Найти в Дзене
Юридический офис

От "отката" до "взятки": Верховный Суд РФ расставил точки над "i" в коррупционных делах

Российская судебная система продолжает совершенствовать практику борьбы с коррупцией, и Верховный Суд РФ сыграл в этом ключевую роль, чётко разграничив понятия "откат" и "взятка" в рамках рассмотрения резонансного уголовного дела. Разъяснение, сделанное высшей судебной инстанцией, позволит более точно квалифицировать подобные преступления и, как следствие, эффективнее привлекать виновных к ответственности. Суть в чем? Чтобы действия должностного лица были квалифицированы как получение взятки, необходимо доказать: чиновник получил деньги в обмен на конкретные действия (или бездействие) в рамках своих служебных полномочий или за оказание покровительства. А вот если деньги "осели" в кармане чиновника в результате сложных схем перераспределения бюджетных средств, то речь идет уже о другой статье Уголовного кодекса. В качестве примера можно привести дело чиновника из Башкирии. Изначально он был признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и получении множества взяток. Следст
От "отката" до "взятки": Верховный Суд РФ расставил точки над "i" в коррупционных делах
От "отката" до "взятки": Верховный Суд РФ расставил точки над "i" в коррупционных делах

Российская судебная система продолжает совершенствовать практику борьбы с коррупцией, и Верховный Суд РФ сыграл в этом ключевую роль, чётко разграничив понятия "откат" и "взятка" в рамках рассмотрения резонансного уголовного дела. Разъяснение, сделанное высшей судебной инстанцией, позволит более точно квалифицировать подобные преступления и, как следствие, эффективнее привлекать виновных к ответственности.

Суть в чем? Чтобы действия должностного лица были квалифицированы как получение взятки, необходимо доказать: чиновник получил деньги в обмен на конкретные действия (или бездействие) в рамках своих служебных полномочий или за оказание покровительства. А вот если деньги "осели" в кармане чиновника в результате сложных схем перераспределения бюджетных средств, то речь идет уже о другой статье Уголовного кодекса.

В качестве примера можно привести дело чиновника из Башкирии. Изначально он был признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и получении множества взяток. Следствие установило, что он организовал схему "возврата" части материальной помощи: подчиненные по его указанию оформляли заявления на выплаты, которые он лично утверждал, а затем возвращали ему значительную долю полученных денег. По версии обвинения, таким образом чиновник фактически вымогал взятки у подчиненных. В результате, суд первой инстанции приговорил его к 13 годам колонии строгого режима, внушительному штрафу в 60,1 миллиона рублей и запрету занимать руководящие должности в органах власти на 7 лет.

Однако защита обвиняемого с таким решением не согласилась. Адвокат настаивал, что действия чиновника не были классической взяткой за покровительство, а представляли собой изъятие части бюджетных средств, которые он сам же и распределял между сотрудниками. Верховный Суд РФ прислушался к этим аргументам.

Ключевой момент, на который указал Верховный Суд: для квалификации как взятки необходимо наличие встречного характера передачи денег. То есть, денежное вознаграждение должно быть платой за конкретные действия (или бездействие) в интересах "взяткодателя". "Суть получения взятки заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью. Такие обстоятельства не установлены по настоящему делу", - подчеркнули в высшей судебной инстанции.

В материалах дела отсутствовали убедительные доказательства того, что сотрудники передавали часть материальной помощи в обмен на конкретное покровительство или иные выгоды со стороны начальника. Свидетели лишь указывали на выполнение указаний руководства и опасения потерять работу, но никаких договоренностей о предоставлении каких-либо преимуществ не было установлено.

Как подчеркнула Судебная коллегия Верховного Суда России, именно начальник был организатором и выгодоприобретателем схемы перераспределения бюджетных средств. "То есть, судом установлено, что фактически М. забирал часть денег, которые сам же и незаконно выдавал из бюджетных средств, что оговаривалось заранее с его подчиненными", - говорится в определении суда. Эта формулировка имеет принципиальное значение, поскольку смещает фокус с классической взятки на другую статью уголовного кодекса, связанную с нецелевым использованием бюджетных средств или злоупотреблением должностными полномочиями.

Именно поэтому Судебная коллегия Верховного Суда отменила предыдущие судебные решения по делу и отправила его на новое апелляционное рассмотрение. Этот шаг означает, что дело будет пересмотрено с учетом выявленных обстоятельств и новой трактовки роли руководителя в схеме.

Что это значит? Верховный Суд фактически указал на необходимость более тщательной квалификации подобных преступлений. Важно не только установить факт незаконного получения средств, но и определить, кто был инициатором схемы и какова была роль каждого участника. От этого зависит, какая именно статья Уголовного кодекса будет применена и, соответственно, какое наказание понесет виновный. Этот прецедент может повлиять на рассмотрение других дел о коррупции, где распределение ролей в преступной схеме играет ключевую роль.