Для начала, чтоб знать всю картину данного разговора, стоит почитать, что написал портной Замирка, в объяснительной записке, когда его попросили дать объяснение, по поводу изготовления пиджаков и костюмов на дому советским гражданам.
«Поскольку я работаю в ателье, то у меня нет свободного времени для работы на дому. Ничего добавить к этому показанию не могу. Мастер-закройщик Замирка».
Ну что же… вполне содержательный и честный ответ, честного труженика Советской Страны. Работает в ателье мастером-закройщиком, свободного времени для калыма нет, больше добавить нечего. Но товарищ полковник, человек не промах! Поэтому, зачитав объяснения портного, решил немного поднажать на портного, чтоб человек сразу всё понял и во всем признался, поэтому решил сказать так:
«— Гражданин Замирка, — сказал Костенко, убирая в папку объяснение закройщика, — теперь мы с вами перейдем ко второй стадии нашего разговора.
— Можем перейти хоть к третьей, товарищ полковник, но от этого существо дела не изменится и я не напишу вам ничего нового. Не могу только не высказать удивления: неужели у вас нет более важных дел, чем проверять доносы соседей по лестничной клетке?
— Пишут? — поинтересовался Костенко.
— По-моему, у вас здесь на меня скопилась «Война и мир» из доносов. — Замирка усмехнулся.
— Надо бы почитать.»
И эта стратегия сработала! Гражданин Замирка сразу сорвался, стал возмущается, брыкаться, лягаться и показывать свои зубы, показывая тем самым, своё неуважительное отношение к работнику МВД и вообще ко всему окружающему его миру.
Тут я вынужден прервать текст. Портные, в этой серии книг, про полковника Костенко, очень интересные люди. На них, что в «Огарёво, 6» что далее в разборе повести «Противостояние», люди на них жалуются и пишут доносы, они грубые и нелюдимые, очень агр-есси-вные к окружающим. Интересно с чем это связанно? Что так бесит людей в них, в портных? И что такого произошло в жизни этих портных, что они такие оз-лоб-лен-ные и равнодушные к всем людям? Хотя, читая про этих второстепенных героев, становиться всё относительно понятно.
Они живут замкнуто и отдельно от окружающих, их не беспокоит и не интересует на свете ничего, они постоянно работают на дому, раздражая соседей звуком швейной машинки, им пле-вать на всех и вся в этой жизни, кроме одного, личной наживы и личного благополучия. Правда… что первого, что второго, ни у одного из них что-то не похоже что прибавилось богатства и достатка, возможно именно из за этого, они ещё больше злятся и не-нав-идят окружающий их мир. Причём, в который уже раз(!) стоить заметить, время давно другое, люди скинув тот-али-тар-ный хомут и страх, стали свободными, счастливыми, видящими и думающими по другому, а главное, они, по мыслям Юлиана Семёнова, стали совсем иными.
Но вот портных…, что в те «неправильные» времена, не любили и стучали на них постоянно, на регулярной основе, что сейчас, в «правильные» времена, продолжают стучать и отр-авл-ять им жизнь по старинке, с помощью доносов! Интересно, с чего это? Может у Юлиана Семёнова, этот персонаж взят из реальной жизни, может это ещё один его родственник или друг, которого посадили не за что? Почему, люди, так делают? За что они так ненавидят портных? Почему портные такие грубые и озлобленные? Что такого делаю эти портные, что соседи так настойчиво и упорно, продолжают стучать на них в правоохранительные органы? Жаль, очень жаль, что все эти вопросы, автор повести так и не удосужился раскрыть и объяснить. Хотя не большой намёк, объяснение он оставил, о чём будет написано ниже.
Продолжим. Впрочем это не самое важное и ужасное о чём говорит портной, это так… разминка, лёгкая пробежка перед марафоном, как аперитив перед обедом. Самое интересное ещё впереди.
«— Неужели государству — это я так, в порядке заметок на полях, — будет очень плохо, если мне позволят шить на дому?
— По-моему, нет.
— Я ездил туристом в Венгрию и ГДР; там, между прочим, тоже социализм, и ему не мешают портные, отдающие государству хорошие деньги в налоговые отчисления.
— Вы меня напрасно убеждаете в этом. Я согласен с вами, полностью согласен.
— Вы согласны, но попробуй-таки я шить, как меня сразу же тянут за хобот в ОБХСС и делают каким-то пособником классового врага.
