Найти в Дзене

Курсовая работа по праву на тему: Система российского права как структурный элемент национальной правовой системы.

Что такое правовая система и чем она отличается от системы права? В этой курсовой работе дается развернутый ответ на этот вопрос, исследуются современные научные подходы и наглядно демонстрируется структура и многообразие российского права. Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34. Введение Глава 1. Правовая система и система права: вопросы соотношения 1.1. Понятие «правовая система» в контексте современных исследований 1.2. Проблема соотношения категорий «правовая система» и «система права» Глава 2. Система российского права 2.1. Отраслевая характеристика системы российского права 2.2. Структурное многообразие системы российского права Заключение Список использованных источников и литературы Актуальность темы исследования. На протяжении практически всей истории развития правовой науки структура системы права - одного из фундаментальных и концептуа
Оглавление

Что такое правовая система и чем она отличается от системы права? В этой курсовой работе дается развернутый ответ на этот вопрос, исследуются современные научные подходы и наглядно демонстрируется структура и многообразие российского права.

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.

Введение

Глава 1. Правовая система и система права: вопросы соотношения

1.1. Понятие «правовая система» в контексте современных исследований

1.2. Проблема соотношения категорий «правовая система» и «система права»

Глава 2. Система российского права

2.1. Отраслевая характеристика системы российского права

2.2. Структурное многообразие системы российского права

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность темы исследования. На протяжении практически всей истории развития правовой науки структура системы права - одного из фундаментальных и концептуальных понятий теории права - порождала множество дискуссий. Мнения юристов разнятся как в связи с субъективным восприятием правовой реальности, так и по причине существования объективных факторов, способствующих непрерывному изменению системы права. К такого рода причинам возможно отнести вариативный характер актуализации тех или иных общественных отношений, перманентное экономическое и культурное развитие общества, глобализацию политических и социальных процессов и, наконец, все возрастающее «сближение» национального и международного права.

При этом понятия «правовая система» и «система права» нужно различать. Первое - это взятые в единстве основные правовые явления данной страны: и собственно право, и правовая идеология, и судебная (юридическая) практика. Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права того или иного государства, и вот в отношении той или иной страны использование понятия «национальная правовая система» очень важно потому, что в ней наряду с собственно правом могут играть определяющую роль либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология, от чего, в свою очередь, зависит весь строй, «весь мир» правовых явлений.

В свою очередь под«системой права» следует понимать внутреннюю структуру права, обладающую целостностью, определенной устойчивостью, законченностью. Система права является элементом правовой системы наряду с другими ее компонентами (правосознание, юридическая практика, правовые институты и др.). Так, система права включает в себя структурированную совокупность правовых норм, разграничивающихся по отраслям, подотраслям, институтам и субинститутам.

Иногда указанное понятие отождествляется с понятием «правовая система», однако, такой подход является неверным. В сущности, все рассматриваемые явления выражают один и тот же феномен - право, но с разных сторон.

Поэтому исследование соотношения понятия правовой системы и системы права является актуальным направлением научных исследований. Поэтому целью курсовой работы является изучение понятия и соотношения правовой системы и системы права.

Указанная цель обусловила следующие задачи исследования:

- рассмотреть основные подходы к понятию «правовая система»;

- проанализировать проблему соотношения понятий «правовая система и система права»;

- дать отраслевую характеристика системы российского права;

- охарактеризовать структурное многообразие системы российского права.

Предметом курсовой работы выступает правовая система как комплексная оценка юридической сферы жизни конкретного общества. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в результате функционирования права как системы.

Теоретическую основу исследования составила методологическая и доктринальная литература в рамках понятия правовой системы и системы права, а также нормативно-правовые акты в данной сфере. В частности, основным нормативно-правовым актом выступает Конституция Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составила совокупность таких методов, как системно-логический, сравнительно-правовой, метод системного анализа, исторический метод.

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, разделенной на параграфы, заключения и списка используемых источников и литературы.

