Найти в Дзене

Выставка Брюллова в Новой Третьяковке: шедевры, графика и эффектные залы

К 225-летию Карла Брюллова в Новой Третьяковке на Крымском Валу проходит масштабная выставка, посвящённая его жизни и творчеству: «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург». Выставку можно посетить до 18 января 2026 года. Экспозиция построена как своеобразная биография, рассказанная через три города. Рим — это годы учёбы, становления и первых больших успехов; здесь Брюллов открывает для себя античность и пишет работы, принесшие ему признание в Европе. Москва показана как пространство триумфа и встреч с представителями культурной и светской элиты: именно здесь художник становится знаменем русского искусства, создаёт парадные портреты и становится любимцем публики. Петербург представлен как период зрелости и противоречий, когда мастер берётся за грандиозные проекты, работает над росписями Исаакиевского собора и одновременно всё чаще сталкивается с трудностями и незавершёнными замыслами. Такой маршрут позволяет проследить жизнь Брюллова не сухой хронологией, а через картины, в которых отраж
Оглавление

К 225-летию Карла Брюллова в Новой Третьяковке на Крымском Валу проходит масштабная выставка, посвящённая его жизни и творчеству: «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург». Выставку можно посетить до 18 января 2026 года.

Карл Брюллов, «Последний день Помпеи», 1833
Карл Брюллов, «Последний день Помпеи», 1833

Концепция выставки

Экспозиция построена как своеобразная биография, рассказанная через три города.

Рим — это годы учёбы, становления и первых больших успехов; здесь Брюллов открывает для себя античность и пишет работы, принесшие ему признание в Европе.

Москва показана как пространство триумфа и встреч с представителями культурной и светской элиты: именно здесь художник становится знаменем русского искусства, создаёт парадные портреты и становится любимцем публики.

Петербург представлен как период зрелости и противоречий, когда мастер берётся за грандиозные проекты, работает над росписями Исаакиевского собора и одновременно всё чаще сталкивается с трудностями и незавершёнными замыслами.

Такой маршрут позволяет проследить жизнь Брюллова не сухой хронологией, а через картины, в которых отражаются разные этапы его пути и разные культурные среды, в которых он работал.

Пространство и логистика

Основной зал подёлен на своего рода «коридоры», каждый из которых относится к отдельному городу. Двигаешься вдоль ряда картин, приходишь к кульминационной работе, возвращаешься к кураторскому тексту — и так снова. Этот маршрут создаёт ощущение последовательного путешествия по биографии художника: в каждом блоке сосредоточены произведения определённого этапа, и логика движения помогает не запутаться и не потерять нить.

-6

Работы висят в один ряд, на комфортном расстоянии друг от друга: ничего не упустишь, никто не заслоняет обзор, можно задержаться у каждой картины. Благодаря такой организации даже при большом потоке людей все гости могут рассмотреть каждую работу. Дизайн экспозиции, о котором ниже, таком помогает почувствовать себя наедине с произведением, даже при большом количестве гостей.

Дизайн экспозиции

На выставке чёрные стены и металлические профили контрастируют с резными золотыми рамами, так что картины словно парят в темноте. Такой приём усиливает впечатление яркости красок и проработанности деталей. Подсвеченные картины словно выступает из темноты, и ты в темном зале чувствуешь себя один на один с произведением.

Этикетаж вынесен на бордюр-пьедестал на полу — это не только удобно для чтения (крупный шрифт видно издалека, подсветка также способствует читабельности, можно увидеть название, не мешаю другим любоваться картиной), но и задаёт чёткую границу, куда нельзя заходить, позволяя держать дистанцию между зрителем и полотном.

Дополнительно пространство структурировано с помощью символических цветных дорожек, которые ведут через залы и помогают зрителю не потеряться: красная линия уводит в «Рим», другая — в «Москву», третья — в «Петербург»

-10

Оформление работает не столько как украшение, а скорее как инструмент: удерживает внимание на картинах, задаёт маршрут и создаёт атмосферу одновременно монументальности и уединения.