Костенко устало прищурил глаза.
— Ладно. В отправных экономических оценках мы с вами сходимся. Теперь перейдем к шершавому языку юриспруденции. Я хочу просить вас подписаться вот тут. Предупреждение, что вы будете привлечены к уголовной ответственности за дачу ложных показаний по этому делу.»
А вот эта просьба уже, больше похожа на угр-озу со стороны Костенко, на зап-угива-ние человека, как намёк, предупреждение, чтоб не думал юлить и утаивать от следователя всё что знает. И хоть портной уже «потёк», но по хорошему, без протокола, полюбовно, полковник Костенко, не захотел продолжить беседу, тем самым ещё больше начиная расшатывать не только нервную систему портного, но и пятую точку. Впрочем, сейчас разговор пойдёт именно об ОБХСС.
Не думаю, что товарищи из ОБХСС занимались бы лично портным Замирка, если б он сшил костюм на дому, лично для себя, ну или кому-то из своих знакомых или друзей, раз или два в месяц. Даже если-бы потом, он продал этот костюм своим знакомым или друзьям, через комиссионный магазин, или по объявлению в газете, то ОБХСС, тоже вряд ли бы стал хватать Замирку за хобот. Как не пытайся сгущать портной краски над своею тяжёлой жизнью в Советском Союзе, а на такие мелкие «сделки», которые проходили сплошь и рядом в «тот-али-тар-ном» государстве, ОБХСС почему то ни кого, из таких продавцов не задерживал.
А вот если, товарищ Замирка, на постоянной основе, строчит эти костюмы у себя дома как горячие пирожки и продаёт их по спекулятивной цене, заказавшим их у него клиентам, которые толпой стоят у дверей его квартиры чуть-ли не каждый вечер, тогда да, вас таки схватят за хобот, гражданин Замирка и, как вы утверждаете, потащат в ОБХСС для дачи показаний по этому вопросу. Ведь одно дело официально, по государственным расценкам, шить и продавать хорошие, качественные костюмы простым гражданам, оформив своё дело как положено по закону и совсем другое, втихаря, в обход всех существующих законов, проводить незаконные сделки, в промышленных масштабах, набивая себе карман. Тут что-то другое, что-то более крупное, что-то темнит портной, не договаривает, ой не договаривает!
Для справки: «ОБХСС — Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. Это подразделение входило в состав системы органов внутренних дел СССР (милиции) и занималось борьбой с хищениями в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промышленной и индивидуальной кооперации (выделено мной), заготовительных органах и сберкассах, а также со взяточничеством и спекуляцией.»
Вот что такое ОБХСС! И замете, индивидуальная коммерция в СССР присутствовала, но об этом почему то опять, Юлиан Семёнов забыл напомнить в своей повести, хотя, сам того не подозревая намекнул об этом в скользь, как бы случайно! Один из портных, которого также как и Замирку, опрашивали на предмет пошива костюма подозреваемому преступнику, вне рабочее время, написал вот такие слова:
«В последние два года я не работаю дома, поскольку финорганы требуют непомерные налоги. Являюсь мастером-закройщиком ателье высшей категории № 67. Избран членом профкома. Мастер-закройщик Милютин.»
Вот поэтому, не жилая платить «хорошие» налоговые отчисления государству, о которых так красочно говорил Замирка в начале разговора с Костенко, за свою индивидуальную деятельность, гражданин портной, решил работать незаконно, идя на экономическое преступление, уйдя в теневой рыночный бизнес.
А то что портной Замирка, работал как маленький подпольный цех, говорят те самые «доносы» о которых он так кичился перед полковником. Ну согласитесь, слушать целый вечер, как за твоей стеной, допоздна работает швейная машинка, день за днём, месяц за месяцем, это может взбесить кого угодно. Странно, что ему не на-би-ли мо-р-ду соседи по лестничной клетке, когда портной второпях бежал домой, что продолжить пошив костюмов, после тяжёлого, трудового дня. Но поскольку, Замирка до сих пор оставался на свободе и без видимых по-бо-ев на лице, получается что соседи были законопослушные и делали всё как полагается, по закону, а вот местный участковый, к которому скорее всего поступали жалобы от соседей, спускал всё это на тормоза, получая процент или взятку от портного, в виде нового костюма или денег, за «замятие» сигналов и жалоб от граждан.
