Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Знаменитый ресторан «Эльдорадо» Ильи Скалкина. Шедевр Льва Кекушева в Петровском парке

Признайтесь, как часто вы решаете, что то или другое вам нравится и подходит, лишь после того, как узнаёте имя автора, название фирмы-изготовителя или страну происхождения? Не важно, о чем речь: о книге или музыкальном произведении, костюме или автомобиле, архитектурном сооружении или о чем бы то ни было еще? Посмотрели, послушали, примерили… Вроде нравится, но что-то не то. Прочли на табличке, обложке или ярлычке: «имярек такой-то», «made in…», – и сразу же прониклись. Даже если минуту назад чувствовали «что-то не то». Скажу честно: не все произведения моих любимых писателей и архитекторов мне нравятся одинаково. К примеру, Царицынский комплекс или Петровский Путевой дворец я люблю гораздо больше, чем множество построек Матвея Казакова в стиле классицизма. Рассмотрев виллу Николая Павловича Рябушинского и погуляв по просторной территории Благовещенского храма, что в Петровском парке, я вышел на улицу Серегина и прошел до ее пересечения с Красноармейской, бывшим Большим Зыковским проез
Оглавление

Признайтесь, как часто вы решаете, что то или другое вам нравится и подходит, лишь после того, как узнаёте имя автора, название фирмы-изготовителя или страну происхождения? Не важно, о чем речь: о книге или музыкальном произведении, костюме или автомобиле, архитектурном сооружении или о чем бы то ни было еще?

Посмотрели, послушали, примерили… Вроде нравится, но что-то не то. Прочли на табличке, обложке или ярлычке: «имярек такой-то», «made in…», – и сразу же прониклись. Даже если минуту назад чувствовали «что-то не то».

Скажу честно: не все произведения моих любимых писателей и архитекторов мне нравятся одинаково. К примеру, Царицынский комплекс или Петровский Путевой дворец я люблю гораздо больше, чем множество построек Матвея Казакова в стиле классицизма.

Рассмотрев виллу Николая Павловича Рябушинского и погуляв по просторной территории Благовещенского храма, что в Петровском парке, я вышел на улицу Серегина и прошел до ее пересечения с Красноармейской, бывшим Большим Зыковским проездом, что получил свое название по деревне Зыково, в середине позапрошлого века ставшей частью Москвы.

И на их пересечении…

…Увидел дом, в котором сошлось все

И великолепие, красота и необычность самого здания, и стиль модерн, который я люблю куда сильнее, чем барокко и ампир с классицизмом. И, как оказалось, построен он был одним из моих любимейших мастеров архитектуры, Львом Николаевичем Кекушевым.

Впрочем, этот дом как раз из тех, глядя на которые, понимаешь: вот он тот случай, когда тебе совсем не важно, чье имя значится на информационной табличке на фасаде.

-2

Возвели его в 1908-1909 годах по заказу купца, вышедшего из крестьянства, Ильи Арефьевича Скалкина, ресторатора и создателя собственного хора. Соавторствовал Льву Николаевичу и вел работы непосредственно на стройплощадке архитектор Николай Дмитриевич Поликарпов – тот самый, что сделался автором «Уголка Дурова», о котором я тоже очень хочу рассказать в обозримом будущем.

Откровенно говоря…

…Место под ресторан с гостиницей оказалось самым что ни на есть удачным

Вокруг расположилось множество дачных домиков, что принадлежали знатным москвичам – аристократам, богатым купцам и представителям промышленного мира.

-3

К слову, свое первое заведение Илья Арефьевич открыл здесь еще в 1899 году, правда, пока еще в обычном деревянном доме. Назвал он свое детище на европейский лад «Эльдорадо» и украсил изнутри соответственно. Озаботился и о «культурной программе» с цыганскими песнями-плясками и прочими шумными увеселениями.

«Был еще за Тверской заставой ресторан «Эльдорадо» Скалкина, «Золотой якорь» на Ивановской улице под Сокольниками, ресторан «Прага», где Тарарыкин сумел соединить все лучшее от «Эрмитажа» и Тестова и даже перещеголял последнего расстегаями «пополам» — из стерляди с осетриной. В «Праге» были лучшие бильярды, где велась приличная игра»
(Владимир Алексеевич Гиляровский, «Москва и москвичи»)

Прошел десяток лет, и у купца-ресторатора скопились средства на оплату услуг прославленного зодчего и строительство кирпичного дома. В два этажа, с майоликой и частично облицованными «кабанчиком» фасадами, с обширным зимним садом, где посреди тропических растений свободно порхали канарейки. Угол дома обозначила массивная башня с граненым монументальным куполом. В ней же разместился парадный вход.

(5 фото)

Всю мебель спроектировали и произвели индивидуально, другой такой было не сыскать. Собственно, как и большинство элементов декора удивительного дома.

Кекушев лично разработал все детали, включая мелкое членение уникальных модерновых окон, причудливые флагодержатели и лепнину. Чугунные, каслинского литья, фонари и ограда – также произведение Льва Николаевича.

Вот только вместо его традиционного автографа – фигуры или морды льва – стены украсили гротескные театральные маски.

(15 фото)

Немудрено, что…

…Не только местные дачники здесь стали завсегдатаями

Со всей Москвы съезжались любители вкусно поесть и знатно повеселиться. Рассказывают, что заведение оказалось не только веселым, но и злачным. Люд бывал в нем самый разный, порой доходило до неприятностей. Газеты не раз писали о стрельбе и драках в стенах «Эльдорадо».

(6 фото)

В документах отчего-то не сохранилось информации о дате смерти Скалкина, но некоторые источники утверждают, что он скончался в 1914-м, оставив управление рестораном и гостиницей вдове.

Когда случилась Первая мировая война, здесь разместился госпиталь для раненых бойцов, а затем приют.

Потом пришла революция, и массы народа ринулись «грабить награбленное». Досталось бы и ресторану, но спасло его то, что в главном зале, со сцены, на которой прежде выступали цыганские ансамбли и собранный самим Скалкиным хор, в 1918 году выступил Владимир Ильич Ленин со знаменитой речью «Советская республика в опасности».

В 1919-м в бывшем ресторане открылся Красноармейский клуб имени Розы Люксембург, позднее превратившийся в Дом офицеров с кинозалом и танцплощадкой и сделавшийся излюбленным местом отдыха советской молодежи.

-7

Дом офицеров пробыл здесь до восьмидесятых, а роскошный дом, конечно, за пережитые десятилетия утративший свой лоск и шик, вдруг оказался в запустении, по неизвестной причине став никому не нужным.

Лишь в нулевые годы нового века им снова занялись всерьез. Отреставрировали фасад, сохранив его исторический облик, а с противоположной стороны, со двора, устроили стеклянную пристройку-веранду и передали в аренду горнодобывающей и металлургической организации «Мечел».

-8
Гостиница и ресторан Эльдорадо

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Ваши лайки и комментарии продемонстрируют алгоритмам Дзена, что статья стоит того, чтобы ее предложить большему количеству пользователей. Дзен доверяет читателям, оставляющим отклики на публикации авторов.

-9

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!