Найти в Дзене

Как снижать тревогу перед новыми продуктами у ребенка. Самый простой способ.

Основная моя работа связана с малоежками. Ко мне приходят мамы привередливых едоков и мы пытаемся разобраться что происходит и какие ошибки родители успели совершить в попытках накормить ребенка. Конечно, все случаи разные и требуют анализа и индивидуального подхода, но есть некоторые нюансы, которые характерны для всех малоежек. Один из таких нюансов - отсутствие знаний у ребенка откуда берется еда, как она попадает к нам на стол и что с ней происходит в процессе приготовления. 

Образование и осведомленность имеют большое значение для работы над пищевой избирательностью. Представьте, вы ставите перед ребенком борщ, который является довольно сложным блюдом, содержащим много разных продуктов с разными текстурами и характеристиками и ждете, что ребенок его съест. А ему вообще непонятно, что там намешано в тарелке, какие продукты, какой у них вкус, что вообще ждать от этого борща?? А вдруг там лук, который я не люблю? А вдруг меня затошнит? А вдруг там противный кусочек жира будет (это моя личная травма)))? Ну вот приехали вы в другую страну, перед вами ставят тарелку непонятной еды, вы как? Сразу начнете есть или спросите что там? Какие ингредиенты, как это готовили, как это едят? Вот и ребенку все надо объяснить, показать, рассказать. И да, сейчас речь не о тех детях, которые едят все, что им дают, а о привередливых малоежках. Это две большие разницы!

Так вот, один из подходов в работе с малоежками - метод экспозиции. Он предполагает регулярные встречи ребенка с продуктами в разных обстоятельствах без ожидания, что ребенок будет есть эти продукты. Но помимо регулярных встреч с продуктами, метод экспозиции предполагает повышение осведомленности ребенка а том что из себя эти продукты представляют и откуда они берутся.

Что это означает на практике? 

  1. Вы вместе с ребенком ходите в магазин и выбираете продукты, ребенок не просто сидит в тележке и смотрит мультик на телефоне, а активно участвует в поиске продуктов: находит нужную баночку консервов, складывает в пакет яблочки, помогает выбрать творог и сыр и так далее. Детям особенно нравится выбирать фрукты и овощи, ведь они яркие, разноцветные и разные на ощупь. 
  2. Дома вы зовете ребенка помогать хозяйничать на кухне: разбираете вместе покупки, пересыпаете крупы в баночки для хранения, моете фрукты и овощи, складываете упаковки в шкафы.
  3. Вы вместе с ребенком готовите  разные простые блюда. Пожалуй этот пункт самый сложный. Я как мама ребенка с СДВГ понимаю как сложно готовить с детьми. Они все проливают, просыпают, отвлекаются и вообще могут делать что попало. Но также я могу сказать, что даже с ребенком с СДВГ можно приготовить что-то несложное без большого ущерба для кухни и маминой расшатанной психики. Пусть это будет фруктовый салат, заправленный йогуртом или оладушки с бананом - это уже даст свои плоды. Смысл совместного приготовления еды в том, чтобы показать ребенку, что знакомые ему продукты могут менять внешний вид и при этом оставаться вкусными и безопасными. Дополнительный бонус от совместных кулинарных экспериментов - это повышение мотивации ребенка попробовать блюдо, которое он сам готовил. И не надо готовить вместе каждый день. Делайте это хотя бы раз в неделю, но регулярно.

Существует еще много разных приемов из метода экспозиции - это игры, сенсорные контейнеры, опыты с едой. Но все это лучше подбирать индивидуально, исходя из интересов ребенка и возможностей мамы.

Что можно еще предпринять, если нет времени и сил привлекать ребенка к обязанностям на кухне? 

Можно смотреть мультики про еду, читать книжки, рисовать, лепить из пластилина и играть в настольные игры с изображением продуктов питания. Но самое простое - это говорите о еде!

Обсуждайте те продукты, которые вы сейчас предлагаете ребенку поесть. Обсудите цвет, запах, текстуру, внешний вид, температуру продуктов. Вместо упреков, расскажите ребенку, что апельсин оранжевый и сочный, как солнышко! Потому что он впитал солнечные лучики и теперь делиться этим светом с ребенком. Или поговорите о том, что брокколи похоже на маленькое дерево, зеленое с листочками и густой кроной. Детям это очень нравится! Такие разговоры снижают тревожность привередливого малыша, повышают интерес к продуктам, делают прием пищи веселее и еще и развивают речь и мышление. 

Если вам сложно придумать как можно описать продукты, используйте этот список.

-2

Необязательно сразу придумывать ассоциации и целые сказки про продукт, достаточно просто подобрать несколько слов, описывающих его, чтобы немного заинтересовать ребенка и слегка пробудить в нем исследовательский интерес. 

И очень важно во всем этом - регулярность. Не один-два раза поговорили, стало неинтересно, забросили. А пробуйте каждый день по чуть-чуть, с разных сторон и про разные продукты, тогда и прогресс появиться.