К 225-летию Карла Брюллова в Новой Третьяковке на Крымском Валу проходит масштабная выставка, посвящённая его жизни и творчеству: «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург». Выставку можно посетить до 18 января 2026 года.
Концепция выставки
Экспозиция построена как своеобразная биография, рассказанная через три города.
Рим — это годы учёбы, становления и первых больших успехов; здесь Брюллов открывает для себя античность и пишет работы, принесшие ему признание в Европе.
Москва показана как пространство триумфа и встреч с представителями культурной и светской элиты: именно здесь художник становится знаменем русского искусства, создаёт парадные портреты и становится любимцем публики.
Петербург представлен как период зрелости и противоречий, когда мастер берётся за грандиозные проекты, работает над росписями Исаакиевского собора и одновременно всё чаще сталкивается с трудностями и незавершёнными замыслами.
Такой маршрут позволяет проследить жизнь Брюллова не сухой хронологией, а через картины, в которых отражаются разные этапы его пути и разные культурные среды, в которых он работал.
Пространство и логистика
Основной зал подёлен на своего рода «коридоры», каждый из которых относится к отдельному городу. Двигаешься вдоль ряда картин, приходишь к кульминационной работе, возвращаешься к кураторскому тексту — и так снова. Этот маршрут создаёт ощущение последовательного путешествия по биографии художника: в каждом блоке сосредоточены произведения определённого этапа, и логика движения помогает не запутаться и не потерять нить.
Работы висят в один ряд, на комфортном расстоянии друг от друга: ничего не упустишь, никто не заслоняет обзор, можно задержаться у каждой картины. Благодаря такой организации даже при большом потоке людей все гости могут рассмотреть каждую работу. Дизайн экспозиции, о котором ниже, таком помогает почувствовать себя наедине с произведением, даже при большом количестве гостей.
Дизайн экспозиции
На выставке чёрные стены и металлические профили контрастируют с резными золотыми рамами, так что картины словно парят в темноте. Такой приём усиливает впечатление яркости красок и проработанности деталей. Подсвеченные картины словно выступает из темноты, и ты в темном зале чувствуешь себя один на один с произведением.
Этикетаж вынесен на бордюр-пьедестал на полу — это не только удобно для чтения (крупный шрифт видно издалека, подсветка также способствует читабельности, можно увидеть название, не мешаю другим любоваться картиной), но и задаёт чёткую границу, куда нельзя заходить, позволяя держать дистанцию между зрителем и полотном.
Дополнительно пространство структурировано с помощью символических цветных дорожек, которые ведут через залы и помогают зрителю не потеряться: красная линия уводит в «Рим», другая — в «Москву», третья — в «Петербург»
Оформление работает не столько как украшение, а скорее как инструмент: удерживает внимание на картинах, задаёт маршрут и создаёт атмосферу одновременно монументальности и уединения.
Работы и ключевые картины
Две главные доминанты выставки — «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием». Они задают масштаб и драматический тон экспозиции.
Отдельно выделена и «Всадница» — одна из самых известных картин художника которая давно стала символом романтической линии Брюллова.
Меня зацепили графические и акварельные листы — зарисовки из путешествий.
Детали на живописных полотнах невероятно впечатляют: ткани, узоры, мех, перья и другие мелочи. Тонкие линии, яркие краски, мельчайшие элементы прописаны детально и мастерски, хочется рассматривать их подолгу.
Некоторые портреты тоже потрясающие, очень живые и харáктерные.
Проект собрал работы из множества городов и музеев: Саратов, Волгоград, Ярославль, Ереван и многие другие. Помимо трёх основных блоков выставки (Рим-Москва-Петербург), выделены и дополнительные разделы: с графикой и акварелями, с эскизами росписей для Исаакиевского собора, с набросками и незавершёнными полотнами. Эти залы дают возможность увидеть не только парадные шедевры, но и рабочую кухню художника, его эксперименты и слабые стороны.
Кураторские находки и интерактивы
Кураторы подумали не только о маршруте, но и о том, как включить в процесс даже маленьких зрителей. У некоторых картин рядом с названиями напечатаны вопросы на внимание и логику. Они задумывались для детей, но отвечать на них было интересно и взрослым. Это превращает просмотр в игру и помогает рассмотреть работу внимательнее.
В залах есть и тактильные элементы: можно потрогать кусочки тканей и материалов, которые писал Брюллов на полотне. Есть и интерактивные стенды, где предлагают найти на картине персонажей по описанию или сопоставить изображённые предметы с реальными.
Кроме этого, на выставке представлены специальные карты с визуализацией мест, где бывал Брюллов в Риме, Москве и Петербурге: дома, мастерские, знаковые адреса. Это помогает соединить картины с биографией и представить, как художник жил и работал в разных городах.
Атмосфера и впечатления
Несмотря на большое количество посетителей, выставка оказалась удивительно комфортной. Продуманный маршрут и логика залов помогают не теряться и дают возможность задержаться у каждой картины.
Мне особенно понравилось, что даже при шуме и движении вокруг можно было сосредоточиться и почувствовать себя наедине с работой. Картины висят свободно, на нужном расстоянии, и взгляд ничто не отвлекает. Атмосфера получилась камерной и одновременно величественной: тёмные стены усиливают яркость красок, а свет выхватывает каждую деталь.
Интересное впечатление оставил последний зал с незавершёнными полотнами: возникло ощущение, что даже Брюллов временами не любил свою работу (тут, видимо, личное — у кого что болит). Он уставал, сомневался и оставлял полотна без финала. Интересная возможность взглянуть на художника не в парадном блеске, а как на живого, уязвимого человека.
Итог
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» — не просто собрание шедевров. Это путешествие по биографии художника, рассказанное через города, работы и даже его кризисы.
Произведения Брюллова — великолепны, кураторы — молодцы, выставку — рекомендую. Она работает до 18 января 2026 года.
Кстати, сейчас в москве проходит ещё одна классная выставка — «Борис Кустодиев». Её я тоже рекомендую! Подробнее о моих впечатлениях можно почитать в ТГ-канале «Скрипка Энгра»: https://t.me/ingresvioline