Но Костенко страдающий болями в животе и жаждой разобраться с очень сложным и запутанным делом, за которое светила хорошая премия, пропускает все эти высказывания мимо ушей. Ему плевать на все эти реплики и возмущения портного, он даже соглашается с ним, он наверное тоже не прочь перевести всю работу МВД, включая ОБХСС, на коммерческие рельсы. Костенко даже видит в портном своего единомышленника, родную душу, по экономическим взглядам и реформам в СССР. Только в отличие от полковника, портной, честно и открыто озвучил его давние, скрытые желания о заработке денег. Осмелюсь предположить что по вечерам, тайно, Костенко думает, мечтает, размышляет и фантазирует о том, что мол пора, давно настала пора, милицию передавать из государственных в частные руки!
Ах, как-бы было это здорово! Лежит стопка начатых уголовных дел, Костенко приходит на работу, выбирает себе интересное, по его душе дело, выставляет государству свою цену, после чего, когда в карман перепадёт аванс, он начинает работать по нему в своё удовольствие. И замете, если кто из начальства, начинает торопит Костенко, говорить что, мол надо побыстрей, товарищ Костенко, это тёмное дело раскрывать! Тогда наш покорный слуга, товарищ полковник, мог сказать примерно следующее, мол за скорость и быстроту, надо ещё-бы накинуть с верху сто процентов премии, дело то очень тёмное и сложное, за десять дней одному не справиться!
А уж про отчисления государству, хорошие отчисления, щедрые, о которых так страстно говорил красочно портной, заливая эту муть полковнику по полной в уши, это отдельная песня! Тут можно с уверенностью сказать, их товарищ Замирка, будет отдавать налоги также, как он продавал свои сшитые костюмы налево! Да ещё будет доказывать, с пеной у рта, что он самый честный человек, по сдачи налогов государству! Как честно и справедливо, работают вот такие «частные» предприниматели, что за границей, что у нас, можно написать не одну книгу, в этом даже не сомневайтесь. Современная Россия это хорошо показала за последние 30 лет, после распада СССР, особенно в «лихие» девяностые, когда вот такие как Замирка, проросли по всей стране, как грибы после дождя!
Тут и чёрный нал, покупка и продажа только за наличку, заниженные официальные расценки которые пробивались на кассовых аппаратах отдельно, а вторая половина платилась опять-таки наличкой и многое, многое, другое. Много чего интересного вам могут рассказать коммерсанты 90 и 2000 годов, особенно 90 годов. В ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ КОМЕРЦИИ! Как им, чтоб заработать себе хорошее состояние, приходилось крутиться среди двух а то и трех огней. С одной стороны были новоиспеченные налоговые органы, которые лезли к тебе в карман когда вздумается, чтоб ты заплатил налоги и спал спокойно.
С другой стороны «братки», в черных кожаных куртках или малиновых пиджаках, пытались взять с тебя процент, чтоб ты тоже, мог не только спать спокойно, но и проснуться утром живым, для нового заработка не только себе, но и им. Ну а последние, это доблестная милиция, которая тоже не за «спасибо» готова была тебя защитить, от «братков», правда защищала она так… хорошо, что большинству коммерсантов было проще договорится с «братками», откупиться от них, чем искать помощи и защиты у официальной власти.
Впрочем о последнем, Юлиан Семёнов ещё не знал, он летал в розовых мечтах, о свободной, богатой, сытой и счастливой, забугорной жизни, живя в такой унылой и тоталитарной стране, где нет ни свободы слова, ни продуктов, ни одежды, от слова совсем, ну разве только телогрейки да кирзовые сапоги были в изобилии и довались бесплатно, за другой взгляд и инакомыслие.
Но не будем останавливаться на таких мелочах, впереди ещё много чего будет интересного в беседе полковника и портного. Тем более что обычный человек, может справедливо указать на то, что Замирка, этот простой и скромный портной, просто так, ради красного словца, приплёл ОБХСС, чтоб его слова получились более проникновенными и душещипательными. Возможно, не буду спорить, но осадок, всё-таки остался.
Ознакомиться с этим и другими материалами можно на моей странице в VK. Поэтому приглашаю всех кому это интересно, у кого есть чувство юмора и фантазии, поразмышлять о фильмах и книгах. Буду рад! Ссылка прилагается.
ВНИМАНИЕ!!! Перепечатка, цитирование, копирование текста только с разрешения автора. Все фото, скриншоты, видео, рисунки, картинки взяты с поисковика «Яндекс» и «Яндекс картинки»!!!