Найти в Дзене

Феррейн – аптекарская династия Москвы

Чуть более 100 лет назад об аптекарской династии Феррейнов знала вся Москва. А началась аптекарская история в 1701 году, когда царь Петр I издал указ об открытии в Москве вольных (частных) аптек. Феррейны начали свою фармацевтическую деятельность в начале XIX века. Основатель династии — Карл-Людвиг Иванович Феррейн, выходец из прусского города Арнсвальда (сейчас он известен как Хощно и находится в составе Польши). Успешно сдав экзамены в Императорской медико-хирургической академии и получив степень «аптекаря первого класса», он планирует создание своего дела. Сначала Феррейн покупает Ново-Полянскую аптеку на улице Большая Полянка, а затем задумывается о приобретении одной из старейших аптек Москвы, основанной ещё при Петре I. Аптека была перенесена на чётную сторону Никольской улицы. Она получила название Старо-Никольской — предполагают, что это связано с находившимся неподалёку монастырём Николы Старого. А в 1862 году заведение вновь сменило своё местоположение, перебравшись на чётную

Чуть более 100 лет назад об аптекарской династии Феррейнов знала вся Москва. А началась аптекарская история в 1701 году, когда царь Петр I издал указ об открытии в Москве вольных (частных) аптек.

аптека Феррейна
аптека Феррейна

Феррейны начали свою фармацевтическую деятельность в начале XIX века. Основатель династии — Карл-Людвиг Иванович Феррейн, выходец из прусского города Арнсвальда (сейчас он известен как Хощно и находится в составе Польши). Успешно сдав экзамены в Императорской медико-хирургической академии и получив степень «аптекаря первого класса», он планирует создание своего дела. Сначала Феррейн покупает Ново-Полянскую аптеку на улице Большая Полянка, а затем задумывается о приобретении одной из старейших аптек Москвы, основанной ещё при Петре I.

Аптека была перенесена на чётную сторону Никольской улицы. Она получила название Старо-Никольской — предполагают, что это связано с находившимся неподалёку монастырём Николы Старого. А в 1862 году заведение вновь сменило своё местоположение, перебравшись на чётную сторону улицы, в дом купца Константина Шильбаха. Именно с этого момента начинается расцвет предприятия, которое станет потом известно как московская «Аптека №1». Подъём будет связан с, пожалуй, наиболее известным представителем семьи Феррейнов — сыном Карла Ивановича Вольдемаром, он же Владимир Карлович Феррейн.

Сын основателя династии начал свою фармацевтическую карьеру в аптеке отца, был аптекарским помощником, провизором, а затем стал магистром фармации. Получив аптеку отца, Владимир Феррейн сразу взялся за дело и начал перестраивать её. У аптеки появились склады и различные лаборатории: например, гистолого-бактериологическая и химическая. В них велись исследования, практические и учебные занятия, бальзамирования, вскрытия и анализы.

Феррейн-младший также создал паевое «Товарищество В. К. Феррейнъ», оборотный капитал которого составлял довольно внушительную сумму — примерно три млн. золотых рублей. В него входили несколько аптек и лабораторий, стеклодувные мастерские, ряд технических помещений. Отдельную роль в Товариществе играли фармацевтический завод в подмосковной деревне Нижние Котлы и химический — под Ярославлем. Феррейны производили свыше 300 наименований лекарств, перевязочные материалы, парфюмерию и даже креплёные вина. Для поощрения сотрудников Владимир Карлович ввёл правило, согласно которому работники могли претендовать на долю от доходов предприятия.

Владимир Феррейн
Владимир Феррейн

Чтобы предприятие получало всё большую известность, Владимир Феррейн, как гласят легенды, прибегал к довольно экстравагантным методам. Так, в конце XIX века считалось, что для приготовления лекарств лучше всего подходит медвежий жир. Говорят, что из-за этого Феррейн-младший купил живого медведя, которого каждый день водили на водопой к столичному фонтану на Лубянской площади. Когда медведь умер, его чучело установили на втором этаже аптеки.

На фоне расширения фармацевтической империи её визитной карточке — Старо-Никольской аптеке — стало тесно в стенах бывшего купеческого дома. Феррейн обратился к столичным властям с просьбой построить для неё новое пятиэтажное здание. Когда проект обсуждался с архитектором Адольфом Эрихсоном, этажность сократили до четырёх. Новое здание было построено к 1899 году, его фасад в стиле неоренессанс украсили статуи богини здоровья Гигиеи. Внутри были просторные залы с изысканными вазами, дубовыми резными шкафами, канделябрами и античными скульптурами. Аптека стала крупнейшей в Европе.

«Товарищество Феррейна» получило широчайшую известность, причём не только в Москве. Фирма получала высшие награды на Всероссийской промышленной выставке и право размещать на этикетках своей продукции двуглавого орла. Феррейн также вёл широкую благотворительную деятельность и был попечителем многочисленных обществ. За это он был удостоен золотого вензельного знака, а также награждён орденами Святой Анны и Святого Станислава.

В Первую мировую войну в условиях прекращения поставок из Германии наработки Товарищества помогали преодолевать дефицит лекарств. В это время там служили 600 различных специалистов и 1000 рабочих. В условиях, когда стране не хватало бумажных денег, были введены свои контрамарки. Однако война и последующая революция не пощадили дело Феррейнов. В 1915 году, на волне антинемецких настроений, аптека на Никольской была разгромлена. А уже спустя пару лет советская власть национализировала все предприятия и аптеки Феррейнов.

Глава дома Владимир Феррейн смог пережить революцию лишь на год. Он умер от инфаркта в Крыму. Остальная семья в спешке была вынуждена покинуть Россию и уехала в Берлин. Аптека на Никольской, впрочем, продолжала существовать все советские годы и была закрыта уже только в 1990-х.

Понравилась статья? Ставь лайк. Подпишись на канал и жди новые публикации.

Аннушка Путешественница | Дзен