Глава 1. Правовая система и система права: вопросы соотношения

1.1. Понятие «правовая система» в контексте современных исследований

В современном юридическом пространстве нет единого, уни­версального подхода к пониманию толкования дефиниции «правовая система». Считается, что ее содержание впервые определил Г. Кельзен в 1946 году. Впоследствии Дж. Раз представил разграничение моментальных и немоменталь­ных правовых систем, которое использовали в своих работах Дж. Харрис и Дж.М. Финнис.

Однако, несмотря на множественность подходов, сложившихся в зарубежной юриспруденции, можно констатировать отсутствие четко опреде­ленных критериев, позволяющих выделить родовые признаки правовой системы.

В отечественном правоведении противо­речивое понимание дефиниции «правовая сис­тема» сложилось еще в советскую эпоху. Один из авторитетных исследователей того периода Ю.А. Тихомиров считал, что «правовая система - это информационно-регулятивная система обще­ства, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными исто­рико-правовыми и этнокультурными особен­ностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательства, правопримене­ния, правосознания), объединенных статиче­скими и динамическими отношениями в струк­турно упорядоченное целостное единство, об­ладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необхо­димостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информа­цию о своем должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функцией (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общест­венные отношения, поведение людей)».[1].

Представленная точка зрения основыва­лась на классовом подходе в духе марксистско-ленинской философии. Понятие перегружено неопределенными компонентами, такими как «статические и динамические отношения», «передаточная функция», которые в большей части имеют отношение к философии, нежели к праву.

В современном правоведении существуют иные подходы, основанные на представлении о правовой системе как о «совокупности взаимо­связанных, согласованных и взаимодействую­щих правовых средств и элементов, регули­рующих общественные отношения и характе­ризующих уровень правового развития госу­дарства» . По нашему мнению, это толкование имеет существенный недостаток: в нем отсут­ствуют критерии, посредством которых можно отделить одну правовую систему от другой.

Если вышеназванный автор в качестве ос­новного компонента правовой системы пока­зывал «совокупность правовых средств и эле­ментов», то Л.П. Рассказов главной состав­ляющей правовой системы называл совокуп­ностью «взаимосвязанных правовых явлений, отражающих всю правовую организацию об­щества и характеризующих уровень развития той или иной страны»[2]. Он считал правовую систему комплексной категорией.

В учебнике «Теория государства и права» под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько правовая система определена как «широкая реальность, охватывающая собой всю сово­купность внутренне согласованных, взаимо­связанных, социально однородных юридиче­ских средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирую­щее воздействие на общественные отношения, поведение людей».[3]

С.П. Котковец высказал мнение о том, что «результатом действия правовых систем явля­ется упорядочение общественных отношений в соответствии с объективными требованиями действительности». Считаем данное выска­зывание ошибочным, так как автор сворачива­ет функции правовой системы до регулятора общественных отношений, в то время как пра­вовая система включает и иные функции, свя­занные с правовым развитием государства.[4]

В отличие от предложенных трактовок В.В. Гаврилов указывал на три подхода к клас­сификации правовых систем, среди которых он выделил группу общецивилизационных и пра­вовых критериев классификации.[5] По его мне­нию, общецивилизационные критерии в широ­ком понимании отражают идеологические, по­литические, религиозные, культурные особен­ности формирования и развития общества, са­мым непосредственным образом оказывают влияние на процесс возникновения, развития и функционирования правовых систем. Они раскрывают основополагающие принципы, закономерности и динамику развития правовых систем в тесной связи с политической, ду­ховной, религиозной и культурной жизнью общества на разных этапах его трансформа­ции. Показывают генетические корни право­вых систем, их диалектическую связь с такими составляющими факторами цивилизации, как религия, мораль, политика, экономика, соци­альная структура, этнография и экология.

Глава 2. Система российского права

2.1. Отраслевая характеристика системы российского права

Актуальной задачей современной российской юридической науки является исследова­ние проблемы построения системы российского права, которая была предметом пристального внимания юри­стов на протяжении почти всего XX в. Одной из важных задач в данном аспекте является выяснение структуры системы права, роли и места в ней тех или иных отраслей.

С.С. Алексеев считает, что отрасли права необходимо рассматривать не только исходя из предмета и метода правового регулирования.[1] По его мнению, следствием такого подхода является однолинейность существования отраслей права и он предла­гает разноуровневую структуру системы права:

1) конституционное право - первооснова в системе права;

2) материальные отрасли (фундаментальные, базо­вые, профилирующие) - гражданское, административ­ное и уголовное, которым соответствует гражданско-процессуальное, административно-процессуальное и уголовно-процессуальное;

3) специальные отрасли, формирующиеся на базе трех фундаментальных (базовых отраслей) - трудовое, семейное, земельное, финансовое и др.

Базовые отрасли права являются также основой формирования комплексных отраслей, таких, как мор­ское, предпринимательское и др.

«Отличительные особенности профилирующих (базовых) отраслей, - пишет С.С. Алексеев, - раскры­вающие их значение в качестве ядра системы права, за­ключаются в том, что они концентрируют главные (гене­ральные) юридические режимы - режимы качественно своеобразные, исходные по специфике правового регу­лирования и потому предопределяющие основные ти­повые особенности юридического инструментария»[2].

Позицию С.С. Алексеева о разных уровнях отрас­лей права фактически поддерживает Е.М. Ашмарина, которая считает, что сложившийся подход к дифферен­циации норм права по отраслям является оптимальным, поскольку нет оснований отказываться от общеприня­той доктрины, предлагающей наличие системы базовых (первого порядка) отраслей российского права (финан­сового, административного, уголовного, гражданского, трудового и пр.), и соответствующей упорядоченности содержащихся в них норм на основании критерия сово­купности предмета и метода правового регулирования (тем более что иной равнозначный системообразующий критерий до сих пор предложен не был).[3]

Сегодня можно вполне обоснованно говорить о чрезмерной эксплуатации представителями юриди­ческой науки, в основном исследующих частные во­просы, понятия «отрасль права». Они фактически раз­мывают сложившиеся к ней подходы, обосновывают существование все новых и новых отраслей права и бесконечно умножают их число, что, по существу, обе­сценивает значение категории «отрасль права».

2.2. Структурное многообразие системы российского права

При рассмотрении вопроса о соотношении системы и структуры права следует исходить из того, что «система» и «структура» не однопо­рядковые понятия. На полиструктурность права обращал внимание С.С. Алексеев.[1] Так, он выделял главную структуру, отражающую дифференциацию права на отрасли, институты и нормы. «Наслаивающуюся», вторичную структуру, по его мнению, образовывали комплексные отрасли права. Наряду с указанными структурами автор выделяет «идеальную» структуру, которую составляют логические нормы, правовые конструкции и главные подси­стемы права (регулятивное и охранительное).

Однако выделение главной и вторичной структуры у С.С. Алексеева проводится, по сути, по одному и тому же основанию. Иначе говоря, проводится определенная группировка, а далее все, что, по мнению исследова­теля, не укладывается в эту группировку, классифицируется заново.

Другими словами, отраслевое строение права должно рассматривать­ся в рамках одной структуры по одним и тем же параметрам. Иные кон­цепции структуры имеют право на существование внеотраслевого строения права. Любое наложение структур, предпринимавшееся в науке, порожда­ло массу оговорок, условностей и неточностей.

Другое дело иерархия структур или, точнее, иерархическая структура. Суть ее в том, что элементы системы, образующие ее структуру (структурные элементы), сами имеют определенное строение, поскольку состоят из других элементов . В теории систем иерархичная система также именуется неэлементарной (сложной). В этом смысле иерархическая структура ничего общего не имеет с «иерархией структур» С.С. Алексеева, где нормативные предписания «одновременно по некоторым другим показателям раскрывают свои особенности в иной, вторичной правовой общности».

-2