-11

Работы и ключевые картины

Две главные доминанты выставки — «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием». Они задают масштаб и драматический тон экспозиции.

 Карл Брюллов,  «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году», 1839–1843
Карл Брюллов, «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году», 1839–1843

Отдельно выделена и «Всадница» — одна из самых известных картин художника которая давно стала символом романтической линии Брюллова.

Карл Брюллов, «Всадница», 1832
Карл Брюллов, «Всадница», 1832

Меня зацепили графические и акварельные листы — зарисовки из путешествий.

Детали на живописных полотнах невероятно впечатляют: ткани, узоры, мех, перья и другие мелочи. Тонкие линии, яркие краски, мельчайшие элементы прописаны детально и мастерски, хочется рассматривать их подолгу.

Некоторые портреты тоже потрясающие, очень живые и харáктерные.

Проект собрал работы из множества городов и музеев: Саратов, Волгоград, Ярославль, Ереван и многие другие. Помимо трёх основных блоков выставки (Рим-Москва-Петербург), выделены и дополнительные разделы: с графикой и акварелями, с эскизами росписей для Исаакиевского собора, с набросками и незавершёнными полотнами. Эти залы дают возможность увидеть не только парадные шедевры, но и рабочую кухню художника, его эксперименты и слабые стороны.

Кураторские находки и интерактивы

Кураторы подумали не только о маршруте, но и о том, как включить в процесс даже маленьких зрителей. У некоторых картин рядом с названиями напечатаны вопросы на внимание и логику. Они задумывались для детей, но отвечать на них было интересно и взрослым. Это превращает просмотр в игру и помогает рассмотреть работу внимательнее.

В залах есть и тактильные элементы: можно потрогать кусочки тканей и материалов, которые писал Брюллов на полотне. Есть и интерактивные стенды, где предлагают найти на картине персонажей по описанию или сопоставить изображённые предметы с реальными.

Кроме этого, на выставке представлены специальные карты с визуализацией мест, где бывал Брюллов в Риме, Москве и Петербурге: дома, мастерские, знаковые адреса. Это помогает соединить картины с биографией и представить, как художник жил и работал в разных городах.

Атмосфера и впечатления

Несмотря на большое количество посетителей, выставка оказалась удивительно комфортной. Продуманный маршрут и логика залов помогают не теряться и дают возможность задержаться у каждой картины.

Карл Брюллов, «Итальянский полдень», 1827
Карл Брюллов, «Итальянский полдень», 1827

Мне особенно понравилось, что даже при шуме и движении вокруг можно было сосредоточиться и почувствовать себя наедине с работой. Картины висят свободно, на нужном расстоянии, и взгляд ничто не отвлекает. Атмосфера получилась камерной и одновременно величественной: тёмные стены усиливают яркость красок, а свет выхватывает каждую деталь.

-24

Интересное впечатление оставил последний зал с незавершёнными полотнами: возникло ощущение, что даже Брюллов временами не любил свою работу (тут, видимо, личное — у кого что болит). Он уставал, сомневался и оставлял полотна без финала. Интересная возможность взглянуть на художника не в парадном блеске, а как на живого, уязвимого человека.

Итог

Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» — не просто собрание шедевров. Это путешествие по биографии художника, рассказанное через города, работы и даже его кризисы.

Произведения Брюллова — великолепны, кураторы — молодцы, выставку — рекомендую. Она работает до 18 января 2026 года.

Кстати, сейчас в москве проходит ещё одна классная выставка — «Борис Кустодиев». Её я тоже рекомендую! Подробнее о моих впечатлениях можно почитать в ТГ-канале «Скрипка Энгра»: https://t.me/ingresvioline

Карл Брюллов, «Портрет Г. Н. и В. А. Олениных», 1827
Карл Брюллов, «Портрет Г. Н. и В. А. Олениных», 1827
Карл Брюллов, «Портрет Фанни Персиани-Таккинарди в рои Амины в опере Беллини "Сомнамбула"», 1834
Карл Брюллов, «Портрет Фанни Персиани-Таккинарди в рои Амины в опере Беллини "Сомнамбула"», 1834