Найти в Дзене
Свето999Слав

Распаковка Истории, Часть II: «Кто и как изобрел страну Израиля» Шломо Занда

Продолжаем погружение в интеллектуальный мир Шломо Занда, израильского историка, чьи работы методично и глубоко пересматривают устоявшиеся нарративы о еврейском народе и государстве Израиль. После подробного разбора его первой знаковой книги «Кто и как изобрел еврейский народ», мы переходим к ее логическому продолжению — труду, посвященному не народу, а его предполагаемой родине. Если в своей первой книге Шломо Занд смело поставил под сомнение биологическую и историческую непрерывность еврейского народа как единой этнической общности, то в работе «Кто и как изобрел страну Израиля» ("The Invention of the Land of Israel"), вышедшей в 2012 году, он обращает свой критический взор на другое основополагающее понятие сионистского нарратива — идею Земли Израиля как вечной, исключительной и непреложной родины еврейского народа. Это исследование не менее, а возможно, даже более провокационно, поскольку затрагивает сакральное для многих понятие «священной земли» и территориальные притязания, лежа
Оглавление
Коллаж Свето999Слав
Коллаж Свето999Слав

Продолжаем погружение в интеллектуальный мир Шломо Занда, израильского историка, чьи работы методично и глубоко пересматривают устоявшиеся нарративы о еврейском народе и государстве Израиль. После подробного разбора его первой знаковой книги «Кто и как изобрел еврейский народ», мы переходим к ее логическому продолжению — труду, посвященному не народу, а его предполагаемой родине.

Если в своей первой книге Шломо Занд смело поставил под сомнение биологическую и историческую непрерывность еврейского народа как единой этнической общности, то в работе «Кто и как изобрел страну Израиля» ("The Invention of the Land of Israel"), вышедшей в 2012 году, он обращает свой критический взор на другое основополагающее понятие сионистского нарратива — идею Земли Израиля как вечной, исключительной и непреложной родины еврейского народа. Это исследование не менее, а возможно, даже более провокационно, поскольку затрагивает сакральное для многих понятие «священной земли» и территориальные притязания, лежащие в основе современного израильско-палестинского конфликта.

От народа к земле: Эволюция идеи родины

Шломо Занд не отрицает глубокой связи еврейского народа с Землей Израиля, выраженной в тысячелетних молитвах, религиозных текстах и мечтах о Сионе. Однако его книга — это не отрицание этой связи, а скрупулезный анализ того, как понятие «Земля Израиля» трансформировалось из религиозно-культурного символа в политический и национальный конструкт, ставший обоснованием для создания современного государства. Занд утверждает, что идея Земли Израиля как исключительной национальной родины, на которую еврейский народ имеет неоспоримое и вечное право, является не древней истиной, а продуктом относительно недавнего исторического «изобретения», тесно связанного с зарождением и развитием сионистского движения в XIX-XX веках.

Основные тезисы Занда в этой книге можно свести к следующим пунктам:

1. Географическое имя и его метаморфозы: Занд показывает, что на протяжении веков территория, которую сегодня называют «Израилем», имела множество названий: Ханаан, Иудея, Сирия Палестинская (Syria Palaestina), Арабская Палестина, Южная Сирия. Название «Земля Израиля» (Эрец-Исраэль) существовало в религиозных текстах, но не было доминирующим светским или политическим наименованием до периода сионистского возрождения. Идея о том, что эта земля всегда была известна и мыслилась как «Земля Израиля» в национальном, а не только библейском или религиозном смысле, является ретроспективной проекцией модерна. Сионизм активно реанимировал и политизировал это древнее религиозное название для обоснования своих целей.

2. Археология и история на службе нации: Занд критически рассматривает роль израильской археологии и историографии, особенно на ранних этапах становления государства. Он утверждает, что эти дисциплины, призванные быть объективными, часто использовались для подтверждения и легитимации национального нарратива. Археологические раскопки и исторические исследования в Израиле, по Занду, были направлены на «поиск» и «подтверждение» непрерывного еврейского присутствия, «доказательство» величия древних царств и «восстановление» библейской истории, при этом нередко игнорировались или принижались свидетельства о присутствии других народов и культур, или же их история интерпретировалась через призму еврейской исключительности. Занд указывает на несоответствия между библейскими описаниями (например, размерами и могуществом царства Давида и Соломона) и археологическими находками, которые часто не подтверждают, а скорее ставят под вопрос масштаб этих царств.

3. «Возвращение» как политический проект: Традиционный сионистский нарратив утверждает, что евреи после двухтысячелетнего изгнания наконец-то «вернулись» на свою историческую родину. Занд, продолжая аргументацию из своей предыдущей книги, утверждает, что такого массового изгнания не было, а значит, и «возвращение» в буквальном смысле слова теряет свой исторический смысл. Он рассматривает «возвращение» скорее как метафору и как мощный политический проект, призванный объединить разрозненные еврейские общины мира и дать им общую цель — создание государства на этой конкретной земле. Для Занда, идея «возвращения» была не столько констатацией исторического факта, сколько идеологическим инструментом для мобилизации и легитимации колонизации и заселения Палестины.

4. Земля как инструмент исключения: Самым острым аспектом аргументации Занда является то, как идея «Земли Израиля» в ее сионистской интерпретации стала инструментом для исключения и делегитимации коренного арабского населения Палестины. Если Земля Израиля — это исключительная родина еврейского народа, то присутствие палестинцев, многие из которых, по Занду, могут быть потомками древних евреев, ассимилировавшихся и принявших ислам, становится аномалией, которую необходимо объяснить или игнорировать. Таким образом, исторические мифы о земле, подобно мифам о народе, служат не только для объединения одной группы, но и для отчуждения другой, создавая почву для конфликтов.

Реакция и значение

Как и его первая книга, «Кто и как изобрел страну Израиля» вызвала ожесточенные дебаты и критику, особенно в Израиле. Многие увидели в ней попытку подорвать исторические и моральные основания существования Израиля как еврейского государства. Обвинения в «антисионизме» и «ревизионизме» были неизбежны. Однако, несмотря на критику, труд Занда заставляет задуматься о том, как национальные истории конструируются, как они используются для оправдания политических целей и как важно подходить к ним с критическим осмыслением.

Книга Занда — это призыв к демифологизации истории, к пониманию того, что даже самые глубоко укоренившиеся представления о земле и нации могут быть продуктом исторического и идеологического конструирования. Понимая это, мы можем не только критически взглянуть на прошлое, но и, возможно, найти новые пути для сосуществования в будущем.

(Для более глубокого понимания контекста и аргументации Шломо Занда, рекомендуем ознакомиться с другими статьями цикла).

Больше материалов в нашем Телеграм-канале.