Найти в Дзене
Святые места

Чем вредны списки грехов на исповеди? Священник Александр Овчаренко

На самом деле, список с грехами — это очень хороший помощник, но в начале нашего воцерковления. Во-первых, это помогает нам увидеть огромное количество страстей и грехов, которые нас окружают и которые живут как в нашем сердце, так и в нашем мире. Но наступает такой момент, когда христианин, который уже воцерковился, начинает буквально погружаться в мелочи. Если, допустим, в монастыре исповедание помыслов — это целая практика и необходимое духовное требование, то на приходах достаточно того, что вы будете обсуждать со священником какие-то очень важные духовные точки, которые являются для вас обязательными для рассуждения или размышления, чтобы дальше двигаться. А бывает так, что человек начинает впадать в мелочность, и самое главное, — начинает не замечать и не видеть. Всё его внимание начинает концентрироваться на каких-то буквально незначительных мелочах, и он перестаёт жить в духовной жизни. Ему кажется, что он живёт в духовной жизни, но получается, что это какое-то ощущение синдр

На самом деле, список с грехами — это очень хороший помощник, но в начале нашего воцерковления.

Во-первых, это помогает нам увидеть огромное количество страстей и грехов, которые нас окружают и которые живут как в нашем сердце, так и в нашем мире. Но наступает такой момент, когда христианин, который уже воцерковился, начинает буквально погружаться в мелочи.

Если, допустим, в монастыре исповедание помыслов — это целая практика и необходимое духовное требование, то на приходах достаточно того, что вы будете обсуждать со священником какие-то очень важные духовные точки, которые являются для вас обязательными для рассуждения или размышления, чтобы дальше двигаться.

А бывает так, что человек начинает впадать в мелочность, и самое главное, — начинает не замечать и не видеть. Всё его внимание начинает концентрироваться на каких-то буквально незначительных мелочах, и он перестаёт жить в духовной жизни. Ему кажется, что он живёт в духовной жизни, но получается, что это какое-то ощущение синдрома, когда он хочет правильно всё рассказать, всё про себя объяснить и уйти с какой-то отмеченной галочкой, что он уже поисповедовался и все свои грехи исповедовал.

Здесь есть не просто ошибка, а неправильно духовное направление. Мы должны прийти от видения своих отдельных грехов к видению своего греховного состояния. Мы больны с вами. Мы больны настолько, что наша человеческая природа, можно так сказать, удобопреклонна ко греху. Ей удобнее и приятнее совершать грех, чем делать добродетель. А человек иногда хочет увидеть только отдельные свои грехи и сказать: «Так вот, я хороший человек, но иногда делаю плохие дела». Я пришёл рассказывать про свои дела, а так я вообще-то хороший человек.

Это хорошо на начальном этапе. В дальнейшем важно человеку перейти к видению своей больной природы, когда он видит, что как бы он ни старался исповедовать свои грехи, всё равно получается так, что он не может всё исповедовать. И тогда он приходит просто в покаянном чувстве. То, что испытывал апостол Пётр, когда плакал о своём грехе, когда он слышал пение петуха. То есть он уже был прощён, он был восстановлен в апостольстве, но всё равно испытывал покаянное чувство.

Текст основан на видео с канала «Духовный дневник». Читайте ещё:

Больше ответов на вопросы в нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

☦️Православная психология|Cвященники отвечают на вопросы