
Однако, самое важное здесь состоит в том, что хотя Давид, в отличие от многих из нас, говорит о наказаниях гонителей, но сам не мстит за себя. Максимально, что позволяет себе псалмопевец, это в молитве к Богу высказывать свои переживания, но в действиях он всегда остается незлобивым и кротким, доверяя весь суд Богу.
Поэтому, читая этот псалом и подобные ему, мы должны не только не соблазняться, а наоборот находить урок для себя. Лучше Богу высказать свои чувства, которые часто, правды ради сказать, бывают страстные, чем на деле воплощать их в жизнь. А у многих это бывает с точностью наоборот, когда они на словах святы, а в делах беззаконием объяты.
Давид был подобный нам человек, с подобными переживаниями и чувствами, но усилием своей воли всегда останавливал себя от мести, уповая на защиту от Бога. Именно с этими мыслями мы и должны читать 57-й псалом, научаясь из него.
Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.
Псалом 56. Кротость – одно из главных качеств, характеризующих царя Давида
Псалом 55. В периоды испытаний с нами остаются лишь те, кто любит. И кому мы дороги